Социальная поддержка — это тенденция, заключающаяся в том, что на поведение человека в группе влияет присутствие остальных ее членов или социальная обстановка.
В общем теория социальной поддержки утверждает, что работа в присутствии окружающих создает эмоциональную активацию или возбуждение, стимулирующее поведение и влияющее таким образом на производительность. Активация оказывает на работу положительное воздействие в тех случаях, когда человек является мастером своего дела или занимается физическим трудом. Здесь возбуждение ведет к дополнительным усилиям, направленным на то, чтобы делать что-то, что уже и так получается достаточно естественно. Примером может послужить выступление спортсмена мирового класса перед полной энтузиазма публикой родного городка. В случае если человек занят умственным трудом или является специалистом низкой квалификации, то наличие социального наблюдателя может привести к дискомфорту.
Динамические процессы в малой группе
Групповая динамика –совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какой-то период ее существования
Важнейшими из этих процессов являются: процессы формирования группы, процессы лидерства, развитие групповой сплоченности, феномен группового давления на индивида, процесс принятия групповых решений и т.д.
Стадии формирования групп
Как и любое развитие, становление группы — динамический процесс. Большинство групп находятся в непрерывном процессе изменения. Однако, как показывают исследования, группы проходят в своем развитии ряд последовательных ступеней, которые можно рассматривать сами по себе, как закономерности, присущие исключительно этой форме объединения работников. Эти четыре стадии могут быть условно названы как формирование, брожение, нормирование и деятельность (См. рис. )
Стадии | Характеристика |
Формирование | 1.Формулируются и выбираются цели деятельности группы и каждого работника. 2.Вырабатываются процедуры выполнения основных работ. 3.Определяется подчиненность каждого работника. 4 Налаживаются отношения между работниками, происходит знакомство работников с ролями и их отработка. 5 Выясняется «стоимость» пребывания в группе, т.е. определяется то, чем каждый работник должен поступиться при вхождении в группу. |
Бурление | 1. Происходит обострение внутригрупповых проблем, разрешаются конфликты. 2. Обостряется восприятие проблем, конфликтов, борьба за власть внутри группы. У некоторых работников появляется чувство подавленности от эксплуатации группой. 3. Выявляются наиболее эффективные методы управления группой |
Нормирование | Группа начинает целенаправленно действовать, определяются лидеры, налаживаются нормальные отношения между членами группы, находятся компромиссы, устанавливаются правила работы, развивается сплоченность членов группы, определяется ответственность за выполнение работы. |
Деятельность | 1.Появляется желание и согласие выполнять определенные роли. 2.В процессе деятельности группы проявляется групповой эффект (синергетический). 3. Разрабатываются нормы и нормативы на выполнение работы, развивается культура организации. 4. Определятся взаимозависимость и отрабатывается взаимодействие между членами группы |
Стадия I — формирование группы или формальное объединение индивидов.
Еще недавно незнакомые или малознакомые друг с другом люди в силу различных обстоятельств (по необходимости или в соответствии с чьим-либо решением) объединяются или оказываются объединенными в формальную группу. Они вначале ведут себя осторожно, внимательно следят за каждым шагом новых партнеров. Стадия характеризуется высокой степенью неопределенности в целях группы, ее структуре и лидерстве Члены группы бросают «пробные камни», пытаясь определить свои роли, и выбрать, какой тип поведения наиболее адекватен ситуации. Сама групповая деятельность находится на периферии внимания. Если какую-то работу нужно сделать, ее делают в первую очередь на основе индивидуального исполнения. Эта стадия завершается в тот момент, когда индивиды начинают воспринимать себя членами группы.
Стадия 2, брожения — одна из форм внутригруппового конфликта.
Индивиды соглашаются с существованием группы, но сопротивляются контролю, который она накладывает на своих членов. Происходит выяснение и распределение форм деятельности. Решения принимаются, как правило, на основе мнения большинства, заглушается голос меньшинства. Кроме того, возникает конфликт, связанный с лидерством. По завершении этой стадии в группе формируется сравнительно четкая иерархия внутригруппового лидерства.
Стадия 3 — это стадия нормирования, т.е. формирования в группе близких взаимосвязей и общности норм и ценностных ориентации.
На этой стадии можно говорить об упрочении группы. Здесь группа выступает именно как группа. Ее члены уже имеют четкое представление друг о друге, о способах работы коллег и их личностных особенностях. Роли и функции каждого обретают достаточную определенность: все знают свои роли и осознают ответственность за ее исполнение. Теперь существует сильное чувство внутригрупповой идентификации и чувство локтя. Стадия нормирования завершается с образованием четкой структуры и общим набором ожиданий о том, что есть правильное поведение. Несогласные с новыми ролями вынуждены, по крайней мере смириться и временно следовать групповым нормам и требованиям. В некоторых случаях недовольные прибегают к различного рода защитным механизмам:
1.Замыкание в себе, плохо скрываемое безразличие к целям группы, отсутствие вовлеченности, углубленность в другие заботы.
2.Гиперкритицизм, самореклама, неблагоприятные прогнозы в отношении дальнейшей судьбы группы.
3.Жесткий формализм, подчеркнутая вежливость, буквоедство, строгое следование нормам.
4.Подобострастие, жесты панибратства, капризничанье, инфантилизм.
5.Превращение дела в шутку.
6.Излишняя словоохотливость, вызовы на разговор, рассказы о собственных переживаниях и т. д..
Подобные средства защиты могут появляться и на других стадиях развития группы, и менеджер должен быть подготовлен к их купированию (устранению).
Однако в целом внутренняя атмосфера в группе на этом этапе значительно улучшается, напряженность первых этапов спадает и на передний план выступает цель совместной деятельности.
Стадия IV—стадия деятельности.
На этой стадии завершается становление группы в качестве психологической общности, структура принята всеми членами и предельно функциональна. Люди активны, нацелены на достижение цели, стремятся к саморазвитию и согласны работать на благо всех. Задания выполняются с общей ответственностью. Энергия полностью перемещается от задач взаимодействия к задачам деятельности. Кульминацией этой стадии может стать достижение состояния групповой гармонии, при которой члены группы стремятся к выравниванию различий в активности и признают ценность каждого члена с точки зрения единого целого.
Атмосфера приобретает теплый, дружеский характер, люди чувствуют себя в полной безопасности и гордятся тем, что являются частью группы. Происходит еще более глубокая интеграция: не только ценности группы, но и ценности самой деятельности все больше разделяются отдельными индивидами. Сама совместная работа приобретает столь большое значение, что превращается во внутреннее основание существования группы. Пожалуй, только на этом этапе развития можно говорить о превращении группы в команду, которая не только эффективно действует, но позволяет каждому удовлетворять широкий спектр своих потребностей, включая потребности в самоуважении и самоактуализации.
Рассмотренная последовательность не означает, что эффективность группы монотонно возрастает по мере ее формирования. И хотя существует ряд исследований, демонстрирующих рост эффективности на четвертой стадии развития, вопрос групповой эффективности не так прост. В некоторых условиях именно стадия брожения может быть наиболее продуктивной, и тогда эффективность последующих стадий будет ниже. Кроме того, движение от стадии к стадии не является четко определенным. Более того, группа часто регрессирует относительно предыдущей стадии.
При таком изменении последовательности стадия брожения уже будет выступать стадией дробления. В этом случае желание членов группы сотрудничать друг с другом резко падает, появляются клики — объединения индивидов, лишь формально связанные с целями группы. Между кликами легко рождается конкуренция и борьба за власть, которые резко снижают эффективность работы. Если группе не удается преодолеть дезинтеграционные процессы, распад становится неизбежным. Если же группа находит в себе силы преодолеть кризис, развитие возобновляется.
В реальной жизни выделить указанные стадии в чистом виде удается лишь в редких или критических случаях. Как правило, наблюдается параллельное и даже разнонаправленное протекание сразу нескольких процессов. Поэтому данные стадии правильнее рассматривать как общую схему, которая акцентирует динамичность группы и помогает лучше понять проблемы, которые в ней возникают.
В реальной организационной среде чаще всего сталкиваются не с «самозарождением» группы, а с уже давно существующими группами, в которых идет постоянное обновление состава: одни индивиды приходят в группу, другие ее покидают. И если уход работника — это полный «выход» из групповых процессов, то вступление индивида в уже сформированную группу, принятие или: непринятие им уже существующих норм представляет для организации большой интерес. Исходя из этого становление группы осуществляется двумя путями:
Первый, когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом. Это не столько проблема собственно образования группы, сколько «подключения» к ней нового члена. В этом случае анализ можно свести к исследованию феномена группового давления на индивида, подчинения его группой
Второй, когда изучается процесс становления групповых норм, ценностей при условии одновременного вступления в группу многих индивидов и последующее все более полное принятие этих норм, разделение всеми членами группы групповых целей. В этом случае речь идет о феномене групповой сплоченности.
Лидерство
По существу, только вся совокупность процессов протекающих в группе и делает группу группой. Без сомнения, самым важным из процессов является процесс руководства. То, как группа организуется, какова направленность ее развития, каким ценностям отдается предпочтение, как действует система групповых санкций — все это в значительной степени зависит от руководителя. Традиционно эти вопросы в поведенческих науках анализируются в рамках проблемы лидерства. И хотя процесс лидерства в узком смысле характеризует лишь отношения доминирования и подчинения, проблема лидерства сегодня уже давно переросла групповые рамки и охватывает не только процесс руководства организацией в целом, но и психологические принципы ее построения (дизайна).