II. Интегральные характеристики напряжений в поперечных сечениях стержней с прямой осью
|
| |||
|
|
| |||
|
Рис.1
В силу того, что правая часть стержня отброшена, для сохранения равновесия оставшейся части в сечении необходимо приложить систему «внутренних» сил, эквивалентную действию отброшенной части.
Главным вектором сил этой системы будет вектор (Qx, Qy, N) и главным моментом (Мx, My, Mк). Проекции этих векторов на координатные оси XYZ будем называть интегральными характеристиками напряжений в поперечном сечении стержня (ИХНС). Эти величины выражаются следующими интегралами:
N = szdF; Qx = tzxdF; Qy = tzydF; (5)
M x= sz ydF ; My = - sz xdF; Mк = tzy xdF- tzx ydF,
где N – нормальная (продольная) сила;
Qx, Qy – поперечные силы;
Мx, My – изгибающие моменты;
Мк – крутящий момент.
Между ИХНС и внешними нагрузками существуют следующие дифференциальные зависимости:
= -qz(z); = -qy(z); = -qx(z); (6)
= Qy; = -Qx; = -mz.
Интегрируя эти зависимости, получают следующие выражения для нахождения интегральных характеристик напряжений в любом сечении стержня:
Qx(z) = Qx(0) - Yx(z); Qy(z) = Qy(0) - Yy(z); N(z) = N(0) - Y(z);
Mx(z) = Mx(0) + Qy(0)z - Фх(z); My(z) = My(0) - Qx(0)z - Фy(z);
Mк(z) = Mк(0) – Фz(z),
где Qx(0), Qy(0), N(0), Mx(0), My(0), Мк(0) – значения интегральных характеристик напряжений в начальном сечении стержня (при z = 0),
Yx(z), Yy(z), Yz(z), Фх(z), Фy(z), Фz(z) - соответственно интегралы от правых частей зависимостей (6) и являются функциями, зависящими от закона распределения внешних нагрузок по длине стержня. Эти функции в дальнейшем будем называть нагрузочными.
Ниже приведены значения нагрузочных функций для наиболее часто встречающихся случаев нагружения.
1. К оси стержня приложены продольные внешние нагрузки
Рис.2
Yz(z) = q(z-a) - q(z-b) + P(z-c)0.
Здесь и далее следует иметь ввиду, что в том случае, когда выражение, стоящее в скобках, отрицательно, то все слагаемое равно нулю независимо от показателя степени. В случае приложения нескольких распределенных и сосредоточенных нагрузок соответствующие слагаемые нужно повторить для всех нагрузок. Все выражения нагрузочных функций записаны для положительных внешних нагрузок.
2. К оси стержня приложены внешние крутящие моменты
Рис.3
Фz(z) = mz(z-a) - mz(z-b) + Lz(z-c)0.
3.К оси стержня приложены силы в вертикальной плоскости
Рис.4
Yy(z) = qy(z-a) - qy(z-b) + Py(z-c)0,
Фх(z) = qy(z-a)2/2 - qy(z-b)2/2 + Py(z-c) + Lх(z-d)0.
4.К оси стержня приложены нагрузки в горизонтальной плоскости (перпендикулярно плоскости чертежа)
Рис.5
Yx(z) = qx(z-a) - qx(z-b) + Px(z-c)0,
Фy(z) = - qx(z-a)2/2 + qx(z-b)2/2 - Px(z-c) - Ly(z-d)0.
Постоянные Qx(0), Qy(0), N(0), Mx(0), My(0), Мк(0) находят из граничных условий, т.е. на основании имеющейся информации об интегральных характеристиках напряжений в каком-либо крайнем сечении стержня.
Так для ненагруженного конца стержня все интегральные характеристики равны нулю.
N(0) = 0; Qx(0) = 0; Qy(0) = 0; N(l) = 0; Qx(l) = 0; Qy(l) = 0;
Mк(0) = 0; Mx(0) = 0; My(0) = 0; Mк(l) = 0; Mx(l) = 0; My(l) = 0.
Рис.6
Если концы стержня оперты шарнирно шарнирно-подвижная или шарнирно-неподвижная опоры (Рис.7), то граничные условия будут
Мх(0) = 0; Му(0) = 0; Мх(l) = 0; Му(l) = 0.
Рис.7
В тех случаях, когда на конце стержня приложена сосредоточенная сила P или пара сил L, могут быть приняты, как и выше, однородные граничные условия, т.е. можно считать, что пара сил или сила приложены к оси стержня на некотором малом расстоянии от конца стержня D® 0, а в концевом сечении все интегральные характеристики напряжений равны нулю. Внешнюю силу Р или пару сил L при этом следует включить в нагрузочную функцию.
В этих же случаях могут быть приняты и неоднородные граничные условия. Для этого сила, приложенная на конце стержня, принимается равной соответственно продольной или поперечной силе, а пара сил – равной изгибающему или крутящему моментам в концевом сечении стержня. Эти силы или пары, естественно, в нагрузочную функцию уже не включают. На рисунке 8 записаны граничные условия для возможных случаев нагружения концевых сечений положительными внешними нагрузками.
| |||||||
|
N(0) = -P; N(l) = P; Mк(0) = -L; Mк(l) = L;
Qy(0) = -P; Qy(l) = P; Mx(0) = -L; Mx(l) = L;
Mx(0) = -L; Mx(l) = L.
Рис.8
После записи уравнений интегральных характеристик и вычисления начальных параметров можно построить их графики (эпюры). Эти графики строятся на осях, параллельных оси стержня, по нормали к которым откладываются значения функций. Эпюры позволяют наглядно представить изменение интегральных характеристик напряжений вдоль оси стержня и определить то сечение, где функции достигают наибольшего значения.