Глава 17. металлические конструкции машин
Методические особенности расчетов конструкций различных машин в основном связаны со спецификой режима работы и характером нагружения. В остальном расчеты производятся по общим методикам, представленным в предыдущих разделах. В данной главе в качестве примеров рассмотрены особенности расчета и конструирования трех типичных видов конструкций: кранов мостового типа, гидравлического одноковшового экскаватора и ножничного подъемника.
Металлические конструкции кранов мостового типа
Устройство конструкций
Наиболее распространенными представителями кранов мостового типа являются мостовые и козловые краны общего назначения.
Кран-балки с подвесной грузовой тележкой грузоподъемностью до 10 т имеют однобалочное пролетное строение с ездовым двутавром, по которому движется таль (рис. 17.1, а,17.2 а) (п. 13.5.1). Обычно для этого используют прокатные двутавры типа М (ГОСТ 19425) или широкополочные двутавры, которые имеют более толстые пояса и стенки, чем обычные. В тех случаях, когда сечения двутавра оказывается недостаточно по условию прочности или общей устойчивости, его усиливают горизонтальной фермой или дополнительным тонкостеннымсечением, швеллером, трубой, балкой треугольного сечения и пр.
(рис. 17.2, б—д). При грузоподъемностях более 10 т целесообразно использовать коробчатое пролетное строение, по нижним ПОЯСНЫМ свесам КОторого передвигается таль(рис. 17.2, е).
Пролетные строения опорных кранов большей грузоподъемности обычно изготавливают с двумя главными балками коробчатого сечения. Такой мост может представлять собой жесткую раму или шарнирную систему, которая более технологична (рис. 17.1, б, в). Применяют два
типа главных балок: с рельсом посередине пояса и с рельсом над стенкой (рис. 17.3) (п. 13.5.2, 13.5.3). Высоту балки hобычно принимают из условия . Минимальное значение отношения допустимо для кранов с системой управления, обеспечивающей плавный разгон и торможение механизма подъема. В балках с рельсом посередине пояса используют профильный рельс, ширину балки задают с учетом рекомендаций п. 13.1.1 (рис. 17.3, а). В балках с рельсом над стенкой (рис. 17.3, б, в) в качестве рельса используют или прямоугольный профиль из низколегированной стали, который приваривают к поясу, или профильный рельс (п. 13.5.3). При расположении рельса над стенкой соотношение размеров сечения может составлять . Широкая балка имеет значительно большую горизонтальную жесткость пролетного строения, что важно для специальных кранов с большими скоростями передвижения. Верхний пояс таких балок можно использовать в качестве галереи, которую при необходимости расширяют за счет дополнительной площадки на кронштейнах (рис. 17.3, в).
В отдельных случаях применяют однобалочные мосты с угловой тележкой (рис. 17.4, а, б). Такой мост имеет массу примерно на 20 % меньше, чем двухбалочный. Отношение размеров коробчатого сечения в этих мостах . Размещение рельсов зависит от конструкции тележки. Каждый узел балки, воспринимающий местное давление от колес тележки, должен быть проверен на
прочность и сопротивление усталости по рекомендациям п. 13.5. Концевая балка 1 однобалочного крана смещена относительно центра главной балки 2 таким образом, чтобы суммарная нагрузка от весов груза ,тележки и пролетного строения примерно одинаково распределялась на оба колеса: (рис- 17.4, а).
Для уменьшения углов уклона под тележечного рельса, возника
Рис. 17.6. Схемы установки колес в мостовых кранах |
ющих в результате прогиба пролетной балки под действием собственного веса и нагрузок от веса тележки и груза (см. пример 3.3), балкам придается строительный подъем, т. е. выгиб вверх, частично компенсирующий указанные прогибы. Строительный подъем пролетных строений мостовых кранов выполняют при пролете м и осуществляют его путем соответствующего раскроя стенок балки, по профилю кромки которых выгибают пояс. Стрела выгиба строительного подъема .
Несущая конструкция козлового крана состоит из главных балок 1 и опор 2, 3 (рис. 17.7). Главные балки могут быть соединены концевыми балками 4. При необходимости обслуживания грузов на территориях, лежащих за пределами колеи крана, пролетное строение изготавливают с консолями, которым для уменьшения массы придается переменное по высоте сечение. База козлового крана обычно , и проверяют достаточность этого размера из условия общей устойчивости крана при резком торможении (или ударе в буфер) при движении по ветру.
В кранах малого пролета обычно делают обе опоры одинаковые, жесткие. Конструкции козловых кра-
нов большего пролета проектируют с одной жесткой 2, а со второй шарнирной или гибкой 3 опорой (рис. 17.7). Это снижает степень статической неопределимости конструкции и уменьшает боковые нагрузки на реборды колес от температурных деформаций и распора (см. пример 4.1, рис. 4.3, д). В конструкции с гибкой опорой параметры ее сечения выбирают таким образом, чтобы гибкая опора удовлетворяла условиям прочности и устойчивости, но имела бы существенно меньшую жесткость при изгибе в направлении поперек кранового рельса, чем жесткая опора.
Для обеспечения пространственной жесткости конструкции с двухбалочным пролетным строением в кранах с консолями применяют верхние связи в виде П-образной рамы, образованные из балок коробчатого сечения (рис. 17.7, а). Размеры рамы должны быть достаточны для прохода тележки. В других случаях жесткость обеспечивают с помощью U-образной конструкции опор, имеющих снизу коробчатый ригель, соединяющий две стойки, и концевых балок 4 (рис. 17.7, б).
Пролетное строение, как и в мостовых кранах, может быть двухбалочным или однобалочным и имеет примерно такое же сечение (см. рис. 17.3). Для кранов легких режимов работы, до А4, малых грузоподъемностей и пролетов используют ездовые двутавры с усилением (см. рис. 17.2, г, д), а для кранов с большими пролетами применяют
ферменные конструкции с опорной или подвесной тележкой. Высота ферменного пролетного строения . Высота консольной фермы .
Для того чтобы уменьшить уклон рельсового пути тележки и предотвратить заклинивание реборд в результате распора от собственного веса, несущие конструкции козлового крана изготавливают со «строительным подъемом». В кранах с обеими жесткими ногами пролетным балкам придают небольшой выгиб вверх , консоли делают приподнятыми на а пролет уменьшают по сравнению с номинальным значением на х0 (рис. 17.8, поз. 3). Если одна опора шарнирная или гибкая, то «строительный подъем» выполняют только на главных балках. Значения величин вычисляют взависимости от соотношения длин консолей и пролета [2].
Особенности расчета
Общая схема и методика проектирования листовых конструкций представлены в п. 1.4 и 13.4.1. Здесь изложены особенности реализации этих методик применительно к конструкциям кранов мостового типа.
1. Выбирают тип конструктивного решения (п. 17.1.1) и производят предварительную общую компоновку конструкции с учетом требований технического задания и конструктивных ограничений (пролет, колея тележки, высота опор и консолей и пр.).
Определяют марки стали. Для конструкций мостовых и козловых кранов, как правило, используют обычные малоуглеродистые (ВСтЗсп) и низколегированные (09Г2, 09Г2С) стали (п. 12.2, 12.3). Применение высокопрочных сталей не рационально в связи с тем, что строгих ограничений по массе для этих машин нет и определяющим критерием во многих случаях оказывается условие жесткости.
2. Формируют таблицу нагрузок (п. 6.1, табл. 17.1, 17.2). Определяют коэффициенты надежности, динамические коэффициенты (п. 5.4.2), коэффициенты толчков (п. 5.4.1), весовые, инерционные (п. 5.4), технологические и ветровые
(п. 6.5) нагрузки. Значения коэффициентов надежности по весу груза даны в табл. 17.3. Рекомендации для других нагрузок приведены в гл. 6. В комбинации Па ветровая нагрузка действует вдоль оси у (рис. 17.9, а). В комбинациях IIb и IIс направление ветровой нагрузки совпадает с направлением действия инерционной силы от масс тележки и груза.
Перекосная нагрузка при расчете мостовых кранов с релейно-контакторной системой управления приводами передвижения по комбинации IIЬ может быть задана как (рис. 17.9, б, в)
Здесь тормозное усилие на колесе от одногопривода передвижения; Мт — тормозной момент одного
тормоза; и — передаточное отношение привода; — диаметр колеса; — КПД механизма; р — общее количество приводов передвижения крана. Для I расчетного случая . Если приводы передвижения оснащены системой частотного управления, то . По комбинации с можно принимать и . Усилие направлено в сторону, противоположную действию инерционных сил.
В козловых кранах перекос по II расчетному случаю можно задавать нагрузкой или как смещение од
Рис. 17.9. Схемы нагрузок, действующих от тележки на пролетное строение мостового крана |
ной опоры относительно другой вдоль кранового рельса на . По I расчетному случаю надо учитывать, что перекос может быть знакопеременный и считать
.
В козловых кранах при подъеме груза (комбинация Па) точка подвеса груза перемещается не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении, поэтому возникает продольная инерционная нагрузка (рис. 17.10). Она вычисляется как
(17.1) |
Здесь — динамический коэффициент, равный или ; Q — номинальная грузоподъемность крана. Значения коэффициента приведены в табл. 17.4 (рис. 17.10). Коэффициент надежности по горизонтальной инерционной нагрузке Fqx принимают равным коэффициенту надежности по весу груза (табл. 17.3).
Таблица 17.4 Значения коэффициента горизонтальных инерционных нагрузок (17.1)
|
* Направление усилия показано на рис. 17.10; ** Направление усилия совпадает с направлением от ноги к концу загруженной консоли. |
3. Выполняют расчеты на прочность. Напряжения в конструкции мостового крана можно вычислять аналитически или МКЭ. Многократно статически неопределимую конструкцию козлового крана следует считать с помощью МКЭ.
Расчетная схема конструкции мостового крана для аналитического расчета или расчета МКЭ с применением стержневых элементов представляет собой четырехопорную пространственную раму (рис. 17.11, а, б). Для приближенных аналитических расчетов модель можно упростить (рис. 17.11, в). Схема опорных связей для расчета по комбинациям Па, ПЬ и Пс показана на рис. 17.9. Горизонтальные связи отражают взаимодействие реборд с головкой рельса, которое может происходить по одному рельсу или на диагонально расположенных колесах (см. рис. 2.6).
Поскольку пролетное строение в значительной степени обуславливает массу конструкции, то параметры главных балок следует выбирать с учетом рекомендаций п. 13.4.2. Расчет основного сечения главных балок производят по комбинации нагрузок Па и ИЪ при расположении тележки в положение с координатой с (2.8) (рис. 17.9, а, б). Опорные участки главных балок рассчитывают по тем же комбинациям при расположении тележки вблизи концевой балки (рис. 17.9, в). Расчет концевой балки выполняют по комбинациям IIа, IIb и IIс при нахождении тележки в крайнем положении при контакте буферов с тупиковым упором (рис. 17.9, в, г). При аналитических расчетах главных и концевых балок от действия вертикальных нагрузок их приближенно можно рассматривать как двухопорные статически определимые балки. Но изгиб конструкции в горизонтальной плоскости при крайнем положении тележки следует анализировать с учетом ее статической неопределимости. Для этого можно использовать упрощенную схему, т. е. считать, что силы и инерционные силы от тележки с грузом приложены к концевой балке. Тогда опорные реакции от сосредоточенной силы (рис. 17.12.)
а изгибающие моменты в углах рамы
Рис. 17.12. Расчетная схема и эпюра изгибающих моментов для мостового крана в горизонтальной плоскости |
Рис. 17.13. Модель конструкции козлового крана: а — схема нагрузок от тележки при комбинации Ь; б — схема определения перекосной жесткости конструкции |
Для расчетов общего напряженного состояния конструкций козловых кранов также используется стержневая .модель (рис. 17.13). Расчет основного сечения главных балок производят по комбинации нагрузок Па и ПЬ при нахождении тележки в середине пролета в положении с координатой с (2.8) и на большей из консолей (рис. 17.13, а).Если консолей нет, то проверяют опорные участки главных балок по тем же комбинациям при расположении тележки вблизи опор. Расчет опор выполняют по комбинациям IIа, IIb и IIс и при расположении тележки на максимальном вылете консоли или, при отсутствии консолей, в крайнем положении.
Таким образом определяют размеры сечений всех элементов, обеспечивающие выполнение условий прочности при всех комбинациях нагрузок и положениях тележки.
4. Жесткость конструкции проверяют по условию (8.1). Для этих конструкций расчетный прогиб вычисляют от суммарной нагрузки, равной весу тележки и груза без учета динамических коэффициентов и коэффициентов перегрузки. Если условие жесткости не выполнено, то увеличивают момент инерции сечения. Наиболее эффективно это достигается увеличением высоты балки.
Нормативные ограничения на прогибы пролетных строений кранов мостового типа приведены в табл. 17.5 [10]. Согласно международным нормам ISO22986 : 2007, для кранов мостового типа рекомендуется иметь:
Таблица 17.5 Допустимые относительные прогибы пролетных строений кранов мостового типа
При необходимости точного позиционированиягруза При нормальных условиях эксплуатации и контакторной системе управления приводами При отсутствии требований точного позиционирования груза, при малых скоростях подъема и использовании бесступенчатой системы управления приводами............. |
Жесткость пролетного строения при действии горизонтальных нагрузок, при перекосах, а также жесткость отдельных элементов конструкций не нормируются. Однако повышенная податливость в этих случаях приводит к возникновению вибраций и снижению долговечности конструкции и ходовой части машины. Поэтому, если система управления приводами передвижения не гарантирует синхронизации перемещения обеих опор, то значение коэффициента жесткости конструкции козлового крана (рис. 17.13, б) рекомендуется обеспечивать не менее 0,1 - 0,2 кН/мм. Меньшее значение для кранов со скоростью передвижения и < 0,5 м/с, большее — для .
В международных нормах ISO22986 : 2007 для обеспечения нормальных условий работы операторов мостовых кранов пролетом до 30 м рекомендуется обеспечивать частоту:
• вертикальных колебаний: при контакторной системе управления Гц; при бесступенчатой системе управления Гц;
• горизонтальных колебаний Гц.
Частоту горизонтальных колебаний козловых кранов рекомендуется иметь не менее Гц. Время затухания колебаний по формуле (8.3) для мостовых кранов рекомендуется иметь не более 10-15 с, а для козловых —не более 20-25 с (большие значения для кранов легкого режима работы).
5. Расчет на общую устойчивость для коробчатых пролетных балок не требуется (п. 9.3). На общую устойчивость надо проверять гибкие опоры козловых кранов, которые являются сжато-изогнутыми стержнями (п. 9.2.2). Проверку выполняют по комбинации Па и 1ГЬ при расположении тележки в крайнем положении или на консоли со стороны гибкой опоры.
6. Методика обеспечения местной устойчивости элементов конструкции рассмотрена в п. 13.4.1 (п. 6). Если балка имеет переменное сечение, то учитывают рекомендации п. 13.2.
7. Проверочный расчет на сопротивление усталости выполняют для РЗ в основных сечениях главной и концевой балок мостового крана, а также в главных балках и в узле соединения главной балки с жесткой ногой козлового крана по методике п. 10.3. Для козловых кранов с консолями следует проверять на сопротивление усталости сечение, в котором имеет место наибольший размах напряжений от подвижной нагрузки (п. 2.2.3, пп. 4).
8. Расчет узлов местного нагружения производят по рекомендациям п. 13.5.