Методика обучения детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы
Форма предмета может быть простой или сложной: в простой форме можно выделить подобие одной геом. фигуре, в сложной – двум и более. Ребенок должен научиться видеть, какой геом. фигуре или их сочетанию соответствует форма предмета. Эта работа способствует накоплению сенсорного опыта, развитию умения абстрагировать форму от других свойств объектов и на этой основе классифицировать геом. фигуры и предметы по форме, более полному распознаванию предметов и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации.
По исследованию Т.Н.Игнатовой (Хр. Стр.100) дети дошкольного возраста (даже в старшей и подготовительной группе) затрудняются группировать предметы по форме без эталона – образца. В игре «Разложи, что к чему подходит» дети выполняли задание следующим образом: при группировке геом. фигур – 80% правильных ответов; при группировке предметов при наличии эталона-образца – 76% правильных ответов; при группировке предметов без эталона-образца – 22% правильных ответов. Эти особенности объясняются, прежде всего, особенностями самих объектов группировки. Поскольку предметы обладают разными признаками, то форма слита с самим предметом, и вместо группировки по форме дети группируют по видовому признаку: картошки овальной и круглой формы кладутся вместе, т.к. «это картошки». Такие результаты показывают, что содержание самого понятия формы лучше всего раскрывать в «чистом виде», на геометрических фигурах (что и отражается в методике). Поэтому, при обучении детей выделению признака формы из других признаков нужно исходить их геом. эталонов, где форма ярко выражена в «чистом виде» и обобщена. Если у ребенка имеется в представлении такой обобщенный образ формы, ему легче выделить ее в окружающих предметах.
1 ЭТАП (младшая группа)
Цель: научить давать словесное определение формы предмета на основе непосредственного сопоставления с моделями геом. фигур.
Для этой работы подбираются предметы с четко выраженной основной формой без деталей (блюдце, мячик, платок), их изображения.
Сначала детям предъявляется геом. фигура (затем по слову), они отбирают похожие предметы, доказывают выбор (добавляется при необходимости практическое обследование).
2 ЭТАП (средняя - старшая группы)
Цель: научить определять форму деталей на основе зрительного расчленения предметов на части, определять их взаимное расположение и соотносить по величине. Подбираются предметы (изображения), состоящие из двух и более частей. Дети анализируют форму предмета, деля его на части, определяют расположение деталей. На основе этого анализа дети учатся создавать изображения предметов из геом. фигур сначала по образцу, потом по представлению. Для анализа берутся изображения разной степени сложности: от достаточно схематичных, условных, где четко прослеживаются геом. фигуры, до реальных изображений. В последнем случае анализ помогает передать образ в рисунке, лепке, аппликации.
Для развития геометрических представлений широко используются разнообразные игры, упражнения геометрического характера, головоломки типа «Танграм», головоломки с палочками и др.. Систематизацию видов игр можно найти в статье М.Габовой «Знакомство детей с геометрическими фигурами». Д.В.№ 9, 2000 год + тетради с печатной основой. «Вырезы», Д/В № 11-94, Л.Кулагина.
Далее: логические блоки, головоломки с палочками, игры на воссоздание образных и сюжетных изображений
МЕТОДИКА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЕТРАДЬЮ
Л.С.Метлина, с. 192-194.
Вопросы:
1. Значение упражнений в зарисовке г.ф. для математического развития ребенка (стр. 192, 4-5 абзац сверху).
2. Система работы по использованию упражнений в зарисовке г.ф. (стр. 192, 3 абзац сверху).
3. Методика ознакомления с тетрадью (стр. 192, 6 абзац сверху, стр. 193, 1 абзац сверху).
4. Приемы ознакомления детей с принципами зарисовки круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника (стр. 193, 2-5 абзац сверху).
5. Требования к организации упражнений в тетрадях – методы и приемы (стр. 194, 1-9 абзац сверху).
ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
Ребенок познает окружающий мир предметов и явлений в их разнообразных отношениях и связях: учится устанавливать связи между частями одного предмета, между разными вещами и внутри целой картины мира. Эффективным средством формирования этих умений являются логико-математические игры, которые способствуют развитию не только ЭМП, но и логических структур мышления и умственных действий. Эти игры способствуют тому, что в игровой деятельности ребенок постепенно переходит от внешних практических действий с конкретными предметами к умственным действиям над свойствами предметов или отношениями между ними. В этих играх используется специфический структурированный дидактический материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия отношения между ними: БЛОКИ, СХЕМЫ, СИМВОЛЫ СВОЙСТВ.
Организация познавательной деятельности детей происходит таким образом, что сообщается то, что надо сделать, а способ действия дети открывают самостоятельно.
В играх с блоками дети учатся:
ü сравнивать предметы на основе выделения их свойств, пользоваться логическими терминами "такой же", "не такой"
ü образовывать множества предметов на основе общего свойства, обобщать предметы с помощью терминов "все", "ни один", "каждый"
ü выделять часть множества (подмножество) и образовывать на этой основе частные и отрицательные суждения: "некоторые блоки желтые", "эти блоки не круглые"
ü находить пересечение и объединение множеств, пользуясь терминами "и", "или"
ü разбивать множество на классы
Комплект наглядного материала:
1. объемные блоки – 48 штук (4 формы, 3 цвета, 2 величины, 2 толщины)
2. плоские блоки – 24 штуки (4 формы, 3 цвета, 2 величины)
3. набор карточек – символов для обозначения свойств (наличие и отрицание)
4. наборы "жизненного материала"
5. схемы, таблицы для организации игр и упражнений
Для формирования у детей определенных логических структур используются три группы постепенно усложняющихся упражнений (Е.А.Носова. Логика и математика для дошкольников. – СПб, "Акцидент", 1996)
I. Для развития умения выявлять и абстрагировать свойства
II. Для развития умения сравнивать предметы по свойствам
III. Для развития способности к логическим действиям и операциям
Каждая группа представлена вариантами игр на развитие умения оперировать 1, 2 или 3(4) свойствами.
I II III I II III
Младший возраст Старший возраст
ПРИМЕРЫ ИГР С БЛОКАМИ
I группа: выявление и абстрагирование свойств | Найди клад. Поручения. Кто быстрее соберет? Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Необычные фигуры. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики. Сколько? |
I I группа: сравнение, классификация, обобщение | Дорожки. Построй цепочку. Мост через речку. Поезд. Домино. Две дорожки. Второй ряд. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Покупки в магазине. Фабрика. Два правила. Дружат – не дружат. Угощения для медвежат. Архитекторы. |
I I I группа: логические действия и операции | Помоги фигурам выбраться из леса. Найди выход. Готовим выставку. Оформим витрину. Построй дом. На свою веточку. Дерево. Муравьи. Раздели блоки – 1. Один обруч. Раздели блоки – 2. Помоги игрушке. Два обруча. Раздели блоки – 3. Подарки для трех поросят. Три обруча. |
Описание игр с блоками
Группа упражнений | Название игры | Содержание игры | Примечание |
Выявление и абстрагирование свойств | Найди клад | Выбирают блоки одной формы (8), под ними прячут "клад" (ведущий), дети, чтобы его найти, задают вопросы "Под желтым?" – нет и т.д. | Во второй серии берут 16 блоков (одного цвета), в вопросе называют два свойства. В третьей серии (24 блока, одинаковые по размеру или толщине), называют три свойства. |
Поручения. Кто быстрее соберет? | Ведущий называет свойство блока (игрушки), а дети быстро их складывают в коробочку. | После освоения 1-го свойства, называют сразу 2, потом 3. | |
Мышки-норушки. Запасы на зиму. | Ведущий называет свойство, дети отбирают и прячут блоки (исчезает зрительная опора). | Так же по 2(3) свойствам. Другие названия: "Заселим домики", "Помоги муравьишкам" | |
Автотрасса | Дети строят гоночную трассу по определенным правилам, которые указаны в блок-схеме. При повторении упражнения правила меняются (по цвету, форме…). | При выполнении заданий с 2(3) свойствами изменять сюжет: дорожка ко дворцу Снежной Королевы, навести порядок в шкафу Человека Рассеянного и т.д. | |
Выращивание дерева. Необычные фигуры. | Простые фигуры превращаются в сложные, правила указаны в таблицах. Сначала выяснить, с какой фигуры начать. Если от фигуры стрелка не отходит, то ничего приставлять не надо. | Для игры необходимы палочки, которые будут имитировать ветки необычного дерева. | |
Где чей гараж? | Дети расставляют машины в гараже на основе одного свойства. Играют парами, деля набор блоков. | Для игры нужны схемы, которые усложняются в зависимости от количества свойств. | |
Сравнение, классификация, обобщение. | Дорожки. Построй цепочку. Мост через речку. Поезд. | Из блоков дети выкладывают дорожки, н-р между домиками трех поросят. Правила дорожек меняются: рядом не должно быть фигур одного цвета (формы, размера…) | Дети учатся отрицать свойства: фигуры должны быть одинаковой формы и разного цвета и т.п.. так же по трем (4) свойствам. |
Домино. | Играют 4 человека. Фигуры делят поровну. Договариваются о правилах, н-р, делать ход другим цветом. | Подбор правил тот же, что и в предыдущей игре. | |
Поймай пару. | Играют 5-7 человек. Один набор блоков у ведущего, второй делят поровну. Ведущий кладет любую фигуру, игроки должны найти ей пару – положить рядом фигуру, похожую по какому-либо свойству. Если правильно, то фигуру забрать себе, если нет, ее берет ведущий. | Во второй серии пара составляется по 2-м свойствам, затем по трем. | |
Две дорожки. Второй ряд. | В первой серии 2 игрока берут по 5 фигур, выкладывают стопкой. Первый игрок выкладывает в ряд все свои фигуры, начиная с верхней. Второй кладет рядом свои, если найдет общее свойство, забирает себе. В игре "Второй ряд" ведущий выкладывает некоторое кол-во фигур, задает правило, игрок строит второй ряд, за ошибку – штрафное очко. | Во второй серии – по 10 фигур, в 3-й по 12. Фигуры могут быть похожи по 2(3) свойствам, это обговаривается заранее. | |
Поймай тройку. | Ведущий складывает фигуры стопкой, снимает 2 верхние, кладет рядом. Первый игрок снимает следующую, кладет рядом и ищет общее свойство. Если правильно, забирает себе, если нет, то кладет вниз стопки. | Если общее свойство обнаруживает другой игрок, то он забирает. Выигрывает тот, кто соберет больше фигур. | |
У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок? | Используются "домики" с фигурами, картинки героев. Определив закономерность, необходимо угадать, какая фигура спрятана под картинкой. | ||
Покупки в магазине. | Выкладывается произвольный набор блоков. Детям предлагают сделать покупки: купить как можно больше блоков одного (2,3) свойств. | ||
Фабрика. | Для игры необходимы модели "фабрики", которая может изменять одно (2.3) свойства блока. Ребенок слева от модели кладет блок, другой ребенок должен подобрать и положить справа еще один блок так, чтобы было изменено свойство в зависимости от типа фабрики. | ||
Два правила. | В соответствии со схемами необходимо разложить блоки. Одинарная стрелка говорит, что блоки должны быть одного цвета, двойная – одной формы. | Можно менять значение стрелок (цвет и размер, форма и толщина) | |
Дружат – не дружат. | Ведущий кладет два любых блока и предлагает сказать, почему они могут или не могут дружить. Если игрок ответил правильно, то он пару забирает себе. | Например, дружат, т.к. одинакового цвета, не дружат, т.к. разной формы. | |
Угощения для медвежат. | Справа и слева от медвежонка дети должны положить блоки в соответствии с правилом, н-р, одной формы и разного цвета. | ||
Архитекторы. | Отбираются блоки для строительства (по замыслу) в соответствии с блок-схемой. | ||
Логические действия и операции. | Помоги фигурам выбраться из леса. Найди выход. | Используются знаки с отрицанием свойств. Таблицы содержат символы для отрицания сначала одного, потом 2(3) свойств. | |
Загадки без слов. Переводчики. Все в ряд. Готовим выставку. Оформим витрину. | Сначала детям показывают одну карточку-символ, они должны выложить все блоки с этими свойствами. Кто отгадал, берет блок себе. | Далее предлагают 2(3,4) карточки, дети ищут блоки, которые соответствуют этому набору символов. | |
Научи Незнайку. | Детям предлагается научить Незнайку по-разному рассказывать о свойстве игрушки с помощью символов свойств к выбранному блоку подобрать все возможные карточки-симвлы. | ||
Построй дом. | Ведущий блоки помещает в мешок, достает по одному. Кому блок подходит, кладет его в клеточку своего домика. | Сначала блоки подбираются по одному свойству, затем по 2,3. | |
На свою веточку. Дерево. Муравьи. | Требуется в соответствии со схемой разместить блоки. | ||
Раздели блоки-1. Один обруч. | Буратино и Незнайка строят дом. Они не могут разделить блоки. Надо помочь. Дети раскладывают блоки рядом с игрушками: Буратино – красные, Незнайке - не красные. | Дети должны использовать в речи связку "не". Обручи могут имитировать вазу, пруд, домик, а блоки – цветы, утят, гномиков. | |
Раздели блоки-2. Помоги игрушке. Два обруча. | Принцип тот же. Сначала делят блоки между 4-мя героями с помощью символов, потом между двумя. Затем кладут в обручи. | ||
Раздели блоки-3. Подарки для трех поросят. Три обруча. | Принцип тот же. Делят блоки между тремя игрушками, затем раскладывают в обручи. |
«Сколько?»
Цель: развивать умение задавать вопросы, выделять свойства.
Описание игры:
Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает блоки в любом порядке и предлагает придумать вопросы, начинающиеся со слова «Сколько…?». За каждый правильный вопрос – фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов:
Сколько больших фигур? Сколько красных фигур в первом ряду? Сколько кругов? И т.д.
«Найди пару»
Цель: ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.
Материал: два комплекта карточек с символами свойств (без отрицания) – 22 штуки.
Описание игры: карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.
Правила: первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные – показывает всем и кладет на свое место «рубашками» вверх, стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки… и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше, чем остальные, парных карточек.
Например,
Игры с логическими блоками позволяют подвести детей к пониманию основ комбинаторики – области математики, в которой изучают комбинаторные задачи: это задачи, требующие перебора всех возможных вариантов или определения их количества.
В дошкольном возрасте дети решают комбинаторные задачи методом практического перебора:
Как по-разному раскрасить флаг в зеленые и красные полосы?
Есть три кубика: красный, синий, желтый. Сколько башенок из двух кубиков можно построить?
Есть две кофточки и две юбочки. Сколько разных костюмов можно составить?
Сколько разных лиц может получиться, если использовать два вида глаз, два вида волос и три вида губ? и др.
Литература: Поддъяков А. Развитие комбинаторных способностей. "Дошкольное воспитание", № 10, 2001 г. Стр. 90
ГОЛОВОЛОМКИ
· Головоломка – умственная задача, задача на смекалку, замаскированная чаще всего занимательным сюжетом, внешними данными, условиями.
· Головоломка – головоломная задача, загадка. «Задать головоломку» (перен.: заставить подумать, поразмыслить над чем-либо трудным). Головоломный – очень сложный, трудно разрешимый. (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова)