Анализ обеспеченности организации персоналом

Показатели Годы
Плановая потребность в персонале на начало года, шт. ед.          
Численность персонала на начало го-да, чел.          
Среднесписочная численность персо-нала, чел.          
Численность принятых работников в течение года, чел.          
Численность уволенных работников в течение года, чел.          
Коэффициент оборота по приему          
Коэффициент оборота по выбытию          
Коэффициент текучести персонала          

Окончание табл. 1

Показатели Годы
Коэффициент сменяемости персонала          
Коэффициент постоянства состава персонала          

Обеспеченность организации персоналом определяется сравне-нием фактического количества работников с плановой потребнос-тью. После таблицы необходимо сделать соответствующие выводы.

Анализ обеспеченности организации персоналом следует прово-дить в тесной связи с изучением выполнения плана социального раз-вития организации по следующим группам показателей:

- повышение квалификации работников;

- улучшение условий труда и укрепление здоровья работников;

- улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий;

- социальная защищенность членов трудового коллектива.

Анализируя динамику и выполнение плана по повышению ква-лификации работников организации, необходимо рассчитать и про-анализировать такие показатели, как: процент работников, обуча-ющихся в высших, средних, среднеспециальных учебных заведени-ях, на курсах повышения квалификации и т.д.

Для оценки мероприятий по улучшению условий труда и укреп-лению здоровья работников необходимо рассчитать и проанализиро-вать следующие показатели:

- уровень травматизма в расчете на 100 человек;

- процент работников, имеющих профессиональные заболевания;

- процент общей заболеваемости работников;

- количество дней временной нетрудоспособности на 100 человек;

- процент работников, поправивших свое здоровье в санаториях, профилакториях и т.д.

Кроме того, целесообразно провести анализ выполнения меро-приятий по охране труда и технике безопасности.

Далее необходимо перейти к анализу структуры персонала кон-кретной организации. Структура персонала организации – совокуп-ность отдельных групп работников, объединенных по какому-либо признаку. Она может быть статистической и аналитической.

Статистическая структура персонала отражает распределение персонала и его движение в разрезе занятости по видам деятельнос-ти, а также в разрезе категорий и групп должностей. Так, выделяют персонал основных и неосновных видов деятельности.

Персонал промышленных предприятий подразделяется на про-мышленно-производственный и непромышленный персонал. Про-мышленно-производственный персонал (персонал основной деятель-ности) – лица, занятые трудовыми операциями, связанными с основ-ной деятельностью предприятия (изготовление промышленной про-дукции и выполнение работ промышленного характера, организация производства и управление предприятием и др.). Непромышленный персонал – лица, трудовая деятельность которых связана с выполне-нием работ, относящихся к другим (кроме промышленности) отрас-лям экономики.

Персонал сельскохозяйственных предприятий подразделяется на персонал, занятый в сельскохозяйственном производстве; персонал, занятый в подсобных промышленных производствах и промыслах; персонал торговли и общественного питания; персонал, занятый в строительстве; персонал, занятый прочими видами деятельности.

Персонал государственного органа (органа местного самоуправ-ления) делится на государственных (муниципальных) служащих и работников, не относящихся к государственным (муниципальным) служащим.

В свою очередь все они подразделяются на категории.

Категории персонала – классификация работающих по найму исходя из выполняемых ими функций.

Наемные работники разделяются на две группы: рабочие и слу-жащие. В группе служащих выделяются следующие категории: ру-ководители, специалисты и другие работники, относящиеся к слу-жащим. К рабочим относятся лица, осуществляющие функции пре-имущественно физического труда, непосредственно занятые в про-цессе создания материальных ценностей, поддержанием в рабочем состоянии машин и механизмов, производственных помещений и т.д. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений (в частности, директоры, управляющие, заведующие, главные специа-листы и др.). К специалистам относятся работники, занятые инже-нерно-техническими, экономическими и другими работами (админи-страторы, бухгалтеры, инженеры, нормировщики, экономисты, юрисконсульты и др.). К служащим относятся работники, осущест-вляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (например, агенты, архивариусы, де-журные, делопроизводители, кассиры, секретари-машинистки, ста-тистики, стенографистки, учетчики, чертежники).

Должности государственной гражданской и муниципальной службы подразделяются на категории и группы. Так, должности го-сударственной гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) руководители – должности руководителей и заместителей ру-ководителей государственных органов и их структурных подразде-лений, должности руководителей и заместителей руководителей тер-риториальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и замес-тителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для со-действия лицам, замещающим государственные должности, руково-дителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководите-лям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессиональ-ного обеспечения выполнения государственными органами установ-ленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока пол-номочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансо-во-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельнос-ти государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности государственной гражданской и муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.

Должности категорий «руководители» и «помощники (советни-ки)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы дол-жностей.

Должности категории «специалисты» подразделяются на выс-шую, главную, ведущую и старшую группы должностей.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подраз-деляются на главную, ведущую, старшую и младшую группы дол-жностей.

В табл. 2 приведен один из возможных вариантов отображения статистической структуры персонала организации.

Таблица 2

Наши рекомендации