Параметры циклического нагружения
Циклическое нагружение может быть стационарным, при этом значения максимумов и минимумов не меняются от цикла к циклу (рис. 10.1, а), или нестационарным, тогда они могут изменяться произвольным образом (рис. 10.1, б). Эксплуатационное нагружение элементов конструкций всегда нестационарно. Стационарное циклическое нагружение характеризуется двумя параметрами, обычно это атах и коэффициент асимметрии цикла . Цикл, соответствующий , называют симметричным,a — отнулевым циклом растяжения. Циклу отнулевого сжатия соответствует , a и , если же
Нестационарное нагружение реальной конструкции представляет собой случайный процесс и описывается в терминах теории вероятности. Для исследования и моделирова-
Рис. 10.1. Схемы процессов циклического нагружения: a— стационарного; б — нестационарного; в — блочного |
ния усталости конструкций используют упрощенную схему изменения напряжений, называемую блочным нагружением (рис. 10.1, в). Такое нагружение представляет собой ряд повторяющихся блоков 1, каждый из которых включает несколько ступеней 2, состоящих из ztодинаковых циклов. Структура блока описывается количеством ступеней и их параметрами .
Частота изменения напряжений в диапазоне Гц при больших долговечностях мало влияет на сопротивление усталости конструкций, поэтому в инженерных расчетах не фигурирует.
Усталостная кривая
Зависимость долговечности детали или узла конструкции от уровня напряжений при стационарном циклическом нагружении называют усталостной кривой (или кривой Вёллера). Она строится в координатах —N,т. е. максимальное напряжение цикла — количество циклов нагружения до образования усталостной макротрещины. Усталостную кривую для какого-либо узла конструкции можно построить по результатам испытания серии одинаковых образцов, моделирующих этот узел (п. 10.1.4), или по нормативным и справочным данным. На рис. 10.2 показаны результаты испытания одной серии образцов в линейных и логарифмических координатах. Как видно из
сравнения графиков, логарифмические координаты нагляднее.
Полную усталостную кривую в логарифмических координатах можно схематизировать ломаной линией, состоящей из трех участков (рис. 10.3). ТочкаА графика соответствует разрушению при однократном нагружении при напряжении, равном временному сопротивлению . Точка В характеризует переход от квазистатического разрушения к малоцикловому. Она имеет координаты циклов. Далее идет основной наклонный участок (ВС) усталостной кривой, который продолжается до точкиС с координатами циклов. Ординату называют пределом неограниченной выносливости — это такое максимальное по абсолютному значению напряжение цикла, при котором усталостное разрушение не возникает при сколь угодно большом числе циклов нагружения. Индексы в этом обозначении показывают, что предел выносливости определен при коэффициенте асимметрии цикла Rдля образца, детали или элемента конструкции, содержащего какой-либо концентратор напряжений (К). Предел выносливости, например при симметричном цикле (при R= -1), обозначают Предел выносливости образца без концентраторов (гладкий лист с прокатной поверхностью) обозначают . Правее точкиС усталостная кривая переходит в горизонтальный участок.
Максимальное напряжение цикла , которому на усталостной кривой соответствует некоторое произвольное количество циклов до разрушения (точка D), называют пределом ограниченной выносливости на базе Nи обозначают Для сокращения длительности усталостных испытаний их обычно проводят на базе циклов. Значение предела ограниченной выносливости на базе N0циклов, который обозначают aRK,является нормативным в расчетах на сопротивление усталости, а значение на базе циклов получают путем экстраполяции.
Участок ВС усталостной кривой описывают уравнением , или, используя для определения «const» координаты точкиЕ, получим
(10.1) |
Здесь а и N— координаты произвольной точки на участке ВС; т — показатель степени усталостной кривой, характеризующий наклон участка ВС,