СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 050709 Преподавание в начальных классах
Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего учителя и проходит в сроки, определенные учебным планом образовательного учреждения. К ней допускаются студенты, которые успешно выполнили все предшествующие виды педагогической практики.
Цель практики: создание условий для демонстрации студентами готовности к выполнению видов профессиональной деятельности и составляющих их профессиональных и общих компетенций.
В содержание практической деятельности студентов входит:
1. Ознакомление с системой учебно – воспитательной работы школы (учебно - материальная база, деятельность педагогического коллектива, методических объединений, педагогического совета и др.)
2. Изучение: - системы планирования учебно - воспитательного процесса; - личности учащегося и коллектива (личные дела, медицинские карты, классный журнал); - системы учебной и внеклассной работы
3. Самостоятельная работа:
- разработка календарных планов;
- планирование внеклассной работы;
- написание конспектов уроков и внеклассных мероприятий;
- проведение уроков;
- проведение внеклассного занятия;
- ведение школьной документации (классного журнала, дневников учащихся, проверка тетрадей и др.)
- участие в работе педагогического совета;
- участие во всех мероприятиях школы;
- проведение самоанализа и самооценки своей деятельности.
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
1. Начните свою практику с правильной психологической установки. Пусть вашим настроем на будущую работу будет известная фраза «Все будет хорошо». С хорошего настроя начинается благополучие.
2. От вашей подготовки к практике будет зависить основная часть работы. С методистом обсудите все возможные шаги, просмотрите соответствующую литературу и попробуйте предугадать удачные и не совсем успешные моменты. Это объяснит следующая психологическая закономерность: человек, заранее знающий и ожидающий промахи, воспринимает случившееся более спокойно и с меньшими переживаниями, чем тот, кто психологически был не готов к тому, что должно произойти.
3. При знакомстве с администрацией учебного заведения, коллегами-учителями и детьми всегда помните про эффект первичности: наше восприятие и межличностное общение во многом зависит от первого впечатления. Чем благоприятнее оно при первой встрече, тем более вероятны минимальные проблемы в общении.
4. А вот от эффекта ареала, или, по- другому установки, порой навязанной авторитетными педагогами, лучше избавиться. Пусть ваши отношения с детьми и ваши собственное мнение, внепосредственном контакте, будет решающим. Часто дети с новыми людьми, а тем более с новыми молодыми учителями, ведут себя иначе, в большинстве случаев показывая гораздо лучшие результаты.
5. В работе вам могут встретиться разнообразные проблемы. Не пугайтесь и не расстраивайтесь. Пусть эти ситуации будут для вас лишь средством самосовершенствования. Из любого результата старайтесь извлечь пользу для себя. Тогда возрастает степень удовлетворенности человека от общения с людьми, что особенно важно для педагога, принадлежащего к профессиональной схеме типа «Человек- Человек».
6. Оттачивайте свои коммуникативные и организаторские способности, общайтесь и набирайте опыт от молодых, творческих учителей и от педагогов, вырабатывщих свою систему за многолетний опыт работы. Станьте хорошими и внимательными слушателями, потому что в беседе можно не только получить информацию, но и научиться.
7. Не бойтесь экспериментировать и проявлять творчество: креативность не может возникнуть неоткуда, ее необходимо развивать в себе. И ваша практика - это прекрасная экспериментальная площадка для этого. Творческий подход к делу, внедрение чего-то нового и необычного по достоинству оценят как дети, так и взрослые.
8. Вы можете столкнуться, как с затруднениями в обучении, связанными с возможностями обучающихся и с вашими индивидуально-психологическими особенностями, так и барьерами в общении. У начинающих учителей выделяют часто психологические барьеры, влияющие на всю педагогическую учебную деятельность. Барьер боязни класса и педагогической ошибки легко корректируется собственной установкой и верой в свою значимость, преодолевается с опытом и профессионализмом. Барьер, связанный с прошлым опытом работы с данным классом и с установкой учителя, требует вашего объективного взгляда на ситуацию, постарайтесь избавиться от своего субъективного негативного мнения по поводу класса или отдельных учеников. А чтоб не возник барьер неадекватности собственной деятельности и неправильного копирования образца поведения, необходимо постоянно менять свои привычки, пробовать разные модели общения.
9. Если это возможно, попробуйте связать практику с вашей студенческой научной работой: поставить психолого – педагогический эксперимент, сделать выводы.
10. Для эффективного самоанализа необходимо каждый день проводить рефлексию, проанализируйте каждый час работы с детьми. Положительные моменты старайтесь развивать, а роль отрицательных ограничивать.
11. Критерием благополучности вашей работы будет интерес детей и их развитие. И помните, что это последняя преддипломная практика систематизируйте полученные за время учебы знания и еще раз убедитесь в правильности или неправильности выбранной профессии.
Желаем удачи и помните, что пока вы учитесь – вы имеете право на ошибки.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ НА ПАПКЕ.
ДОКУМЕНТАЦИЯ
ПО ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
СТУДЕНТКИ 404 ГРУППЫ
БИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА