Из геометрических конструкторов
1. Происхождение игр.
Эти игры известны с незапамятных времен. Долгое время они служили для развлечения взрослых и школьников. Исследователи установили, что геом.конструкторы являются эффективным средством умственного и математического развития.
2. Значение игр.
Развивают пространственные представления, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач; способствуют подготовке к школе. Разная степень сложности позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, склонности, возможности, уровень подготовки. Детей привлекает занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество и фантазию, выразить отношение к результату, общение со сверстниками.
3. Принципы игры.
· Сущность игр состоит в том, чтобы создать на плоскости силуэты предметов по образцу или по замыслу. Игры на первый взгляд кажутся разными, но их объединяет общность цели, способов действия и результата.
· Игры предлагаются от простого к сложному.
· Все игры результативны: получается плоскостное силуэтное изображение предмета. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по характерным признакам предметов, строению, соотношению частей, форме. Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации, узоры, геом.фигуры.
· Если интерес к игре снижается или пропадает, следует на время убрать игру. Поддерживать интерес к игре помогают загадки, стихотворения, сказки, скороговорки («Хрестоматия для маленьких», сост. Л.Н.Елисеева. М., 1987):
Посреди двора стоит копна: спереди – вилы, сзади метла. (Корова)
Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
Четыре ноги, пятый – хвост, шестая – грива. (Лошадь)
Крыльев нет, но эта птица полетит и приземлится. (Ракета)
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
4. Как сделать игру.
Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. он получается в результате деления одной фигуры на несколько частей. Способ деления дается в описании. Используется картон фанера, пластик и др.. Размер можно увеличить, соблюдая пропорции, для демонстрационного материала. Окраска с обеих сторон должна быть одинаковой.
5. Правила игры.
1. Используется целиком весь комплект.
2. Детали конструктора плотно присоединяются друг к другу.
3. Нельзя накладывать фигуры друг на друга.
4. Возможно переворачивать фигуры на другую сторону.
6. Этапы ознакомления с игрой.
1 ЭТАП. Подготовительные упражнения.
1. Составление простых изображений из мозаики – домики, снеговики, лодки, кораблики и т.д. из мозаик, комплектов геометрических фигур по представлению. Можно предложить картинки, но не требуется их копирование.
2. Игра «Составь фигуру».
Для игры изготавливают комплект геометрических фигур разной формы и размера. Сначала дети рассматривают фигуры, называют, группируют.
Варианты заданий:
· Составить прямоугольник из квадратов, прямоугольников
· Составить квадрат из прямоугольников, из квадратов
· Составить прямоугольник из треугольников
· Составить четырехугольник из треугольников
· Составить треугольник из треугольников
· Составить такую же фигуру
· Составить силуэт по замыслу
В ходе работы уточнять, как называется фигура, сосчитать стороны, углы, показать и назвать составляющие фигуры, предложить другие варианты.
3. Игра «Составь картинку».
Составляются изображения из одинаковых фигур, например, только из треугольников, трапеций и т.д.
2 ЭТАП. Составление силуэтов по расчлененному образцу.
Ребенок копирует образец, усваивает способы соединения элементов, учится сочетать их по размеру.
3 ЭТАП. Составление силуэтов по частично расчлененному образцу.
4 ЭТАП. Составление силуэтов по нерасчлененному образцу.
Ребенок высказывает предположение о том, как размещаются части набора, проверяет гипотезу.
5 ЭТАП. Составление силуэтов по картинке, замыслу.
Это усиливает мыслительную активность, развивает фантазию, творчество, стимулирует интерес и поисковую активность.
6 ЭТАП. Составление изображений из двух комплектов игры.
7 ЭТАП. Самостоятельное придумывание и составление детьми изображений.
Полезно их сохранять, зарисовывать, устраивать выставки, конкурсы лучших работ.
8 ЭТАП. После освоения игры можно проводить соревнования на скорость, точность составления.
Последовательность предъявления игр.
§ Танграм
§ Волшебный круг
§ Головоломка Пифагора
§ Колумбово яйцо
§ Монгольская игра
§ Сфинкс
§ Листик
§ Волшебный квадрат
§ Вьетнамская игра
§ Архимедова игра (Стомахион)
§ Пентамино
§ Гексамино (Гексатрион)
Д.В. № 6, 2002. Ляшко Т. Новая жизнь старой игры.
2. Головоломки с палочками.
Известны еще со времен Ф.Фребеля.
Значение: развитие пространственного воображения и геометрического мышления; освоение логических операций мышления (анализ, синтез через сложение частей в целое, разбиение целого на части); развитие комбинаторных способностей; формирование волевых качеств личности, развитие сообразительности, находчивости, целеустремленности.
Материал: палочки, схемы.
Этапы:
1. Подготовительный: выкладывание из мозаики изображений; знакомство с геометрическими фигурами, их частями; составление г.ф. из других фигур; деление г.ф. на части; составление г.ф. из палочек, веревок (большой и маленький треугольники, квадраты, сколько палочек потребовалось?)
2. Составление заданной фигуры из определенного количества палочек: из 7 – 2 треугольника; из 5 – 2 треугольника; из 5 – квадрат и 2 треугольника (стр. 14, Михайлова).
3. Решение задач, где необходимо убрать определенное количество палочек.
4. Решение задач, где необходимо переложить определенное количество палочек.
5. Самостоятельное составление детьми задач-головоломок.