Динамические нагрузки при работе механизма вращения
При работе механизма вращения все вращающиеся массы испытывают действие касательных (Fп) и радиальных (Frr)сил инерции. Силы инерции, действующие на компактные массы (противовес, груз и т. п.), находят следующим образом. Радиальная сила инерции (центробежная), приложенная к массе т•, движущейся на расстоянии riот оси вращения (рис. 5.7, а), вычисляется как
(5.21)
где — угловая скорость вращения, 1/с; п — число оборотов поворотной части в минуту.
Касательная сила инерции, действующая в период разгона (торможения) механизма вращения, приложенная к той же массе, находится по формуле
гдеT — времяразгона (торможения) механизмавращения, Т ~ 3÷10 c.
Инерционныесилы, действующиенагруз, закрепленныйнагибкомподвесе, вызываютотклонениеподъемногоканатаираскачиваниегруза [10]. Приповоротеплоскостькачаниясохраняется (рис. 5.7, б),поэтомуколебаниямогутсуммироваться.
Протяженныеэлементыконструкции, вытянутыеврадиальномнаправлении (какстрелы), загружаютсяраспределеннойинерционнойнагрузкой. Навращающийсясускорениемстерженьспостояннойпогонноймассойр (кг/м) действуютрадиальнаяикасательнаяраспределенныеинерционныенагрузки (рис. 5.7, а): и (5.23)
Приразгоне (торможении) механизмавращениянеподвижнаячастьмашины (портал, ходоваярама) воспринимаетреактивныймомент, равныйсуммемоментовотвсехинерционныхсилидавленияветранаповоротнуючастьигруз:
- моментинерциигрузамассойQ, расположенного на вылете R; ∑ ji – сумма моментов инерции элементов поворотной части, которые компактных масс вычисляются как , а для протяженных элементов (см. рис 5,7, а); и - ветровые нагрузки на груз и на j-й элемент поворотной части (п. 6,5); -расстояние от оси вращения до центра наветренной площади J-го элемента.
Инерционные нагрузки, вычисленные с использованием времени разгона или торможения механизмов, соответствуют нормальным условиям работы крана и относятся к первому расчетному случаю. Максимальные инерционные нагрузки второго расчетного случая находят с учетом коэффициента динамичности (5.14) как
Затухание колебаний
В вышеприведенных дифференциальных уравнениях не учитывается затухание колебаний, возникающее в результате рассеивания части энергии на внутреннее трение в элементах конструкции, сопротивление среды и пр. Это вполне допустимо при вычислении максимальных динамических нагрузок, которые реализуются в первых циклах колебаний. Если же анализируется поведение конструкции в течение многих циклов, то влияние затухания учитывать надо. Для этого часто используют модель вязкого трения (гипотеза Фойгта), которая предполагает, что сила сопротивления прямо пропорциональна скорости движения приведенной массы, т.е, , где — коэффициент пропорциональности. При этом уравнение свободных колебаний (5.3) примет вид
где
Поскольку определение числовых значений коэффициента 0 для реальной машины практически невозможно, то процесс затухания обычно характеризуют декрементом колебаний, который определяется по результатам наблюдений как
(5.25)
где ytи yi+1— амплитуды t-го и (t + 1)-го колебаний.
Исследование декремента производят на машине в целом, поэтому он учитывает потери энергии не только в металлоконструкции, но и от трения в шарнирах, проскальзывания колес по основанию, сопротивлений в механизмах и пр. Некоторые рекомендации по значениям декремента колебаний приведены ниже.
Значения логарифмического декремента колебаний низшей частоты
Для различных конструкций
Коробчатые пролетные строения мостовых кранов0,05-0,12
Несущие конструкции козловых кранов............................................ 0,10-0,25
Несущие конструкции портальных кранов........................................ 0,30-0,40
Стальные строительные конструкции сварные=0,12
Стальные строительные конструкции на болтах= 0,25
При малых значениях декремента можно приближенно считать, что = 2уf(f— частота колебаний). Влияние декремента на описание колебательного процесса показывают графики на рис. 5.5, б и в, первый из которых построен при у= 0, а второй — при у = 0,31.
Зная декремент у, можно вычислить время затухания колебаний, в течение которого амплитуда уменьшается до . Используя определение декремента колебаний, получим . Количество колебаний, в течение которых произойдет затухание, найдем как
Следовательно, время затухания колебаний можно вычислить по формуле
(5.26) |
принимая j= 0,05.
Глава 6. РАСЧЕТНЫЕ НАГРУЗКИ
Нагрузки, действующие на несущую конструкцию машины, обусловлены типом машины, ее конструкцией, назначением и условиями эксплуатации. Поэтому в настоящей главе даны только принципы систематизации расчетных нагрузок и некоторые общие рекомендации по определению их значений. Большее внимание уделено определению расчетных нагрузок на конструкции грузоподъемных машин, для которых этот вопрос лучше разработан.
Систематизация нагрузок
В процессе эксплуатации на несущие конструкции машин действуют следующие виды нагрузок:
1) нагрузки от собственного веса конструкции и расположенных на ней механизмов, устройств и оборудования;
2) динамические (инерционные) нагрузки, возникающие в процессе неустановившегося движения механизмов или движения их по криволинейным траекториям;
3) технологические нагрузки, обусловленные спецификой работы машин — это вес груза, который перемещает кран или экскаватор, сопротивление резанию грунта ковшом или отвалом бульдозера, усилие перемешивания материала ит. п.;
4) ветровые нагрузки, действующие на конструкции, эксплуатируемые на открытом воздухе;
5) специальные нагрузки, имеющие различную природу и возникающие в условиях, не характерных для нормальной эксплуатации машины: сейсмические, аварийные, монтажные, нагрузки от взрывной волны и пр.
Значения нагрузок зависят от множества факторов и представляют собой случайные величины или процессы. Расчетными нагрузками называют детерминированные расчетные оценки этих случайных величин и процессов, используемые для прогнозирования работоспособности и долговечности конструкций в рамках СРДН и СРПС (п. 1.5.2).
Нагрузки делятся на постоянные и переменные. Постоянные нагрузки в процессе работы машины сохраняют свое значение, направление действия и место приложения для рассчитываемого элемента. Соответственно и напряженно-деформированное состояние, вызываемое этими нагрузками в рассчитываемом элементе, в процессе работы машины не меняется. Переменные нагрузки создают напряжения, переменные во времени. Так, вес стрелы поворотного крана с горизонтальной стрелой является постоянной нагрузкой при расчете стрелы и переменной нагрузкой при расчете портала (рис. 6.1).
Для систематизации данных о нагрузках введены так называемые расчетные случаи нагружения, каждый из которых является информационным комплексом, используемым для прогнозирования определенной группы предельных состояний.
I расчетный случай называется «нормальные нагрузки рабочего состояния» и включает всю информацию о нормальной эксплуатационной нагруженности несущей конструкции. Он используется для расчета на сопротивление усталости и циклическую трещиностойкость (предельные состояния первой группы при расчете по СРПС, п. 1.5.2). В этот комплекс входят данные о собственном весе конструкции, а также значениях инерционных и технологических нагрузок, возникающих при штатной работе машины, при проектном режиме пусков и торможений механизмов. Кроме того, задаются параметры изменения переменных нагрузок во времени,
IIрасчетный случай называется «максимальные нагрузки рабочего состояния» и используется для расчета по условиям прочности, устойчивости и трещиностойкости при однократном нагружении (предельные состояния второй группы, п. 1.5.2). В данном расчетном случае фигурируют максимальные весовые, инерционные и технологические нагрузки, в том числе возникающие при типичных отклонениях от нормального режима эксплуатации, например при срабатывании предохранительных клапанов гидроприводов. Максимальные нагрузки от давления ветра в рабочем состоянии, а также данные о наиболее неблагоприятных положениях элементов машины (например, о расположении тележки или стрелы) и т. п. Особенностью этого блока информации является то, что при использовании СРПС все эксплуатационные нагрузки умножаются на соответствующие коэффициенты перегрузки уг (п. 1.5.2).
III расчетный случай называется «максимальные нагрузки нерабочего состояния». Он также предназначен для расчета по предельным состояниям второй группы, но при наиболее неблагоприятных нагрузках нерабочего состояния. К этому случаю относятся нагрузки от собственного веса машины, от ветра нерабочего состояния (ураганного), сейсмические, монтажные, а также специальные нагрузки, которые могут возникать при аварийных ситуациях и пр. В СРПС все эти нагрузки также вводятся с соответствующими коэффициентами перегрузки.
На конструкцию машины в процессе эксплуатации одновременно действует несколько различных нагрузок, изменяющихся по значению и возникающих в различных комбинациях. Вероятность того, что все возможные нагрузки будут действовать одновременно и с максимальными значениями, пренебрежимо мала. Поэтому использование такой комбинации для расчетов привело бы к чрезмерному утяжелению конструкции. Для систематизации переменных силовых воздействий используются расчетные комбинации нагрузок, которые соответствуют определенным, типичным ситуациям, возникающим в процессе эксплуатации машины. Как правило, они включают сочетание нагрузок, возникающих при неустановившемся движении одного или двух механизмов машины. Например, для расчета кранов мостового типа могут быть установлены следующие комбинации:
а — кран неподвижен или движется с постоянной скоростью, производится подъем груза с основания или торможение опускающегося груза;
b — разгон или торможение механизма передвижения крана; остальные механизмы не работают или обеспечивают движение с постоянной скоростью (в интенсивно работающих машинах может одновременно учитываться разгон или торможение механизмов подъема и передвижения);
с — разгон или торможение механизма передвижения тележки; остальные механизмы не работают либо обеспечивают движение с постоянной скоростью.
Для машин других типов перечень расчетных комбинаций будет иной (гл. 17). Таким образом, расчетные случаи устанавливают правила вычисления расчетных нагрузок, а комбинации — перечень нагрузок, действующих одновременно. Информация о расчетных нагрузках сводится в таблицу нагрузок (табл. 6.1). Каждый расчет конструкции по любому критерию работоспособности выполняется с учетом всех нагрузок, входящих в расчетную комбинацию по соответствующему расчетному случаю (т. е. расположенных в определенной графе таблицы).