Фланцевые болтовые соединения
Конструкция соединения
Рис. 15.10. Конструкция внешнего фланцевого соединения |
Фланцевое соединение состоит из фланцев, приваренных к торцам балок, и соединяющих их болтов. Обычно болты размещают на внешней части фланцев, и такое соединение
называют внешним фланцевым соединением (рис. 15.10). В крупных конструкциях можно использовать соединения с внутренними фланцами (рис. 15.11, а), что, естественно, уменьшает габаритные размеры узла. Для разгрузки сварного соединения фланца с конструкцией в таких узлах, подверженных интенсивному нагружению, применяют двойной фланец с удлиненными болтами (рис. 15.11, б).
Фланец испытывает изгиб, поэтому его делают толще, чем элементы присоединяемой конструкции (рекомендуется где — толщина фланца; dB — диаметр болта), и при необходимости подкрепляют ребрами. При необходимости можно сделать отверстие во фланце, при этом а2 - (рис. 5.10). Поскольку фланец загружается усилием, передаваемым от балки и направленным перпендикулярно к его плоскости, то для его изготовления следует использовать прокат с гарантированными Z-свойствами (п. 12.2). В результате сварочных поводок фланцы теряют плоскую форму, поэтому их прилегающие поверхности должны быть механически обработаны (см. рис. 15.5, в). В менее ответственных конструкциях, не требующих точного монтажа, для уменьшения сварочных деформаций приваривают фланцы в собранном виде, т. е. соединенные болтами друг с другом.
Для обеспечения плотности стыка болты размещают на расстоянии друг от друга (рис. 15.10) и по возможности ближе к сварному шву , но так, чтобы болт можно было затянуть гаечным ключом. Во
Рис. 15.11. Конструкции внутренних фланцевых соединений |
фланцевых соединениях болты устанавливают с зазором. Неодинаковость затяжки болтов может привести к существенной перегрузке тех болтов, которые затянуты сильнее. Поэтому при установке используют динамометрический ключ, который позволяет контролировать усилие предварительной затяжки.
Для восприятия сдвигающих усилий ставят два штифта, которые размещают в той области, где болты менее нагружены (вблизи нейтральной оси). Если же сдвигающее усилие имеет постоянное направление, то вместо штифтов на одном из фланцев можно сделать уступ, который получается после механической обработки прилегающей поверхности, он служит упором для обработанной кромки ответного фланца (рис. 17.5, б).
Сварное соединение фланца с конструкцией должно быть рассчитано по рекомендациям п. 15.1.2. Если прочность швов оказывается недостаточной, то можно ввести местное утолщение присоединяемых листов, укрепить их ребрами жесткости или использовать двойной фланец (рис. 15.11, б). Следует иметь в виду, что окончание ребра на балке является существенным концентратором напряжений (табл. 10.3), поэтому для интенсивно нагруженных фланцевых соединений необходимо предпринимать меры защиты от усталостного и хрупкого разрушения.