Структура отчета по результатам занятия
1. Краткое описание работы.
2. Описание должностных обязанностей (ежедневные, периодические, нерегулярные).
3. Спецификация должности.
Литература
1. Управление персоналом организации : учебник для вузов / Гос. Ун-т Управления; под ред. А. Я. Кибанова .— 3-е изд., перераб. и доп .— М. : ИНФРА-М, 2007.
2. Тебекин А. В. Менеджмент организации : учебник для вузов / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев .— 3-е изд., перераб. и доп .— М. : КНОРУС, 2008 .— 408 с .— Гриф МО .— В пер .— Библиогр.: с. 405-408 .
3. Воробьев А.Д. Стратегическое управление персоналом / А.Д. Воробьев, С.Б. Жданов, Ю.А. Кузьмина // Управление персоналом .— 2008 .— № 15 .— С. 48-53 .— (Исследования и научно-практические статьи) .— Библиогр. : с. 52-53(19 назв.).
4. Глазов М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента : учебник / Рос. гос. гидрометеорологический ун-т.— СПб. : Андреевский издательский дом, 2007 .— 251 с. — Гриф УМО .— Библиогр.: с.241-251 .
5. Ищенко С.Д. Определение стратегического направления в работе с персоналом на основе анализа служебного поведения // Управление персоналом .— 2006 .— №11 .— С.24-30 .— (НR-стратегия).
6. Ищенко С.Д. Определение стратегического направления в работе с персоналом на основе анализа служебного поведения // Управление персоналом .— 2006 .— №14 .— С.66-73 .— (Анализ служебного поведения).
ЗАНЯТИЕ 3-4. ПОДБОР И НАЕМ ПЕРСОНАЛА
Вопросы и задания для подготовки к занятию
1. Подбор кадров: значение, содержание, этапы.
2. Внутренние и внешние источники подбора кадров.
3. Методы отбора и оценки кандидатов.
4. Виды собеседований при отборе кандидатов.
5. Методика составления следующих документов:
- должностных инструкций;
- личностных спецификаций;
- объявлений о наличии вакантных должностей;
- анкеты кандидата;
- оценочного листа собеседования.
6. Заключение трудового договора.
Деловая игра «Подбор и наем персонала»
Постановка задачи
1. В связи с расширением деятельности (открытием филиала, нового направления и т.д.) в Вашей организации возникла дополнительная потребность в персонале. Определите (логическим путем) вакантную должность и количество требуемых работников по данной должности. Могут быть использованы материалы занятия 2.
2. По данной должности разработайте должностную инструкцию.
3. По данной должности разработайте личностную спецификацию («идеальную» модель работника).
4. Выберите источник подбора кадров.
5. Составьте объявление о наличии вакантной должности. Выберите средство массовой информации для публикации.
6. Разработайте форму анкеты кандидата на вакантную должность.
7. На основании резюме и анкет кандидатов произведите предварительный отбор кандидатов.
8. Проведите собеседование с кандидатом. Результаты отразите в оценочном листе.
9. Примите решение о принятии на работу. Заключите трудовой договор.
Ход игры
Деловая игра рассчитана на 4 академических часа. Каждая группа студентов решает поставленные задачи по отношению к своему базовому предприятию. В течение первых двух часов выполняются задачи 1 – 6. Игра прерывается на неделю, в течение которой каждая группа «публикует» свои объявления. Каждый студент должен составить резюме и заполнить анкету кандидата на определенную должность (распределение должностей по желанию внутри группы). Заполненные документы представляются в начале второй части игры в группу, объявившую набор. В оставшиеся два часа решаются задачи 7 – 9. После завершения основного времени представитель каждой группы докладывает о результатах проделанной работы. Идет открытое обсуждение результатов присутствующими.
Структура отчета по результатам игры
1. Должностная инструкция.
2. Личностная спецификация.
3. Объявление о наличии вакантных должностей.
4. Анкета кандидата.
5. Оценочный лист собеседования.
6. Трудовой договор.
Литература
1. Боброва Л. Особенности оценки и отбора персонала на промышленных предприятиях в условиях кадрового дефицита // Управление персоналом.- 2004.- № 8-9. – С.40-44.
2. Веснин В.Р.Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. – М.:Юристъ, 2003. – С.130-171.
3. Шекшня С.В., Ермошкин Н.Н. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета. – М.: Бизнес-школа "ИНТЕЛ-СИНТЕЗ", 2002. – С.77-87.
4. Моргунов Е. Профессионально важные качества менеджеров и специалистов: «модель сэндвича»// Управление персоналом. – 2003.- № 7. – С. 23-28.
5. Тюрина И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала // СОЦИС.- 2000.- № 4. – С.22-42.
6. Управление персоналом для современных руководителей/Е.А.Борисова. – СПб.: Питер,2003.- С. 116-169.
7. Управление персоналом организации [Текст] : учебник для вузов / Гос. Ун-т Управления ; под ред. А. Я. Кибанова .— 3-е изд., доп. и перераб .— М. : ИНФРА-М, 2005 .— 638 с .— (Высшее образование : серия основана в 1996 г) .— ISBN 5-16-002273-2 : 160-00.
8. Шамарин А.В. Совершенствование процедуры подбора персонала на предприятии / А.В. Шамарин, А.Н. Морозов, Е.В. Сухоруков // Управление персоналом .— 2009 .— № 7 .— С. 48-50 .— (Исследования и научно-практические статьи).
ЗАНЯТИЕ 5-6. МОТИВАЦИЯ В РАБОТЕ С ПЕРСОНАЛОМ
Вопросы и задания для подготовки к занятию
1. Понятие мотивации и ее роль в достижении целей управления.
2. Содержание процесса мотивации.
3. Содержательные теории мотивации.
4. Процессуальные теории мотивации.
5. Совершенствование системы оплаты труда как фактора мотивации.
6. Грейдирование в системе вознаграждения персонала..
Первая часть занятия (2 часа) проходит в виде ролевой игры. Студенты разбиваются на пары: руководитель и подчиненный.