Сравнения функций в зависимости от концепции управления
Концепция управления | Подсистемы функций | Функции |
кадрами | ||
персоналом | ||
человеческими ресурсами |
Данное занятие можно проводить в аудитории с мультимедийным оборудованием, поскольку подведение итогов удобнее проводить в интерактивном режиме, заполняя подготовленную презентацию.
3. Проанализируйте представленный кейс «Характеристика концепции управления персоналом», письменно ответьте, к какой концепции управления и почему можно отнести описанное предприятие.
Задание для самостоятельной работы: на основании изученного материала выделите критерии и сопоставьте в сводной таблице все известные вам концепции управления персоналом и основные понятия, принципы управления, характеристики работника в каждой концепции.
Вопросы для самопроверки
1. Как изменялась концепция управления персоналом и какие факторы оказывали влияние на их изменение?
2. В чем особенности каждого из подходов к управлению персоналом (экономический, органический, гуманистический)?
Список рекомендуемой литературы
1. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М. : Инфра-М, 2005. – 638 с.
2. Управление персоналом / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. –
2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2002. – 560 с.
3. Ульрих Д. Эффективное управление персоналом : новая роль HR-менеджера в организации / Д. Ульрих. – М. : Вильямс, 2007. – 304 с.
4. Шекшеня С. В. Управление персоналом современной организации /
С. В. Шекшеня. – М. : Бизнес-школа, 2002. – 368 с.
Материалы к занятию 1
1. Определение логической последовательности выполнения функций[1]
Задание. Расставьте перечисленные функции в логической последовательности, сгруппировав их в отдельные функциональные подсистемы:
– обеспечение потребности в персонале;
– использование персонала;
– анализ маркетинговой информации;
– разработка системы целей управления персоналом;
– определение содержания труда на каждом рабочем месте;
– выбор путей покрытия потребности в персонале;
– адаптация персонала;
– определение функций и оргструктуры службы управления персоналом;
– формирование системы управления персоналом;
– планирование качественной и количественной потребности в персонале;
– отбор персонала;
– определение потребностей в персонале;
– производственная социализация персонала;
– мотивация трудовой деятельности;
– управление карьерой персонала;
– высвобождение персонала;
– определение содержания и процесса мотивации;
– деловая оценка персонала;
– использование денежных и неденежных побудительных систем;
– развитие персонала;
– организация обучения персонала.
2. Ситуация «Характеристика концепции управления персоналом»[2]
Описание ситуации
Персонал организации, специализирующийся на производстве и ремонте оборудования для швейной промышленности, насчитывает 350 человек.
На рынке предприятие действует около десяти лет. Возраст сотрудников –
30–45 лет. Сотрудники – в основном мужчины.
Вопросами управления персоналом занимается отдел кадров, состоящий из начальника и менеджера по персоналу. Отдел кадров выполняет преимущественно функции найма и увольнения. Его сотрудники проводят первичные собеседования с претендентами на вакантные рабочие места, подготавливают решения о приеме на работу и увольнении работников организации. Большую часть рабочего времени сотрудники отдела заняты оформлением документов, связанных с подобными задачами, а также ведением личных дел сотрудников, учетом и кадровой отчетностью, составлением справок.
Решения, касающиеся назначения руководящего состава и специалистов и определения уровня оплаты труда, принимаются директором, подчас без учета мнения руководителей подразделений и наиболее квалифицированных специалистов. В организации отсутствует планирование работы с персоналом. Высок уровень текучести. Нередки конфликты, в том числе межличностные, внутригрупповые и между подразделениями. Вместе с тем, организация не испытывает дефицита кадров, возможно, благодаря достаточно высокой заработной плате и привлекательному социальному пакету. Практикуется наем персонала на временную работу под выполнение конкретных проектов. Работники, желающие повысить квалификацию, делают это за свой счет. Рабочий день практически не нормирован.