Фундаментальный метод мэтчетта
Метод разработан Э. Мэтчеттом (Великобритания). Цель метода – на основе системного подхода научиться понимать и контролировать свой образ мыслей и соотносить его со всеми аспектами проектной ситуации. Для этого используют следующие приемы:
· применение «режимов мышления» (мышление стратегическими схемами, в параллельных плоскостях, с нескольких точек зрения, «образами», в основных элементах);
· разработка языка, дающего возможность «мыслить о мышлении»;
· подавление критических способностей для выявления творческой фантазии;
· самоконтроль и самонастройка на отдельных этапах процесса проектирования.
Специалистов обучают освоению следующих режимов мышления:
· мышление стратегическими схемами;
· мышление в параллельных плоскостях;
· мышление «образами»;
· мышление в основных элементах.
Содержание режима мышления следует из его названия.
Делая основной упор на личный опыт, интуицию и мыслительные способности проектировщика, фундаментальный метод проектирования не предусматривает проведения научных исследований и испытаний для уменьшения неопределенности. В методе, однако, широко применяют информационный поиск. Он имеет следующие стадии:
- проектирование (выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях) идет с учетом закономерностей исторического развития технологии, что позволяет получать прогрессивные идеи и конструкции умозрительным способом;
- в ходе обучения методу практикуют подробное ознакомление с другими, более практичными и простыми методами проектирования.
В методе большое внимание уделяется также элементам рационального мышления (контрольные перечни вопросов, графическая интерпретация процесса поиска и мышления и др.) Э. Мэтчетт считает очень важным умение видеть процесс решения задачи как бы со стороны. При этом появляется возможность своевременно корректировать стратегию поиска. Основной педагогический принцип метода заключается в том, чтобы начинать с методов, которые уже освоены учащимися, а не навязывать им совершенно новый, в который они возможно никогда не поверят и откажутся при первых же признаках затруднений.
По ряду причин фундаментальный метод проектирования не удается усвоить в полном объеме без помощи его автора, но отдельные его части могут представлять интерес для инженеров, занимающихся разработкой и конструированием технических систем разных уровней.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Цель метода – собрать информацию, известную только потребителям данного класса изделий или систем. Различают три разновидности применения метода: интервью потребителей, анкетный опрос, исследование поведения потребителей.
При проведении интервью потребителей принципиально важно:
· получить разрешение на проведение интервью у опрашиваемого, его непосредственного начальника и руководителя предприятия;
· побудить интерес у человека ответить на поставленные вами вопросы;
· организовать течение беседы в нужном направлении;
· из полученной информации сделать соответствующие выводы.
При проведении анкетного (письменного) опроса необходимо иметь в виду, что точность полученной информации находится в квадратичной зависимости от количества респондентов. Рекомендуется следующая последовательность проведения анкетного опроса:
· определить объекты и категорию опрашиваемых лиц;
· составить и распространить пробную анкету (~10 экземпляров);
· по результатам ответов на пробную анкету составить и распространить массовым тиражом основную анкету;
· провести статистическую обработку информации.
Исследование поведения потребителей проводят в случае проектирования, производства и продажи сложных объектов и систем, реакция на использование которых трудно прогнозируема.
ПОИСК ГРАНИЦ
Цель метода – найти пределы, в которых лежат приемлемые решения. Поиском границ целесообразно заниматься фирме, которая рассчитывает занять ключевые позиции на рынке и на 1–2 года обойти конкурентов, либо фирме с независимым финансированием.
При реализации метода используется следующая последовательность:
· определить полное описание основных требований, предъявляемых к объекту или системе;
· максимально точно определить интервал значений, в котором заключена неопределенность;
· создать действующую модель, позволяющую регулировать основные параметры в интервале неопределенности;
· провести эксплуатационные испытания объекта или системы.