Глава 17. металлические конструкции машин

Методические особенности расчетов конструкций раз­личных машин в основном связаны со спецификой режи­ма работы и характером нагружения. В остальном расче­ты производятся по общим методикам, представленным в предыдущих разделах. В данной главе в качестве приме­ров рассмотрены особенности расчета и конструирования трех типичных видов конструкций: кранов мостового типа, гидравлического одноковшового экскаватора и ножнично­го подъемника.

Металлические конструкции кранов мостового типа

Устройство конструкций

Наиболее распространенными представителями кранов мостового типа являются мостовые и козловые краны об­щего назначения.

Несущая конструкция мостового крана представляет собой систему, состоящую из главных и концевых балок, образующих мост, который опирается на колеса (рис. 17.1). По главным балкам движется одна или несколько грузо­вых тележек. Размер базыВ выбирают из соображений ограничения перекосов при движении крана. Обычно глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru , причем меньшие значения принимаются для кран-балок и большепролетных кранов с частотными сис­темами управления приводами передвижения.

Кран-балки с подвесной грузовой тележкой грузоподъем­ностью до 10 т имеют однобалочное пролетное строение с ез­довым двутавром, по которому движется таль (рис. 17.1, а,17.2 а) (п. 13.5.1). Обычно для этого используют прокатные двутавры типа М (ГОСТ 19425) или широ­кополочные двутавры, которые имеют более толстые пояса и стенки, чем обычные. В тех случаях, когда сечения двутавра оказывается недостаточно по условию прочности или общей устойчивости, его усиливают горизонталь­ной фермой или дополни­тельным тонкостеннымсечением, швеллером, трубой, балкой треуголь­ного сечения и пр.

(рис. 17.2, б—д). При гру­зоподъемностях более 10 т целесообразно ис­пользовать коробчатое про­летное строение, по ниж­ним ПОЯСНЫМ свесам КОторого передвигается таль(рис. 17.2, е).

Пролетные строения опорных кранов большей грузо­подъемности обычно изготавливают с двумя главными бал­ками коробчатого сечения. Такой мост может представ­лять собой жесткую раму или шарнирную систему, кото­рая более технологична (рис. 17.1, б, в). Применяют два

типа главных балок: с рельсом посередине пояса и с рель­сом над стенкой (рис. 17.3) (п. 13.5.2, 13.5.3). Высоту балки hобычно принимают из условия глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru . Минимальное значение отношения глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru допустимо для кра­нов с системой управления, обеспечивающей плавный раз­гон и торможение механизма подъема. В балках с рельсом посередине пояса используют профильный рельс, ширину балки задают глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru с учетом рекомендаций п. 13.1.1 (рис. 17.3, а). В балках с рельсом над стенкой (рис. 17.3, б, в) в качестве рельса используют или прямо­угольный профиль из низколегированной стали, который приваривают к поясу, или профильный рельс (п. 13.5.3). При расположении рельса над стенкой соотношение раз­меров сечения может составлять глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru . Широкая балка имеет значительно большую горизонтальную жест­кость пролетного строения, что важно для специальных кранов с большими скоростями передвижения. Верхний пояс таких балок можно использовать в качестве галереи, которую при необходимости расширяют за счет дополни­тельной площадки на кронштейнах (рис. 17.3, в).

В отдельных случаях применяют однобалочные мосты с угловой тележкой (рис. 17.4, а, б). Такой мост имеет массу примерно на 20 % меньше, чем двухбалочный. Отношение размеров коробчатого сечения в этих мостах глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru . Размещение рельсов зависит от конструк­ции тележки. Каждый узел балки, воспринимающий местное давление от колес тележки, должен быть проверен на

прочность и сопротивление усталости по рекомендациям п. 13.5. Концевая балка 1 однобалочного крана смещена относительно центра главной балки 2 таким образом, что­бы суммарная нагрузка от весов груза глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru ,тележки глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru и пролетного строения глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru примерно одинаково распределя­лась на оба колеса: глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru (рис- 17.4, а).

Соединение главных балок 1 с концевыми2 целесообразно осуществлять с помощью горизонтального или вер­тикального фланцевого соединения (рис. 17.5). При этом концевая балка с колесами и механизмом передвижения доставляется на место монтажа в состоянии полной завод­ской готовности, что обеспечивает необходимую точность установки ходовых колес. Узел соединения главных балок с концевыми загружается в основном нагрузками от пе­рекоса конструкции и горизонтальными силами инерции, поэтому его долговечность существенно зависит от системы управления механизмов передвижения. Подшипники ходо­вых колес в концевых балках закрепляют с помощью угловых букс (рис. 17.6, а), или непосредственно в утолщен­ной стенке со съемной крышкой (рис. 17.6, б), или в эксцентричной втулке, позволяющей регулировать положе­ние колеса (рис. 17.6, в).

Для уменьшения уг­лов уклона под тележечного рельса, возника

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru Рис. 17.6. Схемы установки колес в мостовых кранах

ющих в результате прогиба пролетной балки под действи­ем собственного веса и нагрузок от веса тележки и груза (см. пример 3.3), балкам придается строительный подъем, т. е. выгиб вверх, частично компенсирующий указанные прогибы. Строительный подъем пролетных строений мос­товых кранов выполняют при пролете глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru м и осуще­ствляют его путем соответствующего раскроя стенок бал­ки, по профилю кромки которых выгибают пояс. Стрела выгиба строительного подъема глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru .

Несущая конструкция козлового крана состоит из глав­ных балок 1 и опор 2, 3 (рис. 17.7). Главные балки могут быть соединены концевыми балками 4. При необходимос­ти обслуживания грузов на территориях, лежащих за пре­делами колеи крана, пролетное строение изготавливают с консолями, которым для уменьшения массы придается переменное по высоте сечение. База козлового крана обычно глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru , и проверяют достаточность этого размера из ус­ловия общей устойчивости крана при резком торможении (или ударе в буфер) при движении по ветру.

В кранах малого пролета глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru обычно делают обе опоры одинаковые, жесткие. Конструкции козловых кра-

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru

нов большего пролета проектируют с одной жесткой 2, а со второй шарнирной или гибкой 3 опорой (рис. 17.7). Это снижает степень статической неопределимости конструк­ции и уменьшает боковые нагрузки на реборды колес от температурных деформаций и распора (см. пример 4.1, рис. 4.3, д). В конструкции с гибкой опорой параметры ее сечения выбирают таким образом, чтобы гибкая опора удов­летворяла условиям прочности и устойчивости, но имела бы существенно меньшую жесткость при изгибе в направ­лении поперек кранового рельса, чем жесткая опора.

Для обеспечения пространственной жесткости конструк­ции с двухбалочным пролетным строением в кранах с кон­солями применяют верхние связи в виде П-образной рамы, образованные из балок коробчатого сечения (рис. 17.7, а). Размеры рамы должны быть достаточны для прохода те­лежки. В других случаях жесткость обеспечивают с помо­щью U-образной конструкции опор, имеющих снизу ко­робчатый ригель, соединяющий две стойки, и концевых балок 4 (рис. 17.7, б).

Пролетное строение, как и в мостовых кранах, может быть двухбалочным или однобалочным и имеет примерно такое же сечение (см. рис. 17.3). Для кранов легких режи­мов работы, до А4, малых грузоподъемностей и пролетов используют ездовые двутавры с усилением (см. рис. 17.2, г, д), а для кранов с большими пролетами применяют

ферменные конструкции с опорной или подвесной тележкой. Высота ферменного пролетного строения глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru . Высота консольной фермы глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru .

Для того чтобы уменьшить уклон рельсового пути те­лежки и предотвратить заклинивание реборд в результате распора от собственного веса, несущие конструкции козлового крана изготавливают со «строительным подъемом». В кранах с обеими жесткими ногами пролетным балкам придают небольшой выгиб вверх глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru , консоли делают при­поднятыми на глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru а пролет уменьшают по сравнению с номинальным значением на х0 (рис. 17.8, поз. 3). Если одна опора шарнирная или гибкая, то «строительный подъем» выполняют только на главных балках. Значения величин глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru вычисляют взависимости от соотноше­ния длин консолей и пролета [2].

Особенности расчета

Общая схема и методика проектирования листовых кон­струкций представлены в п. 1.4 и 13.4.1. Здесь изложены особенности реализации этих методик применительно к кон­струкциям кранов мостового типа.

1. Выбирают тип конструктивного решения (п. 17.1.1) и производят предварительную общую компоновку конст­рукции с учетом требований технического задания и кон­структивных ограничений (пролет, колея тележки, высо­та опор и консолей и пр.).

Определяют марки стали. Для конструкций мостовых и козловых кранов, как правило, используют обычные мало­углеродистые (ВСтЗсп) и низколегированные (09Г2, 09Г2С) стали (п. 12.2, 12.3). Применение высокопрочных сталей не рационально в связи с тем, что строгих ограничений по массе для этих машин нет и определяющим критерием во многих случаях оказывается условие жесткости.

2. Формируют таблицу нагрузок (п. 6.1, табл. 17.1, 17.2). Определяют коэффициенты надежности, динамические ко­эффициенты (п. 5.4.2), коэффициенты толчков (п. 5.4.1), весовые, инерционные (п. 5.4), технологические и ветровые

(п. 6.5) нагрузки. Значения коэффициентов надежности по весу груза даны в табл. 17.3. Рекомендации для других на­грузок приведены в гл. 6. В комбинации Па ветровая нагруз­ка действует вдоль оси у (рис. 17.9, а). В комбинациях IIb и IIс направление ветровой нагрузки совпадает с направлением действия инерционной силы от масс тележки и груза.

Перекосная нагрузка при расчете мостовых кранов с релейно-контакторной системой управления приводами передвижения по комбинации IIЬ может быть задана как (рис. 17.9, б, в)

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru

Здесь глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru тормозное усилие на колесе от одногопривода передвижения; Мт — тормозной момент одного

тормоза; и — передаточное отношение привода; глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru — диа­метр колеса; глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru — КПД механизма; р — общее количество приводов передвижения крана. Для I расчетного случая глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru . Если приводы передвижения оснаще­ны системой частотного управления, то глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru . По комбинации с можно принимать глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru и глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru . Усилие глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru направлено в сторону, противопо­ложную действию инерционных сил.

В козловых кранах перекос по II расчетному случаю можно задавать нагрузкой глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru или как смещение од

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru Рис. 17.9. Схемы нагрузок, действующих от тележки на пролетное строение мостового крана

ной опоры относительно другой вдоль кранового рельса на глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru . По I расчетному случаю надо учиты­вать, что перекос может быть знакопеременный и считать

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru .

В козловых кранах при подъеме груза (комбинация Па) точка подвеса груза перемещается не только в вертикаль­ном, но и в горизонтальном направлении, поэтому возникает продольная инерционная нагрузка глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru (рис. 17.10). Она вычисляется как

(17.1)

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru

Здесь глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru — динамический коэффициент, равный глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru или глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru ; Q — номинальная грузоподъемность крана. Значения ко­эффициента приведены в табл. 17.4 (рис. 17.10). Коэф­фициент надежности по горизонтальной инерционной на­грузке Fqx принимают равным коэффициенту надежности по весу груза глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru (табл. 17.3).

Таблица 17.4 Значения коэффициента горизонтальных инерционных нагрузок глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru (17.1)
Тип конструкции Положение тележки Коэффициент глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru
Одна опора гибкая или На консоли жесткой опоры - 0,6*
шарнирная, другая —- В пролете + 0,45*
жесткая На консоли гибкой опоры - 0,3*
Две жесткие опоры В пролете
На консоли ± 0,15**

* Направление усилия показано на рис. 17.10; ** Направление усилия совпа­дает с направлением от ноги к концу загруженной консоли.

3. Выполняют расчеты на прочность. Напряжения в конструкции мостового крана можно вычислять анали­тически или МКЭ. Многократно статически неопредели­мую конструкцию козлового крана следует считать с по­мощью МКЭ.

Расчетная схема конструкции мостового крана для аналитического расчета или расчета МКЭ с применением стер­жневых элементов представляет собой четырехопорную пространственную раму (рис. 17.11, а, б). Для приближен­ных аналитических расчетов модель можно упростить (рис. 17.11, в). Схема опорных связей для расчета по ком­бинациям Па, ПЬ и Пс показана на рис. 17.9. Горизон­тальные связи отражают взаимодействие реборд с голов­кой рельса, которое может происходить по одному рельсу или на диагонально расположенных колесах (см. рис. 2.6).

Поскольку пролетное строение в значительной степени обуславливает массу конструкции, то параметры главных балок следует выбирать с учетом рекомендаций п. 13.4.2. Расчет основного сечения главных балок производят по комбинации нагрузок Па и ИЪ при расположении тележки в положение с координатой с (2.8) (рис. 17.9, а, б). Опор­ные участки главных балок рассчитывают по тем же ком­бинациям при расположении тележки вблизи концевой бал­ки (рис. 17.9, в). Расчет концевой балки выполняют по комбинациям IIа, IIb и IIс при нахождении тележки в край­нем положении при контакте буферов с тупиковым упо­ром (рис. 17.9, в, г). При аналитических расчетах глав­ных и концевых балок от действия вертикальных нагрузок их приближенно можно рассматривать как двухопор­ные статически определимые балки. Но изгиб конструкции в горизонтальной плоскости при крайнем положении те­лежки следует анализировать с учетом ее статической не­определимости. Для этого можно использовать упрощен­ную схему, т. е. считать, что силы глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru и инерционные силы глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru от тележки с грузом приложены к концевой балке. То­гда опорные реакции от сосредоточенной силы глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru (рис. 17.12.)

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru

а изгибающие моменты в углах рамы

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru Рис. 17.12. Расчетная схема и эпюра изгибающих мо­ментов для мостового крана в горизонтальной плоскости

глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru Рис. 17.13. Модель конструкции козлового крана: а — схе­ма нагрузок от тележки при комбинации Ь; б — схема определения перекосной жесткости конструкции

Для расчетов общего напряженного состояния конст­рукций козловых кранов также используется стержневая .модель (рис. 17.13). Расчет основного сечения главных балок производят по комбинации нагрузок Па и ПЬ при нахождении тележки в середине пролета в положении с ко­ординатой с (2.8) и на большей из консолей (рис. 17.13, а).Если консолей нет, то проверяют опорные участки глав­ных балок по тем же комбинациям при расположении те­лежки вблизи опор. Расчет опор выполняют по комбина­циям IIа, IIb и IIс и при расположении тележки на максимальном вылете консоли или, при отсутствии консолей, в крайнем положении.

Таким образом определяют размеры сечений всех эле­ментов, обеспечивающие выполнение условий прочности при всех комбинациях нагрузок и положениях тележки.

4. Жесткость конструкции проверяют по условию (8.1). Для этих конструкций расчетный прогиб глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru вычисляют от суммарной нагрузки, равной весу тележки и груза без уче­та динамических коэффициентов и коэффициентов пере­грузки. Если условие жесткости не выполнено, то увели­чивают момент инерции сечения. Наиболее эффективно это достигается увеличением высоты балки.

Нормативные ограничения на прогибы пролетных стро­ений кранов мостового типа приведены в табл. 17.5 [10]. Согласно международным нормам ISO22986 : 2007, для кранов мостового типа рекомендуется иметь:

Таблица 17.5 Допустимые относительные прогибы пролетных строений кранов мостового типа глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru
Тип и особенности Группы режима работы крана  
конструкции А1 А2, АЗ А4, А5 А6, А7 А8
  Мостовые краны      
Кабина отсутствует 1/400 1/500 1/500 1/700 -
Кабина у края моста 1/400 1/500 1/600 1/800 1/900
Кабина в центре мо 1/400 1/600 1/800 1/1000 1/1000
ста или на тележке          
  Козловые краны      
Обе опоры жесткие:          
центр пролета 1/400 1/500 1/600 1/800
консоль 1/150 1/150 1/200 1/300
Одна опора гибкая:          
центр пролета 1/500 1/600 1/800 1/1000 -
консоль 1/150 1/200 1/250 1/350
               

При необходимости точного позиционированиягруза глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru

При нормальных условиях эксплуатации и кон­такторной системе управления приводами глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru

При отсутствии требований точного позициони­рования груза, при малых скоростях подъема и использовании бесступенчатой системы управ­ления приводами............. глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru


Жесткость пролетного строения при действии горизон­тальных нагрузок, при перекосах, а также жесткость от­дельных элементов конструкций не нормируются. Однако повышенная податливость в этих случаях приводит к воз­никновению вибраций и снижению долговечности конст­рукции и ходовой части машины. Поэтому, если система управления приводами передвижения не гарантирует син­хронизации перемещения обеих опор, то значение коэф­фициента жесткости конструкции козлового крана глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru (рис. 17.13, б) рекомендуется обеспечивать не менее 0,1 - 0,2 кН/мм. Меньшее значение для кранов со скоростью передвижения и < 0,5 м/с, большее — для глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru .

В международных нормах ISO22986 : 2007 для обеспе­чения нормальных условий работы операторов мостовых кранов пролетом до 30 м рекомендуется обеспечивать час­тоту:

• вертикальных колебаний: при контакторной системе управления глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru Гц; при бесступенчатой системе управления глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru Гц;

• горизонтальных колебаний глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru Гц.

Частоту горизонтальных колебаний козловых кранов рекомендуется иметь не менее глава 17. металлические конструкции машин - student2.ru Гц. Время затуха­ния колебаний по формуле (8.3) для мостовых кранов ре­комендуется иметь не более 10-15 с, а для козловых —не более 20-25 с (большие значения для кранов легкого режима работы).

5. Расчет на общую устойчивость для коробчатых про­летных балок не требуется (п. 9.3). На общую устойчи­вость надо проверять гибкие опоры козловых кранов, ко­торые являются сжато-изогнутыми стержнями (п. 9.2.2). Проверку выполняют по комбинации Па и 1ГЬ при распо­ложении тележки в крайнем положении или на консоли со стороны гибкой опоры.

6. Методика обеспечения местной устойчивости элемен­тов конструкции рассмотрена в п. 13.4.1 (п. 6). Если бал­ка имеет переменное сечение, то учитывают рекомендации п. 13.2.

7. Проверочный расчет на сопротивление усталости вы­полняют для РЗ в основных сечениях главной и концевой балок мостового крана, а также в главных балках и в узле соединения главной балки с жесткой ногой козлового кра­на по методике п. 10.3. Для козловых кранов с консолями следует проверять на сопротивление усталости сечение, в котором имеет место наибольший размах напряжений от подвижной нагрузки (п. 2.2.3, пп. 4).

8. Расчет узлов местного нагружения производят по ре­комендациям п. 13.5.

Наши рекомендации