Методика выполнения курсовой работы

ОСНОВЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Учебно–методическое пособие

по выполнению курсовой работы

Йошкар-Ола

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В. Г. САМОЙЛЕНКО С. В. КРАСНОВА

ОСНОВЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Йошкар-Ола

ПГТУ

УДК 378.147(07)

ББК 74.58я7

С 17

Рецензенты:

заведующий кафедрой управления и права ФГБОУ ВПО

«Поволжский государственный технический университет»,

доктор экономических наук, профессор А.Д. Арзамасцев;

кандидат социологических наук, доцент,

первый заместитель руководителя Регионального исполкома

Марийского регионального отделения партии

«Единая Россия» С. Е. Ананьева.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета ПГТУ

Самойленко, В. Г.

С 17 Основы управления персоналом: учебно-методическое посо-

бие по выполнению курсовой работы / В. Г. Самойленко,

С. В. Краснова. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный

технологический университет, 2014. – 84 с.

ISBN 978-5-8158-1440-0

Приведены общие требования к выполнению курсовой работы, дана ее структура, предложены рекомендации по выполнению работы с разъясне-ниями содержания ее основных разделов. Приведен примерный перечень тем курсовых работ.

Для бакалавров направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление».

УДК 378.147(07)

ББК 74.58я7

ISBN 978-5-8158-1440-0 © Поволжский государственный технологический университет, 2014 © Самойленко В. Г., Краснова С. В., 2014

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено по дис-циплине «Основы управления персоналом» для бакалавров направ-ления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное уп-равление».

Дисциплина «Основы управления персоналом» (код Б.3.1.10) от-носится к базовой (общепрофессиональной) части профессиональ-ного учебного цикла. Она изучается бакалаврами указанного направ-ления подготовки очной формы обучения в 4 семестре. Дисциплина «Основы управления персоналом» опирается на дисциплины гума-нитарного, социального и экономического циклов, а также на ряд дисциплин профессионального цикла, служит основой для освоения дисциплин профессионального цикла. В частности, для освоения данной учебной дисциплины необходимо иметь знания и навыки, полученные в ходе изучения таких дисциплин, как: основы права, психология управления, конфликтология в управлении, теория орга-низации, теория управления, социальная психология.

В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалифи-кация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. №41, ООП по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр»), УМК дисциплины «Основы управления персоналом» цель дисциплины – дать студентам знания о роли человека в организации, современной концепции управления персоналом, основах формирования и организации системы управ-ления персоналом, технологии управления персоналом и его разви-тия, оценке эффективности системы управления персоналом, а также основные навыки практической реализации указанных направлений деятельности.

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции:

- знание требований профессиональной этики и готовность по-ступать в соответствии с этими требованиями; обладание нетерпи-мостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладание гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);

- понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управ-ления, стремление к улучшению этого понимания через использова-ние знаний в своей деятельности (ОК-5);

- способность к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива

(ОК-10);

- способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, само-организации, самоконтролю, к расширению границ своих професси-онально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и само-контроля, новые образовательные технологии для своего интеллек-туального развития и повышения культурного уровня (ОК-13).

Кроме того, в результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компе-тенции:

- способность принимать участие в проектировании организаци-онных действий, умение эффективно исполнять обязанности (ПК-6);

- способность применять имеющиеся технологии и методы кад-ровой работы (ПК-8);

- способность эффективно участвовать в групповой работе на ос-нове знания процессов групповой динамики и принципов формиро-вания команды (ПК-11);

- способность использовать теории мотивации при решении уп-равленческих задач (ПК-13);

- способность анализировать, проектировать и осуществлять меж-личностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-29);

- умение общаться четко, сжато и убедительно, выбирая подхо-дящие для аудитории стиль и содержание (ПК-30);

- способность к взаимодействиям в ходе служебной деятель-ности в соответствии с этическими требованиями к служебному по-ведению (ПК-35),

- умение эффективно взаимодействовать с другими исполните-лями (ПК-51);

- способность регулировать трудовые отношения в организации (ДПК-6).

Написание курсовой работы способствует формированию дан-ных компетенций.

Цель данного учебно-методического пособия – помочь студентам в выполнении курсовой работы.

Пособие содержит три раздела. В первомразделе изложены тре-бования, предъявляемые к работе. В нем также рассмотрены состав-ляющие общего алгоритма выполнения курсовой работы. Описано, как выбрать тему, сформулировать задачи, а также выполнить инфор-мационный поиск по теме исследования.

Во втором разделе представлена методика написания и оформле-ния курсовой работы. Приведен пример композиции работы. Боль-шое внимание уделено приемам изложения материала, языку и сти-лю исследования.

Третий раздел посвящен описанию процедуры защиты курсовой работы. Кроме того, изложены критерии ее оценки.

ВВЕДЕНИЕ

Важной формой активизации процесса усвоения знаний студен-тами является написание ими различных видов письменных работ. Они способствуют закреплению теоретических знаний, формирова-нию и развитию общекультурных и профессиональных компетен-ций. Наиболее полно отражает способность студента к аналитичес-кому мышлению курсовая работа.

Выполнение курсовой работы является одним из завершающих этапов обучения бакалавров направления подготовки 081100.62 «Го-сударственное и муниципальное управление» по дисциплине «Осно-вы управления персоналом». Студенты очной и заочной (второе выс-шее) форм обучения выполняют курсовую работу в 4-м семестре, заочной и заочной сокращенной форм обучения – в 6-м семестре.

Основная цель выполнения курсовой работы – закрепление по-лученных студентами в рамках дисциплины «Основы управления персоналом» теоретических знаний и практических умений. Курсо-вая работа студента должна показывать навыки практического ана-лиза проблем управления персоналом, расчета и разработки проекта совершенствования деятельности организации в сфере управления персоналом.

Выбор темы курсовой работы

Выбор темы курсовой работы имеет исключительно важное зна-чение. Опыт показывает, что правильный выбор темы и объекта ис-следования во многом способствует его успешному выполнению. Тема курсовой работы должна быть актуальной, отражать реальные проблемы управления персоналом в организациях, являющихся объ-ектами профессиональной деятельности бакалавра направления под-готовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». К таким организациям в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Ми-нистерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. №41, относятся: федеральные государственные органы, органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государ-ственные и муниципальные учреждения, предприятия и бюджетные организации, институты гражданского общества, общественные ор-ганизации, некоммерческие организации, международные организа-ции и международные органы управления, научно-исследователь-ские и образовательные организации и учреждения.

Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных статистических и иных данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью темы для конкретной организации.

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине «Основы уп-равления персоналом» разрабатывается преподавателем(ями) кафед-ры, ведущим(и) данную дисциплину, и рекомендуется студентам, которые вправе самостоятельно сделать свой выбор. Примерный пе-речень тем курсовых работ ежегодно обновляется и объявляется сту-дентам. Темы предлагаются студентам очной формы обучения на первой неделе 4 семестра. Примерная тематика курсовых работ для студентов направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление» по дисциплине «Основы управления персоналом» представлена в приложении 1. Перечень предлагаемых тем не является исчерпывающим.

Одним из критериев при выборе темы курсовой работы является научный и практический интерес студента. Это относится прежде всего к студентам, которые продолжительное время, целеустремлен-но, с интересом собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, выполняли по ней другие курсовые работы, делали доклады на научных конференциях, работали в студенческих научных кружках факультета.

Таким образом, студент может выбрать тему курсовой работы из объявленного перечня тем, но также имеет право предложить свою тему с обоснованием актуальности и целесообразности ее разработ-ки. Во всех случаях окончательный выбор темы осуществляется сту-дентом совместно с преподавателем. В отдельных случаях возможна корректировка темы, но не позднее 13 недели 4 семестра для студен-тов очной формы обучения. В более поздний период изменение те-мы не допускается.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Структура курсовой работы

Изучив литературные источники по теме и собрав практический материал, студент приступает к написанию курсовой работы. Это сложный этап работы над темой, требующий сосредоточенности и упорного труда.

Несмотря на то, что курсовая работа выполняется по одной, вполне конкретной теме, в процессе ее написания студент использу-ет запас знаний и навыков, приобретенных при изучении таких дис-циплин, как: основы права, психология управления, конфликтология в управлении, теория организации, теория управления, социальная психология.

Приступая к работе над рукописью курсовой работы, необходимо учитывать следующие методические положения:

– текст научной работы отличается от всякого другого, прежде всего своей логичностью;

– следует разобраться в содержании литературного источника, установить истинность суждений автора и дать им соответствую-щую оценку;

– большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точ-ность и научность; употребляемые термины должны быть общепри-нятыми либо иметь ссылку на источник.

Типовые содержание и структура курсовой работы предусматри-вают наличие следующих конструктивных элементов: введение, гла-ва 1, глава 2, глава 3, выводы и предложения, список используемых источников, приложения.

Во введении отражаются:

– актуальность темы исследования, т.е. степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной про-блемы. Существуют два основных направления раскрытия актуаль-ности темы. Первое связано с малоизученностью выбранной темы, поэтому проводимое исследование направлено на преодоление дан-ного недостатка знаний. Второе направление связано с возможнос-тью решения определенной практической задачи за счет применения новых знаний, полученных в ходе исследования;

– степень изученности темы исследования, т.е. кто, какие вопро-сы, в какой степени изучал, какие вопросы являются недостаточно изученными;

– цель и задачи исследования. Цель исследования – это результат совершенствования состояния объекта управления. Именно цель курсовой работы и определяет ее тему. Задачи – это те последова-тельные действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели, т.е. задачи являются этапами достижения цели;

– объект исследования – это процесс или явление, избранное для изучения, в рамках которого решается проблемная ситуация (напри-мер, кадровая политика организации);

– предмет исследования – конкретные проблемные отношения в рамках объекта исследования (например, влияние нематериального стимулирования на эффективность труда персонала);

– методы исследования – приемы и способы описания, оценки, анализа и прогноза, которые использовались при выполнении курсо-вой работы (монографическое описание, структурно–функциональ-ный анализ, экономический и социологический анализ, методы эко-номико–математического моделирования и прогнозирования и др.);

– структура и объем курсовой работы. Необходимо указать, что курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, включающего … наименований, … при-ложений. Также следует указать количество страниц машинописно-го текста, на которых изложена курсовая работа, количество содер-жащихся в ней таблиц, рисунков, формул.

Объем введения – 2 страницы.

Первая глава – теоретическая – включает:

– теоретический материал, т.е. систематизированные основные идеи в той или иной области управления персоналом, дающие це-лостное представление о сущности, закономерностях и существен-ных связях рассматриваемого явления или процесса. Систематиза-ция обычно носит хронологический (по соответствующим перио-дам), академический (по научным школам и направлениям) или гео-графический характер (в различных странах);

– нормативно–правовую базу, обеспечивающую функционирова-ние рассматриваемой сферы системы управления персоналом. Необ-ходимо охарактеризовать особенности нормативно–правового регу-лирования соответствующей сферы системы управления персона-лом, обеспечив при этом комплексное рассмотрение основных нор-мативно–правовых актов различного уровня. В тексте не допускает-ся сплошное цитирование нормативно–правовых актов;

– методические материалы, раскрывающие способ достижения определенной управленческой цели через совокупность различных приемов или операций (например, средства и способы повышения квалификации сотрудников). Методика должна содержать полный перечень необходимых мероприятий в определенной очередности или по определенным этапам применительно к конкретным управ-ленческим ситуациям.

Таким образом, в рамках теоретической главы курсовой работы необходимо выделить 3 параграфа в соответствии с целью и реша-емыми задачами.

Примерный объем первой главы 18 – 20 страниц.

Вторая глава – аналитическая – содержит основные сведения об объекте исследования и анализ состояния предмета исследования, выявляет ключевые проблемы функционирования системы управле-ния персоналом по отношению к предмету исследования.

Первый параграф второй главы необходимо назвать «Общая ха-рактеристика организации и ее персонала». В данном параграфе курсовой работы приводятся общие сведения об организации, на ма-териалах которой выполняется работа: полное наименование, юри-дический адрес, дата основания, история возникновения и развития организации, цель и задачи организации, виды деятельности, ассор-тимент и характеристики выпускаемой продукции, оказываемых ус-луг. Необходимо также привести основные технико-экономические показатели деятельности организации за период 3 – 5 последних лет. Кроме того, необходимо отразить графическую схему структуры рассматриваемой организации и определить ее тип. В завершение описания организации необходимо сделать вывод о результатах ее работы.

Далее в этом же параграфе необходимо проанализировать чис-ленность и структуру персонала рассматриваемой организации за период 3 – 5 последних лет.

Численность персонала организации зависит от характера, мас-штаба, сложности, трудоемкости производственных и управленчес-ких процессов, степени их механизации, автоматизации, компьюте-ризации. В реальных условиях при расстановке персонала по подраз-делениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава ра-ботающих.

В результате непрерывно происходящего приема и увольнения работников состав персонала организации постоянно меняется. Это изменение называют оборотом кадров. При этом различают оборот кадров по приему и оборот по увольнению. Коэффициент оборота кадров определяется путем деления числа всех выбывших (коэффи-циент оборота по увольнению) или всех принятых (коэффициент оборота по приему) за определенный период на среднесписочную численность работающих за тот же период.

Коэффициент текучести кадров рассчитывается путем деления уволенных за нарушение трудовой дисциплины и уволенных по соб-ственному желанию за определенный период на среднесписочную численность работников за тот же период. Особое внимание следует уделить изучению причин увольнения работников.

Для характеристики изменения численности персонала применя-ется также коэффициент сменяемости кадров. Он определяется как отношение меньшей величины из числа принятых или уволенных из организации за данный период к среднесписочной численности ра-ботников организации в этом периоде.

Коэффициент постоянства состава рассчитывается отношением количества работников, проработавших в организации весь рассмат-риваемый период (год), к среднесписочной численности работников в этом периоде.

Информацию о численности персонала рекомендуется предста-вить в виде табл. 1.

Таблица 1

Оформление иллюстрационного материала

Иллюстрировать курсовую работу необходимо, исходя из общего замысла, по тщательно продуманному тематическому плану.

Основными видами иллюстративного материала в курсовой рабо-те являются рисунки, схемы, графики и диаграммы, выполняемые с соблюдением государственных стандартов ЕСКД. Все иллюстрации имеют одно название – рисунок.

Все иллюстрации нумеруются арабскими цифрами сквозной (по-рядковой) нумерацией в пределах всей работы.

Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми они помещены в работе.

Слово «Рисунок», его номер и наименование располагаются в центре строки под рисунком.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Название рисунка помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Рис. 1 – Структура управления мотивацией и стимулированием

трудовой деятельности муниципальных служащих

Иллюстрации каждого приложения имеют свою собственную ну-мерацию.

При ссылках в тексте на иллюстрации следует писать «...в соот-ветствии с рисунком 1 …» или «на рисунке 1 представлена …».

Для оформления рисунков, графиков и схем удобно использовать возможности панели инструментов «Рисование», выбранной в меню «Вид» редактора текстов Microsoft Word. Для построения же диаг-рамм на основе табличных данных лучше всего использовать мастер диаграмм Microsoft Excel. Если на компьютере не используется Mi-crosoft Excel, то диаграмму можно построить с помощью специаль-ного модуля Microsoft Word – Microsoft Graph.

Оформление табличного материала

Табличная форма представления материала применяется для сис-тематизации данных статистического и оперативного учета и на-глядности динамики показателей.

Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в ко-тором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точ-ным, кратким. Название таблицы отделяется от предыдущего текста пропуском одной пустой строки. Название таблицы размещается над таблицей, без абзацного отступа с выравниванием «по ширине» сле-дующим образом:

Таблица 1 – Статистическая структура персонала организации

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе этой части таблицы на другую страницу над ней без абзацного отступа с выравниванием «по шири-не» размещается подпись «Окончание таблицы» и ее номер.

Таблицы в тексте, за исключением таблиц приложений, имею-щих собственную внутреннюю нумерацию, нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Ширина таблицы должна строго соответствовать вертикальным полям страницы, т.е. ширине текста. Текст самой таблицы не имеет абзацного отступа. Заголовки в боковике выравниваются «по левому краю» или «по ширине», а текст и данные в графах – «по центру».

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной бук-вы в единственном числе, а подзаголовки граф — со строчной бук-вы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с про-писной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

В таблице применяется меньший размер шрифта, чем в тексте (12 пт) и меньший межстрочный интервал (одинарный). Если цифровые или иные данные в какой–либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Разделительные линии таблицы должны иметь одинаковую тол-щину, не допускается применение двойных линий.

Для данных, приведенных в таблице, должны быть указаны еди-ницы измерения. Если все данные таблицы имеют одинаковую еди-ницу измерения, то она указывается в конце названия таблицы в круглых скобках. В случае если показатели в таблице имеют разные единицы измерения, то они указываются в соответствующих заго-ловках.

Оформление формул

Представление и нумерация формул требуют знание некоторых особенностей их оформления.

Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие фор-мулы, содержащие знаки суммирования, произведения, дифференци-рования, интегрирования, располагают в отдельных строках. При этом формулу можно расположить как посередине строки, так и сдвинув к левому краю.

Формулы нумеруют порядковой нумерацией в пределах всей ра-боты арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом поло-жении на строке.

На все формулы в работе должны быть ссылки. При этом номер формулы ставят точно в такой же графической форме, что и после формулы, т.е. арабскими цифрами в круглых скобках. Например: «в формуле (2)»; «из уравнения (5) вытекает...».

Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем да-ется расшифровка входящих в них индексов, символов и величин. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводят непосредственно под формулой в той же последовательности, в ко-торой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента дают с новой строки. Первую строку пояснения начи-нают со слова «где» без двоеточия.

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого при-ложения.

Выше и ниже каждой формулы, помещенной в отдельную строку, должно быть оставлено не менее одного межстрочного интервала. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перене-сено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (х), деления (:) или других математических знаков.

Оформление цитат и библиографических ссылок

При написании работы студенту часто приходится обращаться к цитированию работ различных авторов, использованию статистичес-кого материала. Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Академический эти-кет требует точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. В этом случае необходимо оформлять ссылку на тот или иной источник.

При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грам-матической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением осо-бенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи яв-ной научной полемики. В этих случаях употребляется выражение «так называемый»;

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокра-щения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без иска-жения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставит-ся в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце). Если перед опущенным текстом или за ним стоял знак препинания, то он не со-храняется;

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссыл-кой на источник;

4. При непрямом цитировании (при пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста работы, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого;

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным.

При оформлении цитат следует знать правила, связанные с напи-санием прописных и строчных букв, а также с употреблением знаков препинания в цитируемых текстах.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст работы так органично, что изъять ее из этого текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер стра-ницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выход-ные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например: [8, с. 45], цифра 8 означает номер по списку использованных источников, 45 – страницу.

И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном учебно-методическом пособии в сжатом и концентри-рованном виде описаны требования, предъявляемые к курсовой ра-боте, рассмотрены составляющие общего алгоритма подготовки ис-следования, представлена методика написания и оформления курсо-вой работы. Большое внимание уделено приемам изложения матери-ала, языку и стилю исследования. Пособие знакомит с процедурой защиты курсовой работы и критериями ее оценки.

Авторы выражают надежду, что предлагаемое учебно-методичес-кое пособие станет настольной книгой для студентов направления подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управле-ние» при изучении курса «Основы управления персоналом». Данное пособие может быть использовано и при организации дополнитель-ного профессионального образования государственных гражданских и муниципальных служащих.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы / А.Ф. Ануфриев. – М.: Ось–89, 2007. – 112 с.

2.ГОСТ 9327–60. Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gostexpert.ru/ gost/gost-9327-60 (дата обращения 18.11.2013 г.).

3.ГОСТ 7.12–93. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gostexpert.ru/gost/gost-7.12-93 (дата обращения 18.11.2013 г.).

4.ГОСТ 7.4–95. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Выходные сведения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pressmaket.narod.ru/vihodnie_dannie.pdf (дата обращения 18.11.2013 г.).

5.ГОСТ 7.80–2000. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gostexpert.ru/gost/gost-7.80-2000 (дата обращения 18.11.2013 г.).

6.ГОСТ 7.32–2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ifap.ru/ library/ gost/7322001.pdf (дата обращения 18.11.2013 г.).

7. ГОСТ 7.82–2001. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gostexpert.ru/gost/gost-7.82-2001 (дата обращения 18.11.2013 г.).

8. ГОСТ 7.1–2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://protect.gost.ru/ document.aspx? control=7&id=129865 (дата обращения 18.11.2013 г.).

9. ГОСТ Р 6.30–2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gostexpert.ru/gost/gost-6.30-2003 (дата обращения 18.11.2013 г.).

10. ГОСТ 7.0.5–2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gostexpert.ru/gost/gost-7.0.5-2008 (дата обращения 18.11.2013 г.).

11. Кузнецов, И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2006. – 460 с.

12. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: ме-тодика подготовки и оформления: учебно–методическое пособие / И.Н. Кузнецов. – 3–е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2006. – 340 с.

13. Новиков, А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А.М. Новиков. – М.: АЛО, 1998. – 132 с.

14. Основы научных исследований: учеб. пособие / под ред. А.А. Лудченко. – 2–е изд., стер. – Киев: Знания; КОО, 2001. – 113 с.

15. Практикум по менеджменту. Конкретные ситуации, тесты, за-дачи и курсовые проекты: учебное пособие для студ. вузов / под ред. В.И. Подлесных. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2001. – 270 с.

16. Рекомендации по оформлению научных работ / сост. Н.С. Шевелева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный техни-ческий университет, 2008. – 24 с.

17. Рогожин, М.Ю. Как написать курсовую и дипломную работы / М.Ю. Рогожин. – СПб.: Питер, 2005. – 188 с.

18. Управление персоналом: курсовые проекты, практика, госу-дарственный экзамен, дипломный проект: учебное пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 431 с.

19. Управление персоналом: методические указания к курсовому проектированию для студентов специальности 080504.65 (061000) «Государственное и муниципальное управление» всех форм обучения / сост. В.Г. Самойленко, С.В. Краснова. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2007. – 44 с.

20. Шигаева, М.И. От рукописи – к книге: учебно–методическое пособие / М.И. Шигаева. – 4–е изд., исправл., доп. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 92 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерная тематика курсовых работ по дисциплине

«Основы управления персоналом»

1. Формирование целей системы управления персоналом.

2. Совершенствование функционального разделения труда в сис-теме управления персоналом.

3. Разработка организационной структуры службы управления персоналом.

4. Разработка системы взаимосвязей службы управления персо-налом в оргструктуре организации.

5. Совершенствование кадрового и делопроизводственного обес-печения системы управления персоналом.

6. Совершенствование информационного и технического обеспе-чения системы управления персоналом.

7. Совершенствование нормативно-методического (и правового) обеспечения системы управления персоналом.

8. Совершенствование регламентации труда персонала.

9. Совершенствование технологии выработки и принятия реше-ний по управлению персоналом.

10. Формирование и реализация кадровой политики организации.

11. Формирование и развитие системы стратегического управле-ния персоналом.

12. Разработка стратегии управления персоналом.

13. Совершенствование кадрового планирования в организации.

14. Разработка оперативного плана работы с персоналом.

15. Разработка плана маркетинговой деятельности в области пер-сонала.

16. Совершенствование процесса определения потребности орга-низации в персонале.

17. Совершенствование отбора персонала при приеме на работу.

18. Совершенствование организационного механизма проведе-

ния отбора персонала (при найме).

19. Совершенствование деловой оценки персонала.

20. Организация аттестации персонала.

21. Организация системы профессиональной ориентации персонала.

22. Проектирование системы управления адаптацией персонала.

23. Совершенствование организации труда персонала.

24. Совершенствование организации рабочих мест персонала.

25. Совершенствование использования персонала.

26. Разработка программы деятельности администрации при

увольнении сотрудников.

27. Использование результатов проведения деловой оценки пер-сонала.

28. Разработка системы организации обучения персонала (подго-товки, переподготовки и повышения квалификации).

29. Проектирование взаимоотношений организации с учебными заведениями и центрами подготовки кадров.

30. Разработка программы проверочных испытаний кандидатов на вакантные должности.

31. Проектирование системы управления карьерой персонала.

32. Совершенствование работы с кадровым резервом.

33. Формирование и развитие организационной культуры.

34. Совершенствование мотивации трудовой деятельности пер-сонала.

35. Совершенствование системы оплаты труда в организации.

36. Выявление и ослабление источника противоречий, вызываю-щих эскалацию социально-психологической напряженности между участниками совместной деятельности.

37. Установление непосредственной причины конфликтного столкновения между сотрудниками (группами работников, подразде-лениями) организации.

38. Определение системы мер по предупреждению нежелатель-ных конфликтов и стрессов в социальных группах.

39. Упорядочение взаимодействия смежных подразделений и ра-бочих групп как метод предупреждения внутригрупповы

Наши рекомендации