Принятие решения НА ВЕДЕНИЕ БОЯ
Введение
От умелого и надёжного управления в бою во многом зависит успех боя. В то же время, потеря управления в бою приводит к потере боеспособности подразделения (части), что равнозначно поражению. Поэтому, основная роль в организации системы управления отводится командирам всех звеньев управления.
Вопрос 1. Требования к управлению подразделениями
Управление войсками заключается в целенаправленной деятельности командиров, штабов, начальников родов войск и служб по поддержанию боевой готовности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач.
Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность применения войск при выполнении задач в бою.
Основное содержание управления составляют: организация и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) боевой готовности войск и обеспечению (восстановлению) их боеспособности; непрерывное добывание, сбор, изучение и отображение, анализ и оценка данных обстановки; принятие решений; постановка задач подчиненным; планирование боя; организация и поддержание взаимодействия, организация и выполнение мероприятий по подготовке личного состава к бою, а так же его всестороннего обеспечения, практическую работу в подчиненных подразделениях по руководству их непосредственной подготовкой к бою; организацию выполнения поставленных задач в ходе боя.
Все мероприятия, составляющие содержание управления частями и подразделениями, по времени их осуществления делятся на две группы:
мероприятия по подготовке их к боевым действиям и
мероприятия по руководству в ходе боевых действий.
Подробно эти мероприятия рассмотрим во 2-ом и 3-ем вопросах настоящей лекции.
Основными принципами управления войсками являются (Рис.1): научность, предвидение, единоначалие, централизация управления, твердость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь, соответствие способов и методов управления развитию вооружения и техники.
|
Рис. 1 - Принципы управления
В соответствии с этим управление должно постоянно совершенствоваться и отвечать непрерывно возрастающим требованиям, обусловленным изменениями в содержании современного общевойскового боя.
Важнейшими требованиями к управлению являются (Рис.2): устойчивость, непрерывность, оперативность, скрытность.
| ||||
Рис. 2 - Требования к управлению |
Устойчивость управления выражается в способности командиров и органов управления осуществлять руководство в любых условиях обстановки, в том числе при воздействии, ядерного оружия, обычных средств поражения противника, также быстро восстанавливать управление в случае нарушения.
Непрерывность управления заключается в постоянном знании командирами и органами управления обстановки и возможности с их стороны оказывать постоянное влияние на выполнение стоящих перед войсками задач.
Скрытность управления предполагает сохранность от противника всех мероприятий по управлению войсками.
Оперативность управления предусматривает быстрое реагирование командиров на изменение обстановки и своевременность выполнения функции управления.
Организационно-техническую основу управления войсками составляет система управления (Рис.3).
Система управления – это совокупность органов управления, пунктов управления и средств управления.
К органам управления относятся командиры, начальники родов войск и служб, штабы, службы, отделения, а также группы боевого управления, оперативные группы, дежурные боевые смены (расчеты) и другие постоянные (штатные) и временно создаваемые управленческие организации, предназначенные для руководства частями и подразделениями. Т.е., орган управления – это должностное лицо или группа должностных лиц, наделённых правами и исполняющие обязанности по управлению. Главная роль в управлении принадлежит командирам. Основным органом управления является штаб, который строит свою работу на основе решения и указаний командира. Штаб - основное звено в системе органов управления. Он разрабатывает и осуществляет необходимые меры для достижения постоянной готовности органов и пунктов управления, систем связи и средств автоматизации к выполнению задач управления частями и подразделениями в любых условиях обстановки. Штаб организует управление частями и подразделениями исходя из решения командира, поставленных задач, наличия сил и средств управления.
| ||||||||||||||||||
Рис. 3 - Система управления |
Для осуществления управления подразделениями создаются пункты управления. Пункт управления – это специально оборудованные и оснащённые техническими средствами связи и автоматизации рабочие места, на которых должностные лица органов управления исполняют свои обязанности (осуществляют управление войсками при подготовке и в ходе боя).
Если дать определение пункта управления применительно к дивизии (полку), то это - комплекс специальных сооружений (машин, подвижных агрегатов) с размещенными на них средствами боевого управления и связи, электронно- вычислительной техникой, технологическими, техническими системами и системами электроснабжения.
В мотострелковой же роте (взводе) управление ведется с командно-наблюдательных пунктов (КНП). КНП оборудуется в укрытиях для наблюдения (траншеях). На рабочих местах командира и офицеров управления устанавливаются телефонные аппараты, радиостанции, поблизости находится посыльный. С целью обеспечения устойчивости, непрерывности и оперативности управления на пунктах управления организовывается круглосуточное дежурство. Условные обозначения командных пунктов представлены на рис.4.
Средствами управления в войсках являются связь и автоматизированные комплексы управления, а так же другие специальные системы. Связь включает в себя каналы, линии связи, технические средства связи и способы связи. АСУ в ВС РФ делятся на АСУВ (войсками), АСУО (оружием) и АСУСН (специального назначения). К специальным системам, входящим в состав системы управления относятся: система оповещения, система выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения, система сбора данных об обстановке.
Система оповещения предназначена для доведения до личного состава частей и подразделений сигналов сбора, мобилизации и предупреждения об угрозе нападения или о нападении противника (ракетно-ядерном, воздушном, наземном), а также о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении местности и объектов в позиционном районе или в непосредственной близости к нему, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Система выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения предназначена для обеспечения пунктов управления дивизии информацией о факте, параметрах, масштабах и последствиях применения противником оружия массового поражения, об авариях на объектах ядерной энергетики и предприятиях химической промышленности.
Система сбора данных об обстановке предназначена для сбора, первичной обработки, передачи и отображения информации, необходимой для принятия решений. Она организуется на пунктах управления и включает источники информации, средства ее обработки, передачи и отображения.
Не стану подробно освещать структуру системы связи и системы АСУ. Их мы рассмотрим на других занятиях.
| ||||||
Рис. 4 - Пункты управления: 1 – КП полка; 2 – КНП батальона;3 – КНП батальона в движении; 4 – КНП роты в пешем порядке; 5 – КНП роты на БМП; 4 – КНП взвода в пешем порядке;5 – КНП взвода на БТР |
Вывод:
Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность применения войск при выполнении задач в бою.
Основное содержание управления составляют: организация и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) боевой готовности войск и обеспечению (восстановлению) их боеспособности; непрерывное добывание, сбор, изучение и отображение, анализ и оценка данных обстановки; принятие решений; постановка задач подчиненным; планирование боя; организация и поддержание взаимодействия, организация и выполнение мероприятий по подготовке личного состава к бою, а так же его всестороннего обеспечения, практическую работу в подчиненных подразделениях по руководству их непосредственной подготовкой к бою; организацию выполнения поставленных задач в ходе боя
Вопрос 2.Порядок и содержание работы командира и штаба по подготовке подразделения к бою
Организация, содержание, последовательность и методика работы командира по управлению частями и подразделениями при подготовке и ведении боевых действий зависят от:
- содержания полученных боевых задач,
- состояния и боеспособности подразделения и
- условий обстановки, в которых будут выполняться поставленные задачи.
Основным элементом подготовки боя является организация боя (Рис.5), содержанием которой является:
1 - принятие решения на бой,
2 - рекогносцировка местности,
3 - постановка боевых задач подразделениям,
4 - организация взаимодействия в ходе боя,
5 - организация всестороннего обеспечения боя и управления.
| ||||||||
Рис.5 - Организация боя |
Организация взаимодействия
Организация взаимодействия между подчиненными и приданными подразделениями является предметом особой заботы командира. Основным содержанием взаимодействия является согласованность действий всех участвующих в бою подразделений и средств поражения.
Согласование усилий всех сил и средств, участвующих в бою, осуществляется по задачам, направлениям, рубежам, времени и способам выполнения тех частных задач, которые могут возникать перед подразделениями.
При организации взаимодействия командир подразделения должен: согласовать усилия штатных, приданных и поддерживающих подразделений по выполнению поставленной задачи; добиться единого понимания всеми командирами цели боя, боевых задач и способов их выполнения; наметить и согласовать варианты действий подразделений и меры по обману противника, исходя из характера его возможных действий, а также указать сигналы оповещения, управления и взаимодействия.
Организация взаимодействия может осуществляться методом указаний командира или методом докладов командиров подчиненных подразделений по задачам, времени, месту и розыгрышем основных тактических эпизодов по возможным вариантам действий. В условиях крайне ограниченного времени взаимодействие организуется методом указаний.
В ходе боя взаимодействие осуществляется непрерывно постоянно уточняется, а при резких изменениях обстановки организуется заново.
Скрытое управление войсками
Скрытое управление войсками заключается в обеспечении сохранения в тайне от противника всех мероприятий, проводимых командирами, штабами и войсками при подготовке и в ходе боевых действий.
Документами, регламентирующими правила обеспечения связью скрытого управления войсками, являются:
Наставление по связи ВС РФ;
Наставление по радиосвязи;
Руководство по обеспечению безопасности связи;
Инструкция по обеспечению безопасности засекреченной связи;
разрабатываемые в частях планы обеспечения безопасности связи.
Скрытность управления войсками достигается:
ограничением круга должностных лиц, посвященных в замысел предстоящих боевых действий;
скрытым размещением и перемещением пунктов управления;
организацией мероприятий по обеспечению режима секретности;
соблюдением правил и порядка ведения переговоров по техническим средствам связи;
применением засекречивающей аппаратуры связи (телефонной, телеграфной, фототелеграфной гарантированной стойкости);
применением аппаратуры быстродействия и сверхбыстродействия;
шифрованием и кодированием документов;
использованием специальных таблиц предназначенных для скрытия содержания переговоров и позывных должностных лиц;
использованием таблиц сигналов, и кодированных карт;
проведением мероприятий по маскировке;
выполнением мероприятий по обеспечению безопасности используемых средств связи.
В целях достижения скрытности управления войсками должностным лицам, использующим каналы связи, а также дежурным расчетам станций и аппаратных связи, обеспечивающих каналы связи запрещается передавать открытым текстом:
наименование войсковых частей, их дислокацию, состав, численность и состояние боеготовности;
должности, в/звания и фамилии военнослужащих;
радиоданные, их принадлежность и сроки действия;
смысловое содержание сигналов, таблиц и сменных ключей к ним.
Запрещается также нарушать правила установления (вхождения) и ведения связи, нарушать требования радиомаскировки, вести служебные переговоры по открытым каналам связи без применения предназначенных для этого переговорных таблиц, вести переговоры частного характера.
Перечисленные требования к СУВ должны реализовываться в деятельности всех категорий должностных лиц ПУ и штабов, также в системах связи, которые должны быть в постоянной готовности к обеспечению СУВ.
Заключение
Современный общевойсковой бой без грамотного, современного, оперативного и устойчивого управления в условиях, когда все очень скоротечно и непредсказуемо, обречен на поражение. Работа командира и его штаба, других органов управления, их четкая координация даже в условиях жесткого противодействия противника во всех сферах вооруженной борьбы дает положительные результаты только при максимальном напряжении всех сил и средств и их хорошей обученности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое управление войсками и в чем его цель?
2. Назовите принципы управления.
3. Перечислите требования к управлению.
4. Какие характерные черты современного общевойскового боя?
5. Что входит в решение командира?
6. Что входит в содержание организации боя?
Литература
1.БУСВ. Ч.2, М.: Военное издательство, 2004 г.,стр. 4…8.
2.Отечество, честь, долг. Выпуск 7. Учебное пособие. М.: МО РФ. 2005 г.стр. 70…72.
3. Конспект лекцийпо Общей тактике.
Введение
От умелого и надёжного управления в бою во многом зависит успех боя. В то же время, потеря управления в бою приводит к потере боеспособности подразделения (части), что равнозначно поражению. Поэтому, основная роль в организации системы управления отводится командирам всех звеньев управления.
Вопрос 1. Требования к управлению подразделениями
Управление войсками заключается в целенаправленной деятельности командиров, штабов, начальников родов войск и служб по поддержанию боевой готовности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении поставленных задач.
Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность применения войск при выполнении задач в бою.
Основное содержание управления составляют: организация и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) боевой готовности войск и обеспечению (восстановлению) их боеспособности; непрерывное добывание, сбор, изучение и отображение, анализ и оценка данных обстановки; принятие решений; постановка задач подчиненным; планирование боя; организация и поддержание взаимодействия, организация и выполнение мероприятий по подготовке личного состава к бою, а так же его всестороннего обеспечения, практическую работу в подчиненных подразделениях по руководству их непосредственной подготовкой к бою; организацию выполнения поставленных задач в ходе боя.
Все мероприятия, составляющие содержание управления частями и подразделениями, по времени их осуществления делятся на две группы:
мероприятия по подготовке их к боевым действиям и
мероприятия по руководству в ходе боевых действий.
Подробно эти мероприятия рассмотрим во 2-ом и 3-ем вопросах настоящей лекции.
Основными принципами управления войсками являются (Рис.1): научность, предвидение, единоначалие, централизация управления, твердость и настойчивость в проведении принятых решений в жизнь, соответствие способов и методов управления развитию вооружения и техники.
|
Рис. 1 - Принципы управления
В соответствии с этим управление должно постоянно совершенствоваться и отвечать непрерывно возрастающим требованиям, обусловленным изменениями в содержании современного общевойскового боя.
Важнейшими требованиями к управлению являются (Рис.2): устойчивость, непрерывность, оперативность, скрытность.
| ||||
Рис. 2 - Требования к управлению |
Устойчивость управления выражается в способности командиров и органов управления осуществлять руководство в любых условиях обстановки, в том числе при воздействии, ядерного оружия, обычных средств поражения противника, также быстро восстанавливать управление в случае нарушения.
Непрерывность управления заключается в постоянном знании командирами и органами управления обстановки и возможности с их стороны оказывать постоянное влияние на выполнение стоящих перед войсками задач.
Скрытность управления предполагает сохранность от противника всех мероприятий по управлению войсками.
Оперативность управления предусматривает быстрое реагирование командиров на изменение обстановки и своевременность выполнения функции управления.
Организационно-техническую основу управления войсками составляет система управления (Рис.3).
Система управления – это совокупность органов управления, пунктов управления и средств управления.
К органам управления относятся командиры, начальники родов войск и служб, штабы, службы, отделения, а также группы боевого управления, оперативные группы, дежурные боевые смены (расчеты) и другие постоянные (штатные) и временно создаваемые управленческие организации, предназначенные для руководства частями и подразделениями. Т.е., орган управления – это должностное лицо или группа должностных лиц, наделённых правами и исполняющие обязанности по управлению. Главная роль в управлении принадлежит командирам. Основным органом управления является штаб, который строит свою работу на основе решения и указаний командира. Штаб - основное звено в системе органов управления. Он разрабатывает и осуществляет необходимые меры для достижения постоянной готовности органов и пунктов управления, систем связи и средств автоматизации к выполнению задач управления частями и подразделениями в любых условиях обстановки. Штаб организует управление частями и подразделениями исходя из решения командира, поставленных задач, наличия сил и средств управления.
| ||||||||||||||||||
Рис. 3 - Система управления |
Для осуществления управления подразделениями создаются пункты управления. Пункт управления – это специально оборудованные и оснащённые техническими средствами связи и автоматизации рабочие места, на которых должностные лица органов управления исполняют свои обязанности (осуществляют управление войсками при подготовке и в ходе боя).
Если дать определение пункта управления применительно к дивизии (полку), то это - комплекс специальных сооружений (машин, подвижных агрегатов) с размещенными на них средствами боевого управления и связи, электронно- вычислительной техникой, технологическими, техническими системами и системами электроснабжения.
В мотострелковой же роте (взводе) управление ведется с командно-наблюдательных пунктов (КНП). КНП оборудуется в укрытиях для наблюдения (траншеях). На рабочих местах командира и офицеров управления устанавливаются телефонные аппараты, радиостанции, поблизости находится посыльный. С целью обеспечения устойчивости, непрерывности и оперативности управления на пунктах управления организовывается круглосуточное дежурство. Условные обозначения командных пунктов представлены на рис.4.
Средствами управления в войсках являются связь и автоматизированные комплексы управления, а так же другие специальные системы. Связь включает в себя каналы, линии связи, технические средства связи и способы связи. АСУ в ВС РФ делятся на АСУВ (войсками), АСУО (оружием) и АСУСН (специального назначения). К специальным системам, входящим в состав системы управления относятся: система оповещения, система выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения, система сбора данных об обстановке.
Система оповещения предназначена для доведения до личного состава частей и подразделений сигналов сбора, мобилизации и предупреждения об угрозе нападения или о нападении противника (ракетно-ядерном, воздушном, наземном), а также о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении местности и объектов в позиционном районе или в непосредственной близости к нему, а также в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Система выявления и оценки масштабов и последствий применения противником оружия массового поражения предназначена для обеспечения пунктов управления дивизии информацией о факте, параметрах, масштабах и последствиях применения противником оружия массового поражения, об авариях на объектах ядерной энергетики и предприятиях химической промышленности.
Система сбора данных об обстановке предназначена для сбора, первичной обработки, передачи и отображения информации, необходимой для принятия решений. Она организуется на пунктах управления и включает источники информации, средства ее обработки, передачи и отображения.
Не стану подробно освещать структуру системы связи и системы АСУ. Их мы рассмотрим на других занятиях.
| ||||||
Рис. 4 - Пункты управления: 1 – КП полка; 2 – КНП батальона;3 – КНП батальона в движении; 4 – КНП роты в пешем порядке; 5 – КНП роты на БМП; 4 – КНП взвода в пешем порядке;5 – КНП взвода на БТР |
Вывод:
Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность применения войск при выполнении задач в бою.
Основное содержание управления составляют: организация и осуществление мероприятий по повышению (поддержанию) боевой готовности войск и обеспечению (восстановлению) их боеспособности; непрерывное добывание, сбор, изучение и отображение, анализ и оценка данных обстановки; принятие решений; постановка задач подчиненным; планирование боя; организация и поддержание взаимодействия, организация и выполнение мероприятий по подготовке личного состава к бою, а так же его всестороннего обеспечения, практическую работу в подчиненных подразделениях по руководству их непосредственной подготовкой к бою; организацию выполнения поставленных задач в ходе боя
Вопрос 2.Порядок и содержание работы командира и штаба по подготовке подразделения к бою
Организация, содержание, последовательность и методика работы командира по управлению частями и подразделениями при подготовке и ведении боевых действий зависят от:
- содержания полученных боевых задач,
- состояния и боеспособности подразделения и
- условий обстановки, в которых будут выполняться поставленные задачи.
Основным элементом подготовки боя является организация боя (Рис.5), содержанием которой является:
1 - принятие решения на бой,
2 - рекогносцировка местности,
3 - постановка боевых задач подразделениям,
4 - организация взаимодействия в ходе боя,
5 - организация всестороннего обеспечения боя и управления.
| ||||||||
Рис.5 - Организация боя |
Принятие решения НА ВЕДЕНИЕ БОЯ
Центральное место в процессе управления войсками, основой управления является решение командира. Решение командира на бой объединяет в единое целое цели боя, силы и средства, задачи им и порядок их выполнения, мероприятия по взаимодействию и всестороннему обеспечению, подчиненные единой воле командира. Поэтому решение на бой объективно является основой управления войсками, а его принятие – важнейшей функцией и личным актом командира – единоначальника. С учетом сказанного решение командира на бой – это основанный на знании закономерностей и принципов военного искусства, правильном уяснении полученной боевой задачи, оценки обстановки, проведенных тактических расчетов результат творческого мышления и воли командира, определяющий цели боя, силы и средства для их выполнения, а также основные вопросы взаимодействия, всестороннего обеспечения и организацию управления.
Решение командир подразделения принимает на местности. Неполнота данных обстановки и недостаток времени освобождают командира от ответственности за своевременность принятия решения и постановку боевых задач.
Решение на бой должно быть единым и способным обеспечить успешное выполнение боевых задач как с применением ядерного, так и с применением только обычного оружия.
Решение командир принимает единолично на основе (Рис.6):
- уяснения полученной задачи,
- оценки обстановки и
- проведения тактических расчетов.
| |||||||||||||||
Рис.6 - Порядок принятия решения командиром |
Уяснение задачи является важнейшей составной частью работы командира при принятии решения. От того, насколько правильно уяснена полученная задача, будет зависеть вся последующая работа по организации боя.
При уяснении полученной задачи командир подразделения должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего командира (особенно способы разгрома противника), задачу, место в боевом порядке и роль подразделения в бою, задачи соседей и порядок организации взаимодействия с ними, а также время готовности к выполнению задачи.
Оценка обстановки – следующий этап работы командира. Она проводится на основе последних данных о противнике с учетом организации тактики действий его и своих войск, а также условий местности.
При оценке обстановки командир подразделения должен изучить: состав, положение, состояние, степень защищенности, возможные пути выдвижения и рубежи развертывания, систему огня и заграждений, сильные и слабые стороны противника и возможный характер его действий; состав, положение, состояние, возможности, защищенность и обеспеченность своих подразделений; состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними; характер местности и ее влияние на действия подразделений, а также наиболее вероятные направления действий низколетящих самолетов и вертолетов противника; радиационную, химическую и биологическую (бактериологическую) обстановку. Кроме того, при оценке обстановки учитывается состояние погоды, время суток и их влияние на подготовку и ведение боя.
На основе уяснения полученной задачи и оценки обстановки командир подразделения единолично принимает решение (см. рис.5).
Решение командира является базисом боевого приказа, отдаваемого в целях постановки боевых задач подчиненным подразделениям. После доклада и утверждения решения вышестоящим командиром и доведения его до командиров подразделений командир роты, взвода проводит рекогносцировку в целях уточнения принятого решения.
В решении командир определяет (Рис.7):
- замысел боя;
- боевые задачи подразделениям;
- основные вопросы взаимодействия;
- организацию управления.
Кроме того, в решении могут определятся задачи по видам боевого обеспечения.
| |||||||||||||||||||
Рис.7 - Решение командира подразделения |