Тема 2.2.1.Управление поведением отдельной личности в организации

Цель: В дискуссионном плане обсудить роль и место руководителя в системе организационных связей и взаимодействий, сформировать компетенции: способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (Пк-12), способностью принимать организационно-управленческие решения (ОПК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

1. Разнообразие и индивидуальные различия персонала в организации. Источники индивидуальных различий в характеристиках личности. Основные переменные, влияющие на индивидуальное поведение работника в организации. Влияние на организационное поведение возраста работников, их пола, семейного положения и продолжительности работы в организации.

2. Ценности и установки работников организации. Ценностные ориентации, аттитюды и их влияние поведение личности в организации. Удовлетворенность трудом и преданность организации как виды установок; их значение для организационного поведения.

3. Ощущения и восприятия. Процесс восприятия. Управление процессом восприятия. Взаимосвязь между индивидуальным восприятием, поведением, установками и ценностями.

4. Мотивация и подкрепление в организации. Модель мотивации организационного поведения индивида. Типы мотивирования. Связь между мотивацией и результатом. Мотивационные факторы, влияющие на поведение работника в процессе трудовой деятельности. Программы и методы мотивирования эффективной деятельности работников. Теории мотивации. Интеграция теорий мотивации. Влияние мотивации на удовлетворенность трудом, отсутствие текучести кадров и выполнение работ.

Вопросы для самоподготовки:

1. Основные источники различий в характеристиках личности. Раскройте их содержание.

2. Как индивидуальные характеристики (возраст, пол, семейное положение, продолжительность работы) влияют на поведение человека в организации.

3. Ценностные ориентации, аттитюды и их влияние на поведение личности в организации. Источники когнитивного диссонанса.

4. Проблемы межличностного восприятия и понимания работников в организации.

5. Взаимосвязь между индивидуальным восприятием, поведением, установками и ценностями

6. Сравнительная характеристика содержательных теорий мотивации. Что, согласно этих концепций, определяет поведение человека?

7. Назовите имеющиеся взаимосвязи в теории ожидания. Опишите их. Раскройте содержание ключевых понятий теории: “результат”, “валентность результата”, “ожидания результата”. К каким двум типам могут быть отнесены “ожидания”?

8. Что собой представляет теории подкрепления мотива и как они связаны с мотивацией?

9. Раскройте содержание целевой теории мотивации. Ответьте, чем направляется поведение индивида? Какова зависимость между трудностью цели и мотивацией?

10. Модификация поведения. Раскройте содержание данного подхода.

11. Теория справедливости Дж.Адамса. Раскройте содержание стадий управления процессом справедливости. Что такое чувство негативной справедливости и чувство позитивной справедливости?

Тема 2.2.2.Управление групповым поведением в организации

Цель: Изучить природу группообразования и процессы, протекающие в группе, сформировать компетенции: способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (Пк-12), способностью принимать организационно-управленческие решения (ОПК-2).

Перечень изучаемых элементов содержания

1. Группы в организации. Природа групп в организации, их классификация, стадии развития. Теории группообразования. Основы групповой эффективности. Групповая и межгрупповая динамика. Статус, роли и нормы, влияние их на поведение в группе.

2. Командная работа и высокопроизводительные команды. Типы команд, Природа командной работы. Методы формирование команд. Совершенствование командных процессов. Команды и высокая производительность на рабочем месте. Самоуправляемая команда как вариант формальных групп.

Вопросы для самоподготовки:

1. Что вы можете сказать о природе групп в организации, их классификации, стадиях развития. Почему люди образуют группы или вступают в них?

2. Что такое феномен социальной лени? Назовите меры по предотвращению данного феномена.

3. Опишите феномен социальной поддержки. В чем он проявляется? Как можно его использовать в интересах группы?

4. Что такое групповая сплоченность и конформность? Как сплоченность и конформность влияют на производительность группы?

5. Групповое единомыслие. Опишите основные проявления и способы преодоления группового единомыслия

6. Что такое социальный тип личности? Как влияет на поведение личности несоответствие статусов?

7. Роли, ролевая индетификация, ролевые ожидания, сущность данных понятий. Опишите на примере своей группы их влияние на эффективность работы группы.

8. На примере, раскройте влияние норм на поведение членов группы.

9. Как размер группы влияет на ее эффективность? Какой оптимальный размер, по вашему мнению, должна быть учебная группа? Объясните почему.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Наши рекомендации