Десятичная запись дробных чисел (п. 30)
Цели:научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. в десятичную и наоборот.
Оборудование: кодоскоп, кодопозитивы; на плакате девиз урока и последующих уроков: «Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные».
Ход урока
I. Анализ контрольной работы.
II. Устные упражнения.
1. Назовите целую и дробную часть чисел:
.
2. Какое число записывается:
а) единицей с четырьмя последующими нулями?
б) единицей с шестью последующими нулями?
в) единицей с семью последующими нулями?
III. Изучение нового материала.
1. Учитель задает вопросы. Ученики отвечают, дроби записываются на доске.
Вопросы:
Какую часть метра составляет 1 дм?
Как выразить 3 м 572 мм в метрах?
Какую часть метра составляет 27 см?
Записаны дроби: .
Вопрос: «Какую особенность этих дробей вы заметили?».
Учитель:Такие обыкновенные дроби, у которых знаменатель записан единицей с последующими нулями, условились записывать без знаменателя. Как это сделать?
2. Прочитаем об этом в учебнике.
; ; .
3. И дальше объяснение учителя в соответствии с учебником.
IV. Закрепление.
1. Устно № 1143 (а, б, в).
2. Письменно: № 1142, 1145, 1146 (б, в).
3. На повторение № 1159, 1158, 1161, 1165.
V. Итог урока.
1) Как короче записать дроби, знаменатель которых – единица с несколькими нулями?
2) Как называют такие дроби?
3) Сколько цифр стоит после запятой в десятичной дроби ? (Учитель показывает это число.)
4) Какие число в этой записи будет после запятой и какое – до запятой?
5) «Математическая эстафета».
Ученики, сидящие за первыми партами, – жюри. Ученики с последних парт выходят к доске, выполняют задание и передают мел следующему.
Записать в виде десятичной дроби числа:
I команда | II команда | III команда |
= |
VI. Домашнее задание:п. 30; № 1166 (а), 1167 (а, б), 1169. В математический словарь: десятичная дробь.
Урок № 101
Десятичная запись дробных чисел (п. 30)
Цели:закрепить навык в чтении и записи десятичных дробей, в переводе обыкновенной дроби со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. в десятичную и наоборот.
Оборудование: магнитофонная запись математического диктанта; ксерокопии заданий к итогу урока.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания.
2. Игра: «Торопись, да не ошибись». (Математический диктант, включается магнитофонная запись, ученики выполняют диктант на листочках.)
а) Запишите десятичные дроби:
1) 2, 8; 2) 3,74; 3) 1,371; 4) 0,55; 6) 145,003;
7) 20,036; 8) 201,0101; 9) 6,006; 10) 33,0008.
б) Замените частное дробью или смешанным числом.
1) 9 : 2; 2) 5 : 11; 3) 8 : 14; 4) 15 : 10.
Ученики подписывают листочки и сдают.
II. Работа по теме урока.
1. № 1164 (б) – у доски; 1164 (а) – самостоятельно.
2. № 1146 (г, д, е) – комментирование с места.
3. Устно № 1143 (г).
4. № 1147.
5. На повторение № 1160, 1163, 1164 (3, 4).
III. Итог урока.
Ученики выполняют задания на листочках, и вместе с математическим диктантом они оцениваются.
1. Выразите:
а) в метрах: 5 м 32 см; 4 м 5 см; 47 см; 5 м 14 см 2 мм; 8 м 7 см 3 мм; 25 мм.
б) в тоннах: 450 кг; 28 ц; 2 ц 35 кг; 12 ц 5 кг; 3 т 4 ц 25 кг.
в) в кубических метрах: 25 дм3; 45 см3; 3 см3.
2. Запишите в виде десятичной дроби числа:
Листочки подписываются и сдаются на проверку.
IV. Домашнее задание:п. 30, повторить 14, 15; № 1166 (б), 1167 (в), 1168 (а), 1171 (а).
Урок № 102
Сравнение десятичных дробей (п. 31)
Цели:научить определять, находить равные дроби, сравнивать десятичные дроби.
Оборудование: кодоскоп, кодопозитивы; плакат для объяснения нового материала и подведения итога урока.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания.
2. Учитель анализирует выполненные на предыдущем уроке работы учеников.
II. Устные упражнения.
1. № 1187, 1188.
2. Сравните дроби и с единицей. Какая из этих дробей правильная? Неправильная?