Занятие 6. Оценка и аттестация персонала
Основные принципы организации труда работников. Принципы оценки персонала. Текущая и комплексная оценка персонала. Степень самостоятельности подразделений. Разработка положений о подразделениях. Определение функциональных обязанностей сотрудников. Организация текущего контроля за работой персонала. Распорядок и режим работы сотрудников. Аттестация персонала: ее виды, функции и процедура проведения. Assessment-center как комплексная технология оценки персонала. Процедура групповой оценки личности. Метод 360°.
Цель: познакомить студентов с характеристиками, видами, методами и процедурами оценки и аттестации.
Для работы на практическом занятии студенты должны прослушать и прочитать лекцию «Организация труда и оценка персонала» и ответить на вопросы для самопроверки, а также ознакомиться с рекомендуемой литературой.
План проведения занятия
Работа на практическом занятии предполагает проведение метода ГОЛ (групповая оценка личности). Ход работы описан в методических указаниях по курсу «Профессиональный отбор и диагностика способностей» (тема 5).
Задание для самостоятельной работы:проанализируйте имеющийся материал и письменно ответьте на вопрос: «Какие критерии учитываются при составлении метода 360°?».
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды оценки персонала выделяют?
2. Какие процедуры проведения оценки персонала выделяют?
3. Какие процедуры предполагает проведение аттестации работника?
Список рекомендуемой литературы
1. Вучкович-Стадник А. А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения / А. А. Вучкович-Стадник. – М. : Эксмо, 2008. – 192 с.
2. Гуревич А. Ассесмент: принципы подготовки и проведения / А. Гуревич. – СПб. : Речь, 2005. – 235 с.
3. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. Отбор и оценка при найме, аттестация / А. Я. Кибанов, И. Б. Дуракова. – М. : Экзамен, 2005. – 416 с.
4. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М. : Инфра-М, 2005. – 638 с.
5. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. –
2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
6. Цветкова О. А. Профессиональный отбор и диагностика способностей: метод. указания к выполн. практ. занятий и самост. работе студентов /
О. А. Цветкова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 52 с.
7. Цветкова О. А. Профессиональный отбор и диагностика способностей : конспект лекций / О. А. Цветкова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 43 с.
8. Шекшеня С. В. Управление персоналом современной организации /
С. В. Шекшеня. – М. : Бизнес-школа, 2002. – 368 с.
Занятие 7. Управление карьерой, консультирование
По карьерному движению
Понятия «обучение» и «развитие сотрудников». Квалификация персонала. Виды квалификации. Повышение квалификации и переобучение. Первичное и вводное обучение. Карьера, виды карьеры. Организация планирования карьеры сотрудников. Управленческое развитие персонала. Работа с резервом и молодыми сотрудниками.
Цель: познакомить студентов с понятием «карьера», ее видами, основными этапами консультирования по карьерному движению.
Для работы на практическом занятии студенты должны прослушать и прочитать лекцию «Обучение и профессиональное развитие персонала», дополнительно проработать представленные ниже вопросы, опираясь на рекомендуемую к занятию литературу.
План проведения занятия
Работа на практическом занятии предполагает использование методики «Якоря карьеры». Ход работы описан в методических указаниях по курсу «Профессиональный отбор и диагностика способностей» (тема 9).
Задание для самостоятельной работы: самостоятельно проанализируйте полученный результат и составьте карьерограмму любой должностной позиции или собственного профессионального пути.
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды карьеры выделяют?
2. В чем особенность консультирования по карьерному движению?
3. Из каких блоков состоит карьерограмма?
Список рекомендуемой литературы
1. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А. Я. Кибанова. – М. : Инфра-М, 2005. – 638 с.
2. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. –
2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
3. Цветкова О. А. Профессиональный отбор и диагностика способностей : конспект лекций / О. А. Цветкова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 43 с.
4. Цветкова О. А. Профессиональный отбор и диагностика способностей : метод. указания к выполн. практ. занятий и самост. работе студентов /
О. А. Цветкова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. – 52 с.
5. Шекшеня С. В. Управление персоналом современной организации /
С. В. Шекшеня. – М. : Бизнес-школа, 2002. – 368 с.