Горочная автоматическая централизация с контролем роспуска ГАЦ-КР
В настоящее время на ряде горок еще эксплуатируется блочная горочная автоматическая централизация (БГАЦ) и системы ГАЦ с контролем роспуска — ГАЦ-КР. Однако эти системы сняты с производства как морально и физически устаревшие. На смену им приходят микропроцессорные системы ГАЦ — ГАЦ МН.
Несмотря на это, ряд основных функций системы ГАЦ-КР сохранился и в современных микропроцессорных системах. Поскольку анализ схемотехнической реализации процессорных систем достаточно сложен и не вполне нагляден, рассмотрим реализацию основных функциональных и алгоритмических задач систем ГАЦ на примере системы ГАЦ-КР.
Система ГАЦ-КР, как и другие системы ГАЦ, предназначена для автоматической реализации программы роспуска составов с горки и достоверного контроля ее исполнения с выдачей результатов контроля оператору. На ее алгоритмической основе построены микропроцессорные системы ГАЦ.
Главная особенность системы ГАЦ-КР заключается в том, что она обеспечивает: комплексный контроль головной зоны горки, включающий контроль свободности нормированного участка и прохождения длиннобазных вагонов; хранение информации в запоминающем устройстве о номере отцепа, фактическом количестве вагонов в нем и заданном маршруте; выдачу всей информации на пульте управления и пульте электромеханика.
Система выполнена на реле типа РКН, ряд узлов смонтирован на интегральных микросхемах серии К155.
Основным режимом работы системы является автоматический (А), при котором вся требуемая информация об отцепах состава поступает на горочный пост из горочного программно-задающего устройства (ГПЗУ-В). Также предусмотрен режим программный (П), при котором маршруты на весь состав или его часть предварительно набирают маршрутными кнопками на пульте управления. Количество маршрутов, которые можно заранее запрограммировать, определяется числом блоков накопителя, но не менее чем для пяти отцепов. Есть маршрутный режим (М), при котором проделываются те же операции, но только для каждого отцепа отдельно при подходе его к рельсовой цепи секции головной стрелки. В ручном режиме (Р) используется индивидуальное управление стрелками поворотом стрелочного коммутатора на пульте управления.
Выбор режимов осуществляется нажатием кнопок А, П, М на пульте управления (ПУ) или на пульте электромеханика (ПЭ).
Структурная схема системы ГАЦ-КР приведена на рис. 4.10. В автоматическом режиме А задания роспуска поступают от ГПЗУ-В через устройство сопряжения УСП в восьмую ступень накопителя заданий (НГ), а после прохождения по остальным ступеням накопителя в регистратор задания (РЗ).
В режимах М и П задания роспуска поступают в систему с пульта управления (ПУ) через формирователь заданий (ФЗ). Затем они подаются в накопитель НГ и в блок РЗ в режиме П, а в режиме М, минуя накопитель НГ, сразу в блок РЗ.
С пульта управления оператор может откорректировать задание в блоке РЗ, а также передать управление на пульт электромеханика (ПЭ) для выполнения профилактических работ.
Одновременно блок УСП выдает команды на сдвиг информации в накопителе НГ блока РЗ и разрешает поиск свободной ячейки запоминающего устройства (ЗУ) для записи в нее маршрутного задания следующего отцепа.
Информация, записанная в ячейку ЗУ, сохраняется в памяти на время следования отцепа по маршруту. В тех случаях, когда фактическое число вагонов в отцепе меньше заданного (неправильный расцеп), в ЗУ записывается не заданное, а фактическое число вагонов в отделившейся части отцепа. Для недостающей части ва-
гонов отыскивается свободная ячейка ЗУ и в нее повторно записывается номер и маршрутное задание отделившейся части отцепа. Обе части будут двигаться на подгорочный путь по одному и тому же маршруту.
Если на головной стрелке произойдет нагон, то блоки УКГЗ, счетчики Сч и ЗУ работают как при нормальном расцепе, и оба отцепа будут двигаться по одному и тому же маршруту.
После ЗУ через блок формирователя кода адреса (ФКА) трехразрядная информация двоичного кода адреса передается в устройство трансляции, состоящее из блоков активных зон (БАЗ).
Контроль за прохождением отцепов по путевым участкам выполняют блоки контроля секций (КС), включенные во все участки зоны слежения. По блокам БАЗ транслируются: код адреса маршрута следования каждого отцепа, а также задания на перевод стрелки: плюсовое ПУ, минусовое МУ, к которой отцеп приближается.
Перевод стрелок в плюсовое или минусовое положение осуществляется специализированными блоками СГ-76У (описание дано ниже).
Код адреса из блока БАЗ головной стрелки в блок БАЗ участка 1ПА передается с момента освобождения участка 1СП.
Из блока БАЗ головной стрелки, далее из БАЗ участка 1ПА код адреса передается в блок дешифратора кода адреса ДКА, через который осуществляется запрос соответствующей ячейки ЗУ для получения команды на перевод в плюсовое или минусовое положение стрелки 2 в маршруте.
Полученная команда (ПУ, МУ) совместно с кодом адреса передается по всем следующим блокам БАЗ до стрелки 2. Через блок БАЗ участка 2СП команда поступает в блок СГ-76У, и стрелка с помощью электропривода переводится в соответствующее положение.
С момента вступления отцепа на последнюю стрелку маршрута через распределитель (Р) подключается блок формирователь фактического маршрута (ФМ). В этом блоке по положению последней стрелки маршрута определяется номер пути, по которому следует отцеп. Одновременно с этим в блоке определителя соответствия (ОС) фиксируется соответствие заданного и фактического маршрутов. Блоки ФМ и ОС подключаются через Р только для одного из тех отцепов, которые одновременно вступили на последние стрел-
ки маршрута. При совпадении заданного и реализованного маршрутов и при нажатой кнопке «Печать» подается команда для гашения информации, записанной в одной из ячеек ЗУ для отцепа, который полностью проследовал по маршруту. В случае соответствия заданного и реализованного маршрутов блок ОС выдает команду на считывание информации об отцепе из ЗУ и ФМ и передает ее в накопитель печати (НП).
Из НП через распределитель печати (РП) информация поступает на электроуправляемую машинку (ЭУМ), которая печатает данные об отцепе.
Формирователь заданий
С помощью формирователя производится набор заданий маршрутов следования и числа вагонов в отцепах. Он осуществляется нажатием кнопок, расположенных на горочном пульте управления ПГУ (рис. 4.11) или на пульте электромеханика (ПЭ). Формирователь заданий содержит: блок ФЗ1, фиксирующий маршрутное задание, и блок Ф32, фиксирующий заданное оператором число вагонов в отцепе; реле Ф1—ФЗ и Ф31 фиксации занятости блоков Ф31, Ф32 и отжатого состояния кнопок «Задание маршрута». Маршрут следования набирают кратковременным нажатием кнопки, номер которой соответствует числу десятков в номере пути, куда нужно направить отцеп. Это фиксируется включением реле 1С—4С и реле 3 в блоке Ф31. Отпускание кнопки фиксирует реле Ф1. Второй нажимают кнопку, номер которой соответствует числу единиц в номере пути следования. Это фиксируется в блоке Ф31 включением реле 1Е—8Е и реле 31. Отпускание кнопки фиксирует реле Ф2.
Число вагонов в отцепе (не более 15) набирают нажатием сначала первой кнопки десятков (1 или 0) вагонов в отцепе, что фиксируется реле 1С, 4С, 3, ФЗ в блоке Ф32. Второй нажимают кнопку числа единиц вагонов в отцепе, что фиксируется в блоке Ф32 реле 1Е—8Е, 1Д,31.
При наборе маршрута, например под номером 24, первой нажимают кнопку К2, в результате чего образуется цепь включения кнопочного реле 2: ГПС, фронтовой контакт реле 3 (проверка свободности блока РЗ), тыловой контакт реле ПВПГ (маршрутный режим), тыловой контакт реле отмены ОТ, фронтовые контакты
реле 3 блоков Ф31 и Ф32 (проверка свободности этих блоков), тыловой контакт реле ПП (управление с пульта ПГУ), контакт нажатой кнопки 2, реле К2, ГМ.
При выключении реле К2 образуется цепь включения и последующей самоблокировки реле 1С, а также выключение реле 3 в
блоке Ф31.
Отпускание кнопки приводит к возбуждению реле Ф1 по цепи:
ГПС—3(РЗ)—ПВПГ—ОТ—фронтовые контакты последовательно соединенных кнопок 0—9 — ПП—ПМ—3(Ф31) —[Ф1] —ГМ.
После включения реле Ф1 самоблокируется по второй обмотке.
От нажатия второй кнопки с номером 4 срабатывает кнопочное реле К4. Через фронтовые контакты реле Ф1 и К4 замыкается
цепь включения реле 1Е в блоке Ф31. С момента срабатывания это
го реле выключается реле 31 этого блока. При отпускании кнопки
образуется цепь включения реле Ф2:
ГПС—3(РЗ)—ПВПГ—ОТ—фронтовые контакты всех кнопок—
ПП—ПМ—3(Ф31)—Ф1—Ф31— [Ф2]—ГМ.
После включения реле Ф2 самоблокируется по второй обмотке. Фронтовыми контактами реле Ф1 и Ф2 кнопки пульта подключаются к блоку Ф32 для формирования числа вагонов отцепа. Число десятков (0 или 1) вагонов в отцепе в блоке Ф32 фиксируют реле 4С и 1С. Нажатием кнопки 1 и выключением реле К1 в блоке Ф32 включается реле 1С, фиксируя первый десяток, нажатием кнопки 0 включается реле 4С, чем фиксируется ноль десятков. С момента включения реле 1С, 4С выключается реле 3.
При отпускании кнопки образуется цепь включения реле ФЗ:
ГПС—3(РЗ)—ПВПГ—ОТ—фронтовые контакты всех кнопок—ПП—ПМ—3(Ф31)—Ф1—Ф31—Ф1— Ф2—3(Ф32) — [ФЗ]—ГМ.
Нажатием кнопки числа единиц вагонов в отцепе включаются реле 1Е—8Е в блоке Ф32. При срабатывании этих реле выключается реле 31. С момента отпускания кнопки образуется цепь включения реле передачи ПМ в блоке Ф32:
ГПС—3(РЗ)—ПВПГ—ОТ—фронтовые контакты всех кнопок—ПП—ПМ—3(ФЗ1)—Ф1—ФЗ1—31(Ф32)—КЗ—3(Ф32)—[ПМ]—ГМ.
При срабатывании реле ПМ сформированное задание маршрута и числа вагонов сохраняются до тех пор, пока не обесточатся
защитное реле 3 в блоке РЗ или НГ накопителя. Для отмены задания нажимают кнопку отмены, включается реле ОТ, контактом которого выключаются цепи самоблокировки реле Ф1—ФЗ.
На пульте ПГУ или ПЭ предусмотрена индикация номера заданного пути следования отцепа и числа вагонов в отцепе.