Коробчатые ездовые балки с рельсом посередине пояса
По этой схеме обычно изготавливают главные балки отечественных мостовых кранов. Привлекательность этой конструкции в основном связана с минимальными требованиями к точности установки рельса относительно оси балки. Смещение рельса на ±20 % ширины пояса не вызывает заметных изменений напряженного состояния балки (в отличие от балок с рельсом над стенкой). Это свойство позволяет легко обеспечивать прямолинейность и колею подтележечного пути даже при весьма значительных сварочных поводках балки.
В балках такого типа нагрузка от колеса прикладывается к рельсу, который закрепляют на верхнем поясе приваренными планками (рис. 13.21, а) или болтовыми прижимами. Крепление рельсов накладками с помощью болтов (рис. 13.21, б) обычно используют на интенсивно эксплуатируемых балках. Для разгрузки верхнего пояса от местных напряжений рельс можно разместить на поперечных пластинах, приваренных к поясу над диафрагмами. В них же размещаются пазы для головок болтов (рис. 13.21, в). В этом случае расчет балки на местное давление не производится.
При проектировании ездовых балок с рельсом посередине пояса необходимо обеспечить прочность рельса и диафрагм, а также сопротивление усталости пояса.
1. Рельс выбирают в зависимости от нагрузки на колесо по рекомендациям [11]. Рельс лежит на верхнем поясе, но опорами для него служат диафрагмы, поэтому рельс следует проверить на прочность при изгибе между соседними диафрагмами по условиям (7.1) или (7.3). Действующиенапряжения в рельсе стоящие в левой части этих неравенств, при расположении колеса между диафрагмами (рис. 13.22, а, поз. 1) вычисляются по нагрузкам II расчетного случая (п. 6.1) по формуле
(13.29) |
где a — расстояние между диафрагмами; — меньший из двух моментов сопротивления сечения рельса относительно горизонтальной оси. В формуле (13.29) индексы ДН и ПС опущены, так как они относятся только к методу определения действующей нагрузки . Если на балке нет стыков рельса, то , в противном случае . При расчете грузоподъемных машин в условии (7.1) коэффициент , а в (7.3) произведение коэффициентов равно 0,7; 0,5; 0,4; 0,3 соответственно для групп режима АЗ; А4 — А5; А6 — А7; А8. Предел текучести для крановых рельсов , для железнодорожных термообработанных рельсов типов Р50,
Р65 и Р75 , для остальных - .
Расчет рельса на прочность можно выполнить как проверочный или как проектировочный, находя из него требуемое расстояние между диафрагмами а. Если оно получается существенно меньше рекомендованного в п. 13.1, то устанавливают дополнительные малые диафрагмы высотой .В балках этого типа рекомендуется иметь длину панелей верхнего пояса .
2. Диафрагму обычно приваривают к поясу. При этом сварной шов должен быть рассчитан на прочность. Максимальное значение местных сжимающих напряжений в диафрагме (рис. 13.22, б) при расположении колеса над диафрагмой (рис. 13.22, а, поз. 2) и вычисляют как
(13.30) |
Здесь и — толщины пояса и диафрагмы; — ширина площадки опирания рельса на пояс над диафрагмой: для крановых рельсов ,для железнодорожных и рельсов прямоугольного сечения , — ширина подошвы рельса.
Если сварное соединение диафрагмы с поясом под рельсом выполнено с разделкой кромок и полным проплавлением корня, то это соединение рассчитывается на прочность и сопротивление усталости по напряжениям (13.30). Если диафрагма не приварена к поясу под рельсом, то ее кромку следует проверить на прочность по условию (7.1) или (7.3) с использованием напряжений по (13.30). В случае невыполнения условия прочности следует увеличить толщину диафрагмы или поставить накладки, которые привариваются к диафрагме в верхней ее части под рельсом (рис. 13.22, в).
Если шов выполнен без разделки кромок, то расчет производится по условию (15.2), в левую часть которого в качестве следует подставлять местные касательные напряжения в шве, вычисляемые по формуле
(13.31) |
Велечину см. в поянении к (15.3).
3. Для обеспечения долговечности поясного листа стыки рельсов должны быть размещены над диафрагмами. В интенсивно нагруженных ездовых балках с крановыми рельсами рекомендуется выполнять косые стыки рельсов с накладками. Это способствует снижению динамических нагрузок на балку.
В расчетах балки на прочность местные напряжения в поясе можно не учитывать, поскольку продольные напряжения, совпадающие по направлению с напряжениями от общего изгиба, сравнительно малы и область действия местного напряженного состояния охватывает малую часть сечения.