Специальные виды целочисленных задач.
Транспортная задача
1. Транспортная задача. Распределительный метод.
2. Метод потенциалов (Канторовича)
3. Задача о назначениях. Венгерский алгоритм.
Классическая транспортная задача – это задача о наиболее экономичном плане перевозок однородного (или взаимозаменяемых) продукта из заданных пунктов отправления (пункта производства или хранения) в пункты назначения (пункты потребления данного продукта). Наиболее часто встречается в распределительных экономических задачах.
Эта задача связана с территорией, распределением, назначениями, транспортом и размерами производства. Кроме того, различные варианты этой задачи встречаются в задачах организации производства, принятия решений и организационного управления.
Классическая подстановка: имеется m пунктов производства или складирования однородного продукта, запасы которого равны соответственно A1…Ai….Am. Имеется n пунктов потребления этого же продукта с потребностями В1…Вj….Вn. Известны тарифы (транспортные расходы, связанные с доставкой единицы продукта из заданного пункта отправления в заданный пункт потребления)
Требуется составить план перевозок (указать какое количество из какого пункта отправления и в какой пункт потребления следует перевезти продукт), обеспечивающий наиболее экономичным путем (при суммарных минимальных затратах на перевозку) удовлетворение всех пунктов потребления за счет реализации всего продукта, находящегося в пунктах отправления.
Фактически требуется указать вектор поставок ( ), где xij – количество единиц продукта, направленного из i-го пункта отправления в j-й пункт потребления и удовлетворяющий следующим условиям:
1) Условие полного удовлетворения потребностей всех пунктов потребления.
2) Весь продукт, хранимый на базах, должен быть вывезен.
и дающий минимум целевой функции
Транспортная задача исследуется только на минимум.
Определение: Транспортная задача называется закрытой (сбалансированной), если суммарный объем запасов равен суммарному объему потребностей:
В противном случае она называется открытой.
Теорема 1 (необходимое условие разрешимости транспортной задачи)
Транспортная задача разрешима тогда и только тогда, когда она сбалансированная.
Если задача открытая, то ее всегда можно привести к закрытой, при этом следует произвести следующие преобразования:
а) Случай дефицита (суммарное потребление строго больше суммарных запасов). В этом случае вводят фиктивный пункт отправления с запасами, равными , из которого перевозка во все пункты назначения осуществляется по нулевым тарифам.
б) Случай избытка продукта. Вводится фиктивный пункт потребления с потребностями , перевозки в который со всех пунктов отправления осуществляются по нулевым тарифам.