Определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Углубление знаний теоретического материала, получение практических навыков самостоятельного экспериментального определения редукторов.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Механический коэффициент полезного действия определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru редуктора представляет собой отношение мощности, полезно затраченной (мощности сил сопротивления Nc к мощности движущих сил Nд на входном валу редуктора:

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru (1)

Мощности движущих сил и сил сопротивления могут быть определены соответственно по формулам

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru (2)

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru (3)

где Мд и Мс – моменты соответственно движущих сил и сил сопротивления, Нм; определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru и определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru - угловые скорости валов редуктора соответственно входного и выходного, с-1.

Подставляя (2) и (3) в (1), получим

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru (4)

где определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru - передаточное отношение редуктора.

Любая сложная машина состоит из ряда простых механизмов. КПД машины может быть легко определен, если известны КПД всех входящих в нее простых механизмов. Для большинства механизмов разработаны аналитические методы определения КПД, однако отклонения в чистоте обработки трущихся поверхностей деталей, точности их изготовления, изменения нагрузки на элементы кинематических пар, условий смазки, скорость относительного движения и др., приводят к изменению величины коэффициента трения.

Поэтому важно уметь экспериментально определять КПД исследуемого механизма в конкретных условиях эксплуатации.

Необходимые для определения КПД редуктора параметры (Мд, Мс и Lр) можно определить с помощью приборов ДП-3К.

3. УСТРОЙСТВО ПРИБОРА ДП-3К

Прибор (рисунок) смонтирован на литом металлическом основании 1 и состоит из узла электродвигателя 2 с тахометром 3, нагрузочного устройства 4 и исследуемого редуктора 5.

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru 3 6 8 2 5 4 9 7 1

 
  определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru

11 12 13 14 15 10

                       
  определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru   определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru   определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru   определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru   определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru   определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru

Рис. Кинематическая схема прибора ДП-3К

Корпус электродвигателя шарнирно закреплен в двух опорах так, что ось вращения вала двигателя совпадает с осью поворота корпуса. Фиксация корпуса двигателя от кругового вращения осуществляется плоской пружиной 6. При передаче крутящего момента от вала электродвигателя редуктора пружина создает реактивный момент, приложенный к корпусу электродвигателя. Вал электродвигателя сочленяется с входным валом редуктора через муфту. Противоположный его конец сочленен с валом тахометра.

Редуктор в приборе ДК-3К состоит из шести одинаковых пар зубчатых колес, смонтированных на шарикоподшипниковых опорах в корпусе.

Верхняя часть редукторов имеет легкосъемную крышку, выполненную из органического стекла, и служит для визуального наблюдения и замера зубчатых колес при определении передаточного отношения.

Нагрузочное устройство представляет собой магнитный порошковый тормоз, принцип действия которого основан на свойстве намагниченной среды оказывать сопротивление перемещению в ней ферромагнитных тел. в качестве намагничиваемой среды в конструкции нагрузочного устройства применена жидкая смесь минерального масла и железного порошка. Корпус нагрузочного устройства установлен балансирно по отношению к основанию прибора на двух подшипниках. Ограничение от кругового вращения корпуса осуществляется плоской пружиной 7, которая создает реактивный момент, уравновешивающий момент сил сопротивления (тормозной момент), создаваемый нагрузочным устройством.

Измерительные устройства крутящего и тормозного моментов состоят из плоских пружин 6 и 7 и индикаторов часового типа 8 и 9, измеряющих прогибы пружин, пропорциональные величинам моментов. На пружинах дополнительно наклеены тензодатчики, сигнал с которых через тензометрический усилитель может быть также зафиксирован на осциллографе.

На лицевой части основания прибора расположена панель управления 10, на которой установлены:

- тумблер 11 включения и выключения электродвигателя;

- ручка 12 регулирования частоты вращения вала электродвигателя;

- сигнальная лампа 13 включения прибора;

- тумблер 14 включения и выключения цепи обмотки возбуждения нагрузочного устройства;

- ручка 15 регулировки возбуждения нагрузочного устройства.

При выполнении данной лабораторной работы следует:

- определить передаточное отношение редуктора;

- оттарировать измерительные устройства;

- определить КПД редуктора в зависимости от сил сопротивления определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru и от числа оборотов электродвигателя определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru .

4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

4.1. Определение передаточного отношения редуктора

Передаточное отношение редуктора прибора ДП-3К определяется по формуле

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru (5)

где z2, z1 – число зубьев соответственно большего и меньшего колес одной ступени; к=6 – число ступеней редуктора с одинаковым передаточным отношением.

Для редуктора прибора ДП-3К передаточное отношение одной ступени

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru

Найденные значения передаточного отношения ip проверить опытным путем.

4.2. Тарировка измерительных устройств

Тарировка измерительных устройств производится при отключенном от источника электрического тока приборе с помощью тарировочных приспособлений, состоящих из рычагов и грузов.

Для тарировки измерительного устройства момента электродвигателя необходимо:

- установить на корпусе электродвигателя тарировочное устройство ДП3А сб. 24;

- установить груз на рычаге тарировочного приспособления на нулевую отметку;

- установить стрелку индикатора на нуль;

- устанавливая груз на рычаге на последующие деления, фиксировать показания индикатора и соответствующее деление на рычаге;

- определить среднее значение mср цены деления индикатора по формуле

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru (6)

где К – количество измерений (равно количеству делений на рычаге); G – вес груза, Н; Ni – показания индикатора, определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru - расстояние между делениями на рычаге (м).

Определение среднего значения mc.ср цены деления индикатора нагрузочного устройства производится установкой на корпус нагрузочного устройства тарировочного приспособления ДП3А сб. 25 по аналогичной методике.

Примечание. Вес грузов в тарировочных устройствах ДП3К сб. 24 и ДП3К сб. 25 составляет соответственно 1 и 10 Н.

4.3. Определение КПД редуктора

Определение КПД редуктора в зависимости от сил сопротивления, т.е. определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru .

Для определения зависимости определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru необходимо:

- включить тумблер 11 электродвигателя прибора и ручкой 12 регулировки скорости установить заданную преподавателем частоту вращения n;

- установить ручку 15 регулировки тока возбуждения нагрузочного устройства в нулевое положение, включить тумблер 14 в цепи питания возбуждения;

- плавным поворотом ручки регулирования тока возбуждения установить по стрелке индикатора первое значение (10 делений) момента Мс сопротивления;

- ручкой 12 регулировки скорости установить (откорректировать) первоначальную заданную частоту вращения n;

- зафиксировать показания h1 и h2 индикаторов 8 и 9;

- дальнейшей регулировкой тока возбуждения увеличить момент сопротивления (нагрузки) до следующей заданной величины (20, 30, 40, 50, 60, 70, 80 делений);

- поддерживая частоту вращения неизменной, зафиксировать показания индикаторов;

- определить значения моментов движущих сил Мд и сил сопротивления Мс для всех замеров по формулам

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru (7)

определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru (8)

- определить для всех замеров КПД редуктора по формуле (4);

- занести показания индикаторов h1 и h2, значения моментов Мд и Мс и найденные значения КПД редуктора для всех замеров в таблицу;

- построить график зависимости определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru .

4.4. Определение КПД редуктора в зависимости от числа оборотов электродвигателя

Для определения графической зависимости определение механического кпд редуктора с цилиндрическими прямозубыми колесами - student2.ru необходимо:

- включить тумблер 14 цепи питания и возбуждения и ручкой 15 регулировки тока возбуждения установить заданное преподавателем значение момента Мс на выходном валу редуктора;

- включить электродвигатель прибора (тумблер 11);

- устанавливая ручкой 12 регулировки скорости последовательно ряд значений (от минимального до максимального) частоты вращения вала электродвигателя и поддерживая неизменное значение момента Мс нагрузки, зафиксировать показания индикатора h1;

- дать качественную оценку влияния частоты вращения n на КПД редуктора.

5. СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет о проделанной работе должен содержать наименование,

цель работы и задачи определения механического КПД, основные технические данные установки (вид редуктора, количество зубьев на колесах, тип электродвигателя, погрузочного устройства, измерительные устройства и приборы), расчеты, описание тарироввки измерительных устройств, таблицы экспериментально полученных данных.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что называют механическим КПД? Его размерность.

2. От чего зависит механический КПД?

3. Почему механический КПД определяют опытным путем?

4. Что является датчиком в измерительных устройствах крутящего и тормозного моментов?

5. Описать нагрузочное устройство и его принцип действия.

6. Каким образом изменится механический КПД редуктора, если момент сил сопротивления увеличится (уменьшится) в два раза?

7. Каким образом изменится механический КПД редуктора, если момент сил сопротивления увеличится (уменьшится) в 1,5 раза?

Лабораторная работа 9

Наши рекомендации