Устройство комплексного контроля головной зоны (УКГЗ)

УКГЗ в составе систем ГАЦ выполняет следующие функции: надежный контроль занятости и свободности головной стрелки при проследовании вагонов любых типов, включая длиннобазные, и в случае потери шунта под обычными вагонами; подсчет фактичес­кого числа вагонов в каждом отцепе; фиксацию сигнала наличия расцепа вагонов в отцепах; контроль нагона отцепов на головной стрелке; контроль прохождения длиннобазных вагонов. Алгоритм функционирования устройства базируется на контроле проезда осей подвижного состава в счетных точках, оборудованных датчиками. Схема УКГЗ представлена на рис. 4.12.

Для выполнения перечисленных требований стрелочный уча­сток головной стрелки оборудуется точечными датчиками индук­тивного типа либо дополняется РТД-С и поделен на несколько кон­трольных зон. На представленном рисунке зона контроля счета осей организована с помощью датчиков индуктивного типа (педа­лей) П1 и П2. Нормативная длина участка Lк = 2,8 м. Это расстоя­ние больше максимального расстояния между смежными осями двухосных тележек вагона, но меньше самой короткой базы ваго­на (расстояния между центрами тележек). Третью счетную точку ПЗ (П4) оборудуют в корне остряков стрелки.

Зона контроля отрыва отцепа от состава организована с по­мощью педалей П—П2. Нормативная длина участка Lо = 5,6 м меньше максимально возможного расстояния между крайними ося­ми сцепленных вагонов.

Зона контроля свободности стрелочного участка Ь3 организо­вана с помощью педалей П1—ПЗ. Нормативная длина зоны опре­деляется границами стрелочного участка.

Каждая точка, оборудованная датчиками, связывается с бло­ками определения направления движения (ОНД) и четырехразряд­ными двоичными счетчиками СчО—Сч4. Свободность оборудован-

Устройство комплексного контроля головной зоны (УКГЗ) - student2.ru

Рис. 4.12. Структурная схема комплексного контроля головной зоны

(УКГЗ)

ных участков контролируется схемами сравнения ССО, СС1. В них производится сравнение (по числу импульсов) числа въехавших на него и выехавших осей колесных пар вагона.

В случае прохода отцепом всех датчиков на всех счетчиках долж­но быть зафиксировано равное число импульсов, соответствующих осям отцепа, и все схемы сравнения будут находиться в нулевом со­стоянии. Это свидетельствует о свободности контролируемой зоны.

При свободности стрелочного участка схемы сравнения ССО, СС1 и счетчик осей Сч4 находятся в нулевом состоянии. Реле кон-

троля расцепа (КР) и контроля свободности стрелочной зоны (КС) возбуждены сигналами с выходов логических схем совпадения И4, И5. Эти схемы контролируют совпадение условий свободности участков Lo и LK и нулевого состояния счетчика Сч4. Реле контро­ля длиннобазного вагона (ДВ) и реле счета физических вагонов (в пересчете: четыре оси — один вагон) обесточены. В схеме пре­дусмотрено реле направления движения (НД), которое при штат­ном направлении надвига вагонов возбуждено, а при обратном направлении движения — обесточено.

При появлении первых осей длиннобазного вагона над датчи­ком П нарушается равенство импульсов, записанных в счетчиках СчО и Сч2. Поэтому на выходе схемы сравнения ССО-2 вместо ну­левого состояния возникает единичное. Схема И4 закрывается и реле КР обесточивается, что регистрируется как занятость участка контроля отцепа Lо. При дальнейшем движении колесной пары отцепа мимо датчика Ш нарушается баланс записанных импуль­сов в счетчиках Сч1 и Сч2, Сч1 и СчЗ. Схемы СС1-2 и СС1-3 будут фиксировать занятие участков LK и L3 соответственно и обесточат реле КС. Это свидетельствует о занятости стрелочного участка.

После освобождения участка LK первой тележкой счетчик за­фиксирует число ее осей, прошедших над счетной точкой П2, и выйдет из нулевого состояния. Схема ИЗ формирует сигнал для включения реле счета вагонов СВ. Поскольку счетчики СчО, Сч1, Сч2 запомнили одно и то же число импульсов, соответствующее числу осей в первой тележке вагона, на схемах сравнения ССО-2 и СС1-2 появится сигнал свободности участков Lo и LK.

Нулевым сигналом схемы СС1-2 переключается триггер ТГ, ко­торый через схемы И1 и И2 управляет режимом работы реверсивно­го счетчика Сч4 (сложение через И2 и вычитание через И1). При пол­ном освобождении головной стрелки первой тележкой вагона насту­пает соответствие состояний счетчиков Сч1 и СчЗ и схема СС1-3 фор­мирует сигнал свободности участка L3, что свидетельствует о пере­крытии стрелочного участка длиннобазным вагоном. Тем не менее реле КС и КР не срабатывают, так как счетчик Сч4, фиксирующий проезд над датчиками П2 только первой тележки вагона, занят. С кон­тролем нулевого состояния схем СС1-2 и СС1-3 и занятости счетчика Сч4 схема совпадения И6 формирует сигнал на включение реле ДВ.

При проследовании второй тележки длиннобазного вагона по участку головной стрелки схема работает аналогично.

После полного прохождения вагоном зоны Lo и ее осво­бождения схемы совпадений ССО-2 и СС1-2 фиксируют равное заполнение счетчиков и выдают сигналы 0, поступающие на схе­му И4. Счетчик Сч4 после отсчета числа осей второй тележки (равно как и осей последнего вагона отцепа) полностью обну­ляется и также выдает на вход элемента ИЗ сигнал 0. Последний в свою очередь формирует 0 и транслирует его на вход И4 и реле СВ. При полном совпадении на всех входах элемента И4 сигналов 0 реле КР включается и фиксирует наличие расцепа между вагонами (отцепами).

Алгоритм функционирования элементов схемы УКГЗ при движении обычного вагона аналогичен, за исключением счетчиков Сч1, СчЗ и схемы СС1-3, которая не фиксирует освобождение стре­лочного участка под базой вагона до полного проезда отцепом (вагоном) датчиков ПЗ (П4).

Счет вагонов ведется на участке LK с использованием педалей П1, П2 и счетчиков осей Сч1, Сч2, Сч4 и регистрируется реле счета вагонов СВ. До момента вступления вагона в зону LK счетчики обнулены. На выходе счетчика Сч4 выдается сигнал 0, реле счета вагонов СВ выключено.

При появлении первой и второй осей первой колесной тележ­ки вагона над датчиком Ш схема совпадения СС1-2 фиксирует не­равное состояние счетчиков Сч1, Сч2 и выдает сигнал 1. Триггер ТГ определяет режим сложения либо вычитания счетчика Сч4. В рас­сматриваемой ситуации ТГ сохраняет состояние 1, счетчик Сч4 счи­тает оси первой тележки, реле СВ выключено.

При прохождении первой и второй осей первой тележки ваго­на по педали П2 импульсы от счетчика Сч2 через элемент И2 по­ступают на вход счетчика Сч4, работающего в режиме сложения. Под действием выхода счетчика Сч4 включается реле СВ.

После прохождения первой и второй осей второй колесной тележки счетчики Сч1 и Сч2 оказываются заполненными поровну. Через схему совпадения СС1-2 на ТГ выдается сигнал 0. За счет изменения сигнала 1 на сигнал 0 срабатывающий триггер ТГ пере­ключается в состояние 0 и через схему И1 переводит счетчик Сч4 в

режим вычитания. Счетчик Сч4 обнуляется и выдает сигнал 0, реле СВ выключается и, отпуская якорь, фиксирует прохождение одно­го вагона.

Дальнейший счет вагонов протекает аналогично. При движе­нии отцепа, состоящего из нескольких вагонов, участок освобож­дается всякий раз, когда вторая тележка предыдущего вагона про­следует датчики П2, а первая тележка следующего вагона еще не вступит на датчики П1. Поэтому счетчик Сч4 возвращается в ис­ходное (нулевое) состояние после прохода над датчиками П2 чет­ного числа тележек отцепа.

В современном исполнении в микропроцессорных системах функционально задачи УКГЗ практически сохранены и существен­но дополнены. Применение микропроцессоров и ЭВМ в системах ГАЦ позволило решить задачу комплексного контроля за техноло­гическим процессом роспуска в зоне вершины горки. Образована зона контроля вершины горки. В нее включен участок контроля от горба горки до первой тормозной позиции, включая головную стрел­ку. Дополнительно контроллером вершины горки на горочном по­сту решаются задачи контроля программы роспуска, регистрации момента отрыва отцепов от состава и контроля сохранения расцепа до первой тормозной позиции управления горочным светофором и указателем. В качестве напольных датчиков педального типа исполь­зуются индуктивные датчики счета осей, которые решают задачу, связанную с описанием фактических параметров распускаемых от­цепов и дальнейшим сравнением этих данных с программируемы­ми на роспуск. Для контроля расцепа вагонов используют РТД-С и радиолокационные датчики скорости.

Релейные блоки систем БГАЦ, ГАЦ-КР, реализовывавшие функции формирования заданий маршрутов следования отцепов, трансляции маршрутных заданий, а также ряд релейных блоков, связанных с управлением стрелочными приводами (ЗС-75), в со­временных системах не используются. Вместо них применяются электронные и микропроцессорные устройства, сопрягаемые как с напольными датчиками, так и с ЭВМ, размещаемыми на гороч­ном посту.

Более подробно о функциональных узлах релейных систем цен­трализации можно узнать из [3; 4; 5].

Наши рекомендации