Историческое развитие понятия «матрица»

Веретенников

Валентин Николаевич

ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ

 
  Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Ρ Г Γ М У

Санкт-Петербург

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

МАТРИЦЫ

Историческое развитие понятия «матрица»

В 1850 г. английский математик Дж. Дж. Сильвестр (1814-1897) ввёл в математику понятиме «матрица» для обозначения прямоугольного упорядочения чисел.

С 1853 г. к изучению матриц приступил В.Р. Гамильтон (1805-1865), а с1858 г. ‒ А. Кэли (1821-1895).

Основополагающее значения понятия матрицы для математики было осознано лишь в конце XIX в.

Существенную роль в дальнейшем развитии ма ричного исчисления сыграл Г. Фробениус (1849-1917).

Созданное алгебраистами исчисление было в 1925 г. использовано В. Гейзенбергом (1901-1976) для описания квантовой механики.

В 1942 г. Фельдткайлер ввёл матричное исчисление в электротехнику для расчета электрических цепей.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Ряд примеров, взятых из разных областей человеческой деятельности, покажет целесообразность введения нового математического понятия «матрица».

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Вводный прмер. Э.Ю. Берг, исследуя наиболее выдающиеся ливневые дожди разной продожительности на территории Европейской части за десятилетие (1903-1912), отметил занальную редукцию передельной интенсивности дождей.

Упорядоченная совокупность элементов

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru – первая строкаматрицы,

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru – вторая строка и т.д.,

Упорядоченная совокупность элементов

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru – первый столбец,

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru – второй столбец и т.д.

В печатном тексте матрицы обозначаются прописными буквами латинского алфавита.

Для матрицы приняты также следующие обозначения:

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Употребляются и более краткие обозначения

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

В дальнейшем будем пользоваться обозначением матрицы с круглыми скобками.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Матрицу, имеющую Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru строк и Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru столбцов, называют матрицей типа Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru (читается « Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru »).

В отдельных случаях употребляется также термин «размер матрицы».

То, что матрица Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru имеет тип Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , обозначается следующим

образом: Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Две матрицы, имеющие одинаковое количество строк и столбцов, называются матрицами одинакового типа.

Если Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , матрица называется прямоугольной.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Квадратная матрица

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Квадратной называется матрица, у которой число строк равно числу столбцов Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , т.е. матрица вида

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

В этом случае число Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru называют порядком квадратной матрицы.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Квадратная матрица 1-го порядка отождествляется со своим единственным элементом, например (17).

При этом следует обратить внимание на то, что она является иным математическим объектом, чем вещественное число 17, и поэтому должна изображаться числом, заключенным в скобки.

Выпишем квадратные матрицыпервых трех порядков:

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Ø Элементы квадратной матрицы, имеющие одинаковые значения индексов

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ,

составляют главную диагональ,

Ø а элементыквадратной матрицы порядка Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , сумма индексов каждого из которых равна Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , – побочную (или вторую) диагональ,

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Сумма элементов главной диагонали квадратной матрицы называется следомматрицы.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

ОПРЕДЕЛИТЕЛИ

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Найдём

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Предполагая, что Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , получаем

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . (2.2)

Непосредственной проверкой легко убедиться, что значения для неизвестных Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru и Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , даваемые формулами (2.2), действительно удовлетворяют системе (2.1).

Таким образом, доказано, что если Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , то система (2.1) имеет единственное решение, определяемое формулами (2.2).

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Рассмотрим квадратную матрицу 2-го порядка, составленную из коэффициентов при неизвестных Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru и Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , (2.3)

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Определение. Определителем квадратной матрицы 2-го порядка (2.3) называется число Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , вычисляемое по следующему правилу:

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru надо взять произведение чисел, расположенных по главной диагонали (диагональ, идущая от левого верхнего угла к правому нижнему углу),

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru и вычесть из него произведение чисел, расположенных на побочной диагонали (диагональ, идущая от правого верхнего элемента к левому нижнему).

Для определителя, как и для матрицы, используются такие понятия, как элемент, строка, столбец, главная и побочная диагональ и т.п.

Определитель квадратной матрицы 2-го порядка кратко называют определителем или детерминантом 2-го порядка.

Определитель квадратной матрицы (2.3) обозначается двумя вертикальными черточками:

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . (2.4)

Кроме того, для определителя матрицы (1.3) применяются

обозначения Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

(От французского слова determinant.)

Правило, по которому вычисляется определительматрицы 2-го порядка, схематически можно изобразить следующим образом:

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru или

– +

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Пример. Вычислить определитель матрицы Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . ▼

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Приняв введённое определение определителя 2-го порядка, замечаем, что числители в формулах (2.2) могут быть представлены

теперь в виде

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ,

где матрицы Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru и Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru получаются из матрицы Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru заменой первого, соответственно второго, столбца на свободные члены.

Формулы (2.2) принимают теперь следующий вид:

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Напомним еще раз, что эти формулы применимы лишь в случае, когда Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Рассмотрим теперь систему трех линейных уравнений с тремя неизвестными

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru (2.5)

Чтобы найтинеизвестное Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , умножим уравнения системы (2.5) соответственно на выражения

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ,

и сложим, полученные левые и правые части.

После приведения подобных членов (относительно Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ) окажется, что коэффициенты при неизвестных Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru и Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru равны нулю.

Предполагая, что коэффициентпри неизвестном Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru отличенот нуля, получим

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . (2.6)

Рассмотрим квадратную матрицу 3-го порядка

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . (2.7)

Матрица Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru составлена из коэффици..ентов при неизвестных Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Определение. Определителем квадратной матрицы 3-го порядка (2.7) называется число

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Определитель матрицы (2.7) кратко называют определителем 3-го порядка и обозначают двумя вертикальными чертами или одним из символов Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Итак, по определению

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru (2.8)

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Таким образом,

каждый членопределителя 3-го порядка представляет собой произведение трёх его элементов, взятых по одному из каждой строки и каждого столбца.

Эти произведения берутся с определенными знаками.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Со знаком плюс – три члена, состоящие из элементов главной диагонали и из элементов, расположенных в вершинах равнобедренных треугольников с основаниями, параллельными главной диагонали, и с вершиной в противоположном углу.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Со знаком минус – три члена, расположенные аналогичным образом относительно побочной диагонали.

Схематически это правило (правилоСаррюса или правилотреугольников) может быть изображено следующим образом:

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

или

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

+ –

Пьер Фредерик Саррюс – французский математик.

Саррюс поступил на факультет естественных наук, окончив его со специализацией в математике в 1821 году.

С 1826 г. он преподавал в Страсбургском университете, с 1829 г. был профессором, в 1839‒1852 гг. деканом.

В 1858 г. по болезни вышел в отставку.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Пример. Вычислить определитель матрицы Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . ▼

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Итак, знаменатель в формуле (2.6) представляется в виде определителя Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Что касается числителя, то, поскольку он получается из знаменателя заменой чисел Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru соответственно на числа Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru – его можно представить в виде определителя

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Аналогичным образом, если уравнения системы (2.5) умножим последовательно на выражение

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

и результаты сложим, найдём формулу для неизвестного Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Наконец, умножая уравнения (2.5) последовательно на выражения

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ,

найдем формулу для неизвестного Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Окончательно будем иметь

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , (2.9)

где матрицы Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru получаются из матрицы Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru заменой соответствующего столбца на свободные члены.

Если квадратная матрица 3-го порядка является треугольной, т.е. имеет вид

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru или Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ,

то её определитель равен произведению элементов главной диагонали, т.е.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . (2.10)

Равенства (2.10) следуют из формулы (2.8).

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Свойства определителей

Вычислениеопределителей значительно облегчается, если пользоваться их свойствами.

Будем излагать свойстваопределителейна примереопределителей третьего порядка.

Свойство 3

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Определитель с двумя одинаковыми строками (столбцами) равен нулю.

▲ Определитель (2.8) обозначим через символ Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Пусть он содержит два одинаковых столбца.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Переставивэти столбцы, получим тот же определитель Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

С другой стороны, по свойству 2 определитель изменит знак, т.е.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , откуда Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . ▼

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Свойство 4

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Если все элементы некоторой строки (столбца) определителя состоят из нулей, то определитель равен нулю.

▲ В самом деле, в каждое произведение алгебраической суммы в правой части (2.8) входит один элемент строки (столбца), состоящей из нулей.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Поэтому все слагаемые, из которых состоит определитель, будут равны нулю. ▼

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Свойство 6

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Определитель, содержащий две пропорциональные строки (столбца) равен нулю.

▲ Действительно, выделяя общий множительэлементов (коэффициент пропорциональности) одной из этих строк (столбцов) и вынося его за знакопределителя, получаем определительс двумя одинаковыми столбцами, равныйнулю. ▼

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Свойство 7

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Если все элементы Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru строки ( Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru столбца) определителя представлены в виде суммы двух слагаемых, то определитель равен сумме двух определителей,у которых все строки (столбцы),

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru кроме Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru строки ( Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru столбца), те же, что и у данного определителя,

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru строка ( Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru столбец) одного определителя состоит из первых слагаемых элементов Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru строки ( Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru столбца) данного определителя,

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru а Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru строка ( Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru столбец) другого определителя – из вторых слагаемых элементов Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru строки ( Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru столбца).

Доказать самостоятельно.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Свойство 8. (Прибавление кратной строки)

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Определитель не изменится, если к элементам одной из его строк (столбцов) прибавить соответствующие элементы другой строки (столбца), умноженные на один и тот же множитель.

▲ Пусть, например, к элементам 3-го столбцаопределителя (2.8) прибавлены соответствующие элементы 2-го столбца, умноженные на множитель Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Тогда

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ,

поскольку

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . ▼

Замечание.

(Добавление строки к строке,умноженной на число.)

Как было показано, добавление строки, умноженной на число, к другой строке не влияет на величину определителя.

Заметим, однако, что добавление строки к другой строке, умноженной на число, не является тем же самым и приводит к иным результатам.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Например, добавляяк первой строке, умноженной на число Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , вторую строку, получим определитель

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Это происходит в связи с тем, что Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru получают Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru путем умноженияпервой строки Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru на Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru и добавления к нейвторой строки.

Первый из этих двух шагов, как было показано, изменяет Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru на Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru , а второй не изменяет этой величины.

Отсюда Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru .

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Таким образом, в то время как строка, умноженная на число и добавленная к строке, не оказывает влияния наопределитель,

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru добавление строки к строке, умноженной на число, имеетсвоим последствием то, что определитель оказывается умноженным на этот множитель.

Эти же действия справедливы для столбца.

Применяя вышеуказанные свойстваопределителей, можно упростить задачу вычисленияопределителей.

Преобразования, не изменяющие величинуопределителя, называются элементарными.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Прибавим

Ø к элементам 1-й строки элементы 2-й строки, умноженные на (–2),

Ø и к элементам 3-й строки элементы 2-й, умноженные на (–3).

Тогда

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru . ▼

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Веретенников

Валентин Николаевич

ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru ЭЛЕМЕНТЫ ЛИНЕЙНОЙ АЛГЕБРЫ

 
  Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Ρ Г Γ М У

Санкт-Петербург

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

МАТРИЦЫ

Историческое развитие понятия «матрица»

В 1850 г. английский математик Дж. Дж. Сильвестр (1814-1897) ввёл в математику понятиме «матрица» для обозначения прямоугольного упорядочения чисел.

С 1853 г. к изучению матриц приступил В.Р. Гамильтон (1805-1865), а с1858 г. ‒ А. Кэли (1821-1895).

Основополагающее значения понятия матрицы для математики было осознано лишь в конце XIX в.

Существенную роль в дальнейшем развитии ма ричного исчисления сыграл Г. Фробениус (1849-1917).

Созданное алгебраистами исчисление было в 1925 г. использовано В. Гейзенбергом (1901-1976) для описания квантовой механики.

В 1942 г. Фельдткайлер ввёл матричное исчисление в электротехнику для расчета электрических цепей.

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru

Ряд примеров, взятых из разных областей человеческой деятельности, покажет целесообразность введения нового математического понятия «матрица».

Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Историческое развитие понятия «матрица» - student2.ru Вводный прмер. Э.Ю. Берг, исследуя наиболее выдающиеся ливневые дожди разной продожительности на территории Европейской части за десятилетие (1903-1912), отметил занальную редукцию передельной интенсивности дождей.

Наши рекомендации