Биологическое основание человеческой иррациональности
Биологическое основание человеческой иррациональности
(c) Перевод — Е.Н. Волков, Т.В.Русова, 2014
Ellis, A. The Biological Basis of Human Irrationality. The Albert Ellis reader: a guide to well-being using rational emotive behavior therapy / edited by Albert Ellis and Shawn Blau. A Citadel Press Book. Secaucus, N.J. 1998. Pp. 271-291.
Эллис А.
Публикация: Эллис А. Биологическое основание человеческой иррациональности // Журнал практического психолога. 2014. № 6. — С. 133-159.
Аннотация. В статье классика когнитивного подхода изложены аргументы в пользу фундаментальной укоренённости иррациональности в человеческой биологии. Признание такого состояния вещей не исключает, а помогает найти более продуктивные способы уменьшения человеческой иррациональности и её негативных последствий. Даются классификация и формулировки около 250 основных иррациональных верований, распространённых в современном обществе.
Ключевые слова: биологическое основание, иррациональность, иррациональные верования, рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), самовредящее поведение, энвайронменталистский подход.
Я заинтересовался человеческой иррациональностью, когда мне было только двадцать лет, и я ещё не думал стать психологом. В начале своего третьего десятилетия (жизни) я начал писать (через один интервал) рукопись в тысячу страниц, История раннего средневековья: Двадцатый век, чтобы показать, насколько мы, люди, всё ещё глупые и сумасшедшие, когда, в отличие от стародавнего средневековья, у нас есть знание для исправления наших (ложных) маршрутов. Мою рукопись похвалили несколько редакторов, но никогда не издавали. Я теперь собрал тысячи образцов человеческой иррациональности, чтобы добавить к этому труду, но потребовались бы, возможно, десять томов, чтобы их опубликовать. Я только слишком занят в настоящее время, чтобы найти время их всех описать.
Краткое резюме (концепции) иррациональности в этой статье было написано для представления на Ежегодном съезде Американской Психологической Ассоциации в сентябре 1975 и почти никогда не издавалось. Оно было отклонено несколькими ведущими журналами, и я почти собирался сдаться, когда Guy Manaster буквально умолил у меня статью для Journal of Individual Psychology, которому тогда приходилось с трудом заполучать подходящие материалы для своего заполнения, потому что журнал предпочитал строго адлерианские тексты. Я послал ему эту статью и, возможно, из отчаяния, он издал её. Она немедленно была широко раскритикована и до сих пор является одной из моих наименее принятых публикаций.
Почему? Потому что специалисты социальных наук, хотя и сталкиваются лицом к лицу с огромным количеством свидетельств о биологических факторах в человеческой иррациональности и беспокойстве, всё ещё часто ужасные энвайронменталисты. Они признают большое влияние воспитания, но, видимо, приходят к заключению, что, если природа также может многое сказать о человеческом функционировании, мы безнадёжно застреваем в колеях глупости и, вероятно, не можем изменить их. Ложное (заключение)! Мы можем их конструктивно изменить многими философскими, образовательными и физическими способами, если признаем, как трудно это сделать, и используем известный лозунг РЭПТ — PYA (push your ass!) — оторви свою задницу и делай!
С тех пор, как эта статья была написана в 1975 г., случились две вещи. Во-первых, иррациональности и безумства, которые я в ней обрисовал в общих чертах, почти все продолжили существовать или даже усилились и расширили своё влияние. Во-вторых, были опубликованы огромные массивы биологических, неврологических и физиологических данных, показывающих, что эти человеческие установки одновременно и выученные, и врождённые, и что требуются значительные усилия для их уменьшения и исправления. Давайте в первую очередь признаем это — и затем продолжим решать наши психообразовательные задачи!
Прежде, чем высказывать любую гипотезу об основании человеческой иррациональности, давайте определим биологическое основание и иррациональность. Биологическое основание означает характеристику, которая частично является результатом естественного, непринуждённого предрасположения организма вести себя определённым обусловленным способом. Биологическое основание является врождённой склонностью. Это не означает, что эта характеристика или черта имеет чисто инстинктивное основание, что она не может подвергнуться существенному изменению, что организм погиб бы или, по меньшей мере, жил бы в крайнем страдании без неё. Это просто означает, что из-за генетической и/или врождённой природы данной черты человек легко реализует её, но затем с трудом и долго изменяет или устраняет эту (привычку).
Иррациональность означает любую мысль, эмоцию или (элемент) поведения, который приводит к самоущемляющим или самодеструктивным следствиям, что существенно препятствует выживанию и счастью организма. Если конкретнее, то у иррационального поведения обычно есть несколько аспектов. Люди верят, часто искренне, что такое поведение является реалистичным и даст им, что они хотят, когда иррациональное поведение на деле является нереалистичным в ряде важных моментов. Люди, которые привержены иррациональному поведению, клевещут сами на себя или отказываются принять себя. Иррациональность служит препятствием их способности удовлетворительно ладить с членами своей первичной социальной группы и серьёзно блокирует достижение ими такого рода межличностных отношений, которого они хотели бы достигнуть. Иррациональность препятствует их выгодному и радостному участию в каком-либо продуктивном труде. Наконец, иррациональность вредит их собственным насущным интересам в других важных отношениях.
Люди повсеместно и постоянно действуют иррационально во многих важных отношениях, и почти все они делают так в течение всей их жизни, хотя некоторые усердствуют в иррациональности значительно больше, чем другие. Есть, поэтому, некоторое основание верить, что они поступают таким образом естественно и легко, часто против вероучений их семей и культуры, против своего собственного сознательного желания и пристрастия. Иррациональные человеческие склонности, будучи в значительной степени поддающимися изменению, видятся в чём-то неискоренимыми и внутренне присущими в соответствии с их биологической (так же, как и социологической) природой.
Эта гипотеза восходит к утверждениям некоторых из самых ранних историков и философов и получила адекватное документирование на протяжении многих лет целым рядом полномочных органов (Parker, 1973). Parker отметил, что «большинство людей самодеструктивны; они ведут себя таким образом, который очевидно противоречит их насущным интересам». Тем не менее, всякий раз, когда я обращаюсь к аудитории психологов или психотерапевтов и указываю на это довольно очевидное заключение и заявляю или подразумеваю, что оно проистекает из биологической склонности людей вести себя иррационально, очень много закоренелых энвайронменталистов почти всегда с ужасом восстают, злятся, и называют меня предателем объективного, научного мышления.
Поскольку количество подтверждающих данных приобретает огромные размеры, и потребовалось бы буквально множество томов, чтобы должным образом подытожить их, то далее следует (лишь) краткое резюме некоторых из основных доводов в пользу тезиса, что человеческая иррациональность коренится в (первичных) основах человеческой природы. Это резюме ограничивается эскизным описанием разнообразия и многочисленности основных иррациональностей и формулированием некоторых логических и психологических доводов в пользу того, почему кажется почти очевидным, что у этих иррациональностей есть биологические источники.
Первыми приведены некоторые наиболее выдающиеся иррациональности из тысяч, что я собрал за многие годы. Следующие проявления человеческого поведения, безусловно, не являются полностью иррациональными, так как они обладают некоторыми определёнными плюсами (а какое поведение ими не обладает?). Некоторые люди, такие, которых Эрик Хоффер называет истинноверующими (true believers) (Хоффер,2001), даже считают, что многие из этих видов поведения приносят гораздо больше пользы, чем вреда. Практически любой разумно объективный наблюдатель человеческих дел, однако, будет склонен согласиться, что эти явления включают большое количество глупости, иллюзий и опасности для нашей жизни или счастья.
Принятие нереального
· Широко распространённое принятие и следование (копирование) глупым мифам.
· Широко распространённое принятие и следование (копирование) чрезвычайному романтизму.
· Широко распространённое принятие и следование (копирование) глупым, негуманным сказкам.
· Широко распространённое принятие и следование (копирование) нереалистичным кинофильмам, радио- и телепьесам и сериалам.
· Широко распространённый поллианнаизм.
· Широко распространённый утопизм.
Иррациональности избегания
· Промедление (прокрастинация).
· Полное избегание важных вещей, инерция.
· Отказ встретиться лицом к лицу с важными фактами.
· Чрезмерный или недостаточный сон.
· Отказ от нужной нагрузки (упражнений).
· Недостаток продумывания и подготовки к будущему.
· Бесполезное самоубийство.
Защитные иррациональности
· Рационализация своего плохого поведения вместо попытки честно его признать и исправить.
· Отрицание своего плохого или глупого поведения, когда оно очевидно.
· Уход от стоящих перед индивидом серьёзных проблем и «заметание их под коврик».
· Неосознанное подавление индивидом каких-нибудь «позорных» действий, потому что он жестоко осудит себя, если сознательно допустит их.
· Проецирование своего плохого поведения на других и настаивание на этом обвинении, чтобы не признавать свою ответственность за такое поведение.
· Использование защиты типа «кислый виноград» и настаивание, что вы действительно не хотите нечто, что вы (на самом деле) хотите, когда находите слишком трудным для себя столкновение с фактом недостижения желаемого.
· Отождествление себя с выдающимися людьми и нереалистичная вера, что вы обладаете теми же способностями или талантами, что и они.
· Перепутывание людей, которые серьёзно влияли на вас в прошлом, с теми, в которых вы заинтересованы сегодня, и предполагание, что сегодняшние индивиды будут действовать точно так же, как известные вам в прошлом.
· Выражение обратных чувств (таких, как любовь) для кого-то, к кому индивид в действительности испытывает противоположные чувства (такие, как ненависть).
Иррациональности памяти
· Забвение болезненных событий вскоре после их завершения и неиспользование полученного опыта во избежание будущей боли.
· Приукрашивание фактов о поведении людей и выдумывание преувеличений и слухов о них.
· Сосредоточение главным образом или только на непосредственных преимуществах или неудобствах тех или иных вещей и близорукое игнорирование того, что, вероятно, случится в связи с ними в будущем.
· Подавление памяти о важных событиях, чтобы не чувствовать ответственность или позор по поводу того, что эти события произошли.
· Слишком хорошее запоминание и навязчивое внимание к некоторым вещам, приводящее к нарушении эффективного мышления и деятельности в других отношениях.
25. Иррациональности требований
· Обязательное требование к себе преуспевать в достижении определённых целей, чтобы принять себя как человека.
· Обязательное требование к себе получать одобрение или любовь от значимых других.
· Обязательное требование к себе делать практически всё отлично и/или получать совершенное одобрение практически каждого человека.
· Обязательное требование ко всем окружающим индивида быть исключительно объективными, справедливыми, внимательными и любящими в отношении к нему.
· Обязательное требование к условиям жизни быть всегда лёгкими и предоставлять индивиду практически всё, что он хочет, быстро, без какого-либо усилия с его стороны.
· Обязательное требование к себе всегда испытывать почти совершенное удовольствие или экстаз.
Биологическое основание человеческой иррациональности
(c) Перевод — Е.Н. Волков, Т.В.Русова, 2014
Ellis, A. The Biological Basis of Human Irrationality. The Albert Ellis reader: a guide to well-being using rational emotive behavior therapy / edited by Albert Ellis and Shawn Blau. A Citadel Press Book. Secaucus, N.J. 1998. Pp. 271-291.
Эллис А.
Публикация: Эллис А. Биологическое основание человеческой иррациональности // Журнал практического психолога. 2014. № 6. — С. 133-159.
Аннотация. В статье классика когнитивного подхода изложены аргументы в пользу фундаментальной укоренённости иррациональности в человеческой биологии. Признание такого состояния вещей не исключает, а помогает найти более продуктивные способы уменьшения человеческой иррациональности и её негативных последствий. Даются классификация и формулировки около 250 основных иррациональных верований, распространённых в современном обществе.
Ключевые слова: биологическое основание, иррациональность, иррациональные верования, рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ), самовредящее поведение, энвайронменталистский подход.
Я заинтересовался человеческой иррациональностью, когда мне было только двадцать лет, и я ещё не думал стать психологом. В начале своего третьего десятилетия (жизни) я начал писать (через один интервал) рукопись в тысячу страниц, История раннего средневековья: Двадцатый век, чтобы показать, насколько мы, люди, всё ещё глупые и сумасшедшие, когда, в отличие от стародавнего средневековья, у нас есть знание для исправления наших (ложных) маршрутов. Мою рукопись похвалили несколько редакторов, но никогда не издавали. Я теперь собрал тысячи образцов человеческой иррациональности, чтобы добавить к этому труду, но потребовались бы, возможно, десять томов, чтобы их опубликовать. Я только слишком занят в настоящее время, чтобы найти время их всех описать.
Краткое резюме (концепции) иррациональности в этой статье было написано для представления на Ежегодном съезде Американской Психологической Ассоциации в сентябре 1975 и почти никогда не издавалось. Оно было отклонено несколькими ведущими журналами, и я почти собирался сдаться, когда Guy Manaster буквально умолил у меня статью для Journal of Individual Psychology, которому тогда приходилось с трудом заполучать подходящие материалы для своего заполнения, потому что журнал предпочитал строго адлерианские тексты. Я послал ему эту статью и, возможно, из отчаяния, он издал её. Она немедленно была широко раскритикована и до сих пор является одной из моих наименее принятых публикаций.
Почему? Потому что специалисты социальных наук, хотя и сталкиваются лицом к лицу с огромным количеством свидетельств о биологических факторах в человеческой иррациональности и беспокойстве, всё ещё часто ужасные энвайронменталисты. Они признают большое влияние воспитания, но, видимо, приходят к заключению, что, если природа также может многое сказать о человеческом функционировании, мы безнадёжно застреваем в колеях глупости и, вероятно, не можем изменить их. Ложное (заключение)! Мы можем их конструктивно изменить многими философскими, образовательными и физическими способами, если признаем, как трудно это сделать, и используем известный лозунг РЭПТ — PYA (push your ass!) — оторви свою задницу и делай!
С тех пор, как эта статья была написана в 1975 г., случились две вещи. Во-первых, иррациональности и безумства, которые я в ней обрисовал в общих чертах, почти все продолжили существовать или даже усилились и расширили своё влияние. Во-вторых, были опубликованы огромные массивы биологических, неврологических и физиологических данных, показывающих, что эти человеческие установки одновременно и выученные, и врождённые, и что требуются значительные усилия для их уменьшения и исправления. Давайте в первую очередь признаем это — и затем продолжим решать наши психообразовательные задачи!
Прежде, чем высказывать любую гипотезу об основании человеческой иррациональности, давайте определим биологическое основание и иррациональность. Биологическое основание означает характеристику, которая частично является результатом естественного, непринуждённого предрасположения организма вести себя определённым обусловленным способом. Биологическое основание является врождённой склонностью. Это не означает, что эта характеристика или черта имеет чисто инстинктивное основание, что она не может подвергнуться существенному изменению, что организм погиб бы или, по меньшей мере, жил бы в крайнем страдании без неё. Это просто означает, что из-за генетической и/или врождённой природы данной черты человек легко реализует её, но затем с трудом и долго изменяет или устраняет эту (привычку).
Иррациональность означает любую мысль, эмоцию или (элемент) поведения, который приводит к самоущемляющим или самодеструктивным следствиям, что существенно препятствует выживанию и счастью организма. Если конкретнее, то у иррационального поведения обычно есть несколько аспектов. Люди верят, часто искренне, что такое поведение является реалистичным и даст им, что они хотят, когда иррациональное поведение на деле является нереалистичным в ряде важных моментов. Люди, которые привержены иррациональному поведению, клевещут сами на себя или отказываются принять себя. Иррациональность служит препятствием их способности удовлетворительно ладить с членами своей первичной социальной группы и серьёзно блокирует достижение ими такого рода межличностных отношений, которого они хотели бы достигнуть. Иррациональность препятствует их выгодному и радостному участию в каком-либо продуктивном труде. Наконец, иррациональность вредит их собственным насущным интересам в других важных отношениях.
Люди повсеместно и постоянно действуют иррационально во многих важных отношениях, и почти все они делают так в течение всей их жизни, хотя некоторые усердствуют в иррациональности значительно больше, чем другие. Есть, поэтому, некоторое основание верить, что они поступают таким образом естественно и легко, часто против вероучений их семей и культуры, против своего собственного сознательного желания и пристрастия. Иррациональные человеческие склонности, будучи в значительной степени поддающимися изменению, видятся в чём-то неискоренимыми и внутренне присущими в соответствии с их биологической (так же, как и социологической) природой.
Эта гипотеза восходит к утверждениям некоторых из самых ранних историков и философов и получила адекватное документирование на протяжении многих лет целым рядом полномочных органов (Parker, 1973). Parker отметил, что «большинство людей самодеструктивны; они ведут себя таким образом, который очевидно противоречит их насущным интересам». Тем не менее, всякий раз, когда я обращаюсь к аудитории психологов или психотерапевтов и указываю на это довольно очевидное заключение и заявляю или подразумеваю, что оно проистекает из биологической склонности людей вести себя иррационально, очень много закоренелых энвайронменталистов почти всегда с ужасом восстают, злятся, и называют меня предателем объективного, научного мышления.
Поскольку количество подтверждающих данных приобретает огромные размеры, и потребовалось бы буквально множество томов, чтобы должным образом подытожить их, то далее следует (лишь) краткое резюме некоторых из основных доводов в пользу тезиса, что человеческая иррациональность коренится в (первичных) основах человеческой природы. Это резюме ограничивается эскизным описанием разнообразия и многочисленности основных иррациональностей и формулированием некоторых логических и психологических доводов в пользу того, почему кажется почти очевидным, что у этих иррациональностей есть биологические источники.
Первыми приведены некоторые наиболее выдающиеся иррациональности из тысяч, что я собрал за многие годы. Следующие проявления человеческого поведения, безусловно, не являются полностью иррациональными, так как они обладают некоторыми определёнными плюсами (а какое поведение ими не обладает?). Некоторые люди, такие, которых Эрик Хоффер называет истинноверующими (true believers) (Хоффер,2001), даже считают, что многие из этих видов поведения приносят гораздо больше пользы, чем вреда. Практически любой разумно объективный наблюдатель человеческих дел, однако, будет склонен согласиться, что эти явления включают большое количество глупости, иллюзий и опасности для нашей жизни или счастья.