Ездовые балки с катанием по нижнему поясу
Эти балки могут иметь различную конфигурацию верхней части (см. рис. 17.2), но нижняя часть обычно представляет собой тавр, по нижнему поясу которого передвигаются ходовые колеса (рис. 13.19, а). В более мощных балках коробчатого сечения в качестве опорных элементов используют развитые поясные свесы (см. рис. 13.18, б). Ходовая часть подвесной тележки должна иметь парные колеса, которые загружают пояс симметрично с двух сторон.
Расчет ездового тавра на прочность в зоне местного влияния нагрузки от ходовых колес выполняется по условию (7.1) или (7.3) для мест, расположенных в зоне соединения пояса со стенкой (7 и 1а) и под точкой приложения нагрузки (рис. 13.19, б, в, точка 2). Напряженное состояние в этих зонах складывается из напряжений от общего изгиба балки и местных напряжений , которые вычисляются по формулам (рис. 13.20):
у стенки:
(13.25) |
где (рис. 13.20, кривые 1 и 2).
под силой:
(13.26) |
где (рис. 13.20, кривые 3 и 4).
Здесь — расчетная толщина нижнего пояса; — коэффициент износа ездового пояса; — толщина пояса; если тавр имеет пояс переменной толщины, то принимается средняя толщина пояса по сортаменту; — максимальная нагрузка на одно колесо, вычисленная по правилам используемой системы расчетов (СРДН
или СРПС, п. 1.5.2). В выражении для знак плюс для расчета напряжений в точке 1, минус — в точке 1а. Коэффициент учитывает влияние близко расположенного соседнего колеса, также загруженного силой и движущегося по той же стороне пояса. Если расстояние между осями двух колес то , при коэффициент .
Эквивалентные напряжения для расчета на прочность согласно (7.4) вычисляются как
(13.27) |
Здесь — номинальные напряжения в рассчитываемой точке от общего изгиба балки по (13.1); для точек 1 и 1а равны , а в точке 2 — . В двухопорных балках нижний пояс в зоне действия местной нагрузки растянут ( > 0), поэтому расчет пояса у стенки производится для зоны 1а, где < 0. В консольных балках напряжения от общего изгиба в области местного давления пренебрежимо малы ( ).
Если ездовой тавр составной, то сварное соединение стенки с поясом должно быть выполнено с двусторонней разделкой и полным проваром корня. Сварной узел рассчитывается на прочность согласно (15.1) по напряжениям в стенке толщиной
(13.28) |
При большом количестве циклов местного нагружения необходимо проводить расчет таких балок на сопротивление усталости. Проверка осуществляется для точек 1 и 2 (рис. 13.19) по условиям (10.34) или (10.36). Конструктивный коэффициент . Поскольку при проходе тележки местные напряжения изменяются по отнулевому циклу, то для точки 1 приведенные напряжения , а для точки 2 — , где , и вычисляются по нагрузкам I расчетного случая. Значение равно количеству колес, движущихся по одной полке пояса. Предел выносливости для прокатных тавров выбирают по группе концентраторов 4 (см. табл. 10.2). Если пояс соединен со стенкой сварным швом, то предел выносливости для зоны 1 следует брать по группам 7-9 в зависимости от качества изготовления. Остальные обозначения пояснены в п. 10.3.