Ездовые балки с рельсом над стенкой (коробчатые и двутавровые)
Двутавровые ездовые балки обычно используются в качестве подкрановых (рис. 13.23, а). Коробчатые балки с рельсом над стенкой применяются в пролетных строениях мостовых и козловых кранов (рис. 13.23, б). Рельс крепится к балке болтовыми прижимами или с помощью сварки. Долговечность балок такого типа в большинстве случаев лимитируется долговечностью сварного узла соединения стенки с верхним поясом. Он загружается сжатием от вертикального давления колеса (Fz), а также местным изгибом, который возникает от неплоскостности самой стенки, а также в результате смещения рельса относительно оси стенки, смещения пятна контакта колеса с рельсом относительно оси рельса и горизонтальных нагрузок Fyот
реборд колеса (рис. 13.24, а, б). Все эти факторы негативно влияют на долговечность этого узла.
Максимальные сжимающие напряжения в стенке от вертикальной нагрузки вычисляются по формуле Б. М. Броу- де (рис. 13.24, в)
(13.32) |
Здесь ,где — суммарный момент инерции рельса и пояса. Если рельс не приварен к поясу, то момент вычисляется как где — момент инерции рельса относительно оси — момент инерции пояса, причем для двутавровых балок следует считать ,а для коробчатых балок — ,где — ширина поясного свеса. Если же рельс приварен, то момент инерции вычисляется относительно общей оси (рис. 13.24, г).
Подрельсовый узел должен представлять собой прокатный тавр (двутавр) или в составной балке — сварное соединение стенки с поясом, выполненное с разделкой кромок и полным проплавлением корня. Расчет стенки на прочность от местной нагрузки выполняется по условиям (7.1) или (7.3), в которых действующие напряжения и равны (13.32).
Определяющее влияние на сопротивление усталости подрельсового узла оказывают местные напряжения от изгиба стенки. Для двутавровой балки они приближенно вычисляются по методике А. А. Апалько, которую после упрощения можно представить в виде формулы
(13.33) |
Здесь — суммарный крутящий момент, приложенный к подрельсовому узлу, где (меньшие значения для тележек, большие — для кранов, движущихся по ездовой балке); — суммарный момент инерции при кручении рельса и верхнего пояса. Момент инерции при кручении пояса вычисляется по формуле (13.13) .
Подрельсовый узел рассчитывается на сопротивление усталости по условиям (10.34) или (10.36). Значение коэффициента равно количеству проходов колес через расчетное сечение за один цикл работы машины. Местные напряжения в стенке изменяются по отнулевому циклу сжатия, поэтому приближенно . Коэффициент в данном случае отражает влияние местного изгиба стенки и вычисляется по формуле
(13.34) |
Предел выносливости для сварного соединениястенки с поясом выбирают по группе концентраторов 7-8 в зависимости от качества изготовления (см. табл. 10.2). Для прокатных профилей используется предел выносливости для группы 4.
Основным способом повышения долговечности подрель- сового узла является уменьшение момента . Для этого должна быть обеспечена точная установка рельса относительно стенки, снижены боковые нагрузки на рельс от перекоса движущегося объекта, сведено к минимуму искривление стенки. Опыт показывает, что весьма высокую долговечность имеют балки, в которых смещение оси рельса относительно оси стенки .
Проектирование узлов