Сложные предложения. Понятие.
Основные виды сложных предложений. | ||
Сложносочинённые | Сложноподчинённые | Бессоюзные |
Простые предложения связываются сочинительными союзами. Например: Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. | Простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами. Например: Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. | Простые предложения связываются интонацией без помощи союзов и союзных слов: Например: Всё тихо: рощи спят; в окрестностях покой. |
Схемы: | ||
[ ], и [ ]. [ ], а [ ]. | [ ], ( ). ( ), [ ]. [ ,( ), ]. | [ ], [ ]. [ ]: [ ]. [ ] – [ ]. |
Таблица №14 Постановка знаков препинания в сложносочиненном предложении
Таблица №15 |
Строение сложноподчиненных предложений
Сложноподчинённые предложения с одним придаточным | ||
Место придаточного | Пример | Схема |
После главного | Ты раскрой мне, природа, объятия, чтоб я слился с красою твоей! | [ ],(чтоб). |
Перед главным | Что было, то не будет вновь. | (что), [ ]. |
В середине главного | Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. | [ ,(где), ]. |
Придаточное предложение отделяется от главного запятой. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон. |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | ||
С однородным подчинением | Ему казалось, что за всю его жизнь ещё не было такой затяжной и скучной весны, что снег нарочно тает очень медленно и что лето будет холодным и ненастным. | [ ], (что), (что) и (что). |
С неоднородным подчинением | Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, говорящее, чудесное. | (когда), [ ],(что). |
С последовательным подчинением | Он писал Коле, что завидует тем людям, которые умеют работать по плану. | [ ], (что), (которые). |
Таблица №16
Подчинительные союзы и союзные слова
В сложноподчиненном предложении
Присоединяют придаточное предложение к главному. | |
Подчинительные союзы Чтобы, потому что, так как, если, хотя и др. | Союзные слова Который, какой, где, куда и др. |
Не являются членами предложения (союз часто можно опустить или заменить другим союзом) | Являются членами предложения (опустить нельзя, заменяются другими союзными словами) |
Слова что, когда, как могут выступать в роли подчинительных союзов и союзных слов: Он знал, что(союз) надо говорить. –Он знал: надо говорить. Он знал, что(с.с) надо говорить. – Он знал, о чём надо говорить. Слова, что(с.с.) я услышал, обрадовали меня. – Слова, которые я услышал, обрадовали меня. |
Таблица №17
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении
Указательные слова тот, такой, туда, потому и др. | ||
Являются членами главного предложения | Служат для связи главного и придаточного предложения | Помогают определить основное значение придаточного предложения |
1. [Тот много знает], (кто много читает). 2. [Я тот], (кого вы ждали). 3. [Не забывай тот край], (где родился и вырос). 4. [Мы говорили о том], (что нас взволновало). 5. [Там воздух чище], (где лес берегут). | ||
Примечание: часто в главное предложение можно вставить отсутствующее указательное слово, чтобы правильно определить основное значение придаточного: Например: Вот опальный домик, где жил я с бедной няней моей. – Вот тот опальный домик, где жил я с бедной няней моей (основное значение придаточного – определительное). |
Таблица №18