Критерии оценки и отбора инновационных проектов
Актуальность инновационного проекта – это соответствие его задачам научно-инновационного и социально-экономического развития страны, региона, хозяйствующего субъекта. Задачи определяются исходя из установленных субъектом управления (федерального, регионального уровней) или хозяйствующим субъектом научно-инновационных, экономических» социальных и экологических приоритетов. Приоритеты могут отражать общемировые тенденции развития, необходимость решения проблем обеспечения технологической и экологической безопасности государства, экономического роста, повышения качества жизни людей. Они устанавливаются на основе стратегии (концепции, доктрины) научно-инновационного развития страны, региона, хозяйствующего субъекта. Наиболее общими её направлениями являются:
• установление приоритетных направлений развития науки и техники;
• обеспечение преимущества в технологическом развитии, создание новшеств на новых принципах переработки ресурсов;
• осуществление конверсии в направлении выпуска изделий народного потребления, обладающих более высокой конкурентоспособностью, чем импортируемые аналоги;
• техническое обновление объектов жизнеобеспечения населения, повышение конкурентоспособности экономики региона при ее структурной перестройке с максимальным использованием имеющихся научно-инновационного и производственного потенциалов;
• постоянное повышение конкурентоспособности и производство экспортно-ориентированной и импортозамещающей продукции хозяйствующих субъектов.
Общая значимость инновационного проекта может быть оценена с позиций федерального, регионального, отраслевого уровней управления хозяйствующего субъекта. Проект соответственно может иметь федеральную, региональную, отраслевую значимость или значимость для хозяйствующего субъекта. Эти оценки могут находиться в различных сочетаниях по отношению к конкретному проекту.
Федеральная значимость связана с решением проблем государственного масштаба во всех сферах жизнедеятельности населения в соответствии с федеральными целями научно-инновационного и социально-экономического развития. Региональная значимость отражает цели реализации потенциала территории, степень решения свойственных данному региону социальных и экологических проблем. Отраслевая значимость фиксирует влияние проекта на решение общеотраслевых проблем, важных для многих хозяйствующих субъектов в данной отрасли. Значимость проекта для хозяйствующего субъекта оценивается с позиции усиления его роли на рынке в связи с решением технологических, экономических, социальных и экологических проблем. Общая значимость проекта условно может иметь три уровня оценок: первый (высший) – решение первоочередных проблем; второй – решение приоритетных проблем; третий – решение рядовых проблем.
Для проекта федеральной значимости первоочередными могут рассматриваться острые социальные, бюджетные, инфляционные и иные проблемы; приоритетными – проблемы в русле установленных правительством приоритетов в науке, технике, социально-экономическом развитии; рядовыми – проблемы пополнения федерального бюджета, стратегического импортозамещения. Аналогичный подход может быть распространен на оценку региональной и отраслевой значимости проекта. Для хозяйствующего субъекта уровни значимости могут быть более гибкими, индивидуальными в зависимости от его положения на внутреннем и внешнем рынках, включая оценку влияния проекта на повышение качества продукции, услуг; расширение и стабильность рыночной продажи; снижение издержек, решение социальных и экологических проблем; создание технологического задела, рассчитанного на будущий прорыв на рынке. Общая значимость проекта оценивается путем экспертизы специалистами на основе анализа данных проекта, других материалов.
По сферам воздействия инновационного проекта различаются научно-технические, экономические, социальные, экологические оценки.
Научно-технические оценки должны ответить на следующие вопросы. Во-первых, насколько принятые технические решения соответствуют современным технологическим требованиям в индустриально развитых странах, способствуют движению к новому технологическому укладу производства. Во-вторых, каковы уровень и масштаб новизны проекта, его составных частей, наличие интеллектуального продукта или защищенной патентами интеллектуальной собственности. В-третьих, насколько перспективны заложенные в проект принципы технологии и технического оснащения, на какой рынок, внутренний или внешний (развитых, развивающихся стран), ориентируется выпуск новой продукции. Для научно-технической оценки проекта могут быть отобраны один–четыре существенных параметра, интересующих пользователей продукции, услуги, технологии, способов выполнения работ. Все другие параметры должны укладываться в рамки некоторых стандартов или общепринятого уровня, т.е. участвовать в оценке в качестве ограничений.
Экономические оценки проекта представляют систему показателей, отражающих соотношение затрат и результатов каждого его участника. Рыночные критерии – максимизация прибыли и конкуренция – предопределяют в составе экономической оценки проекта:
• оценку рыночной потребности и объема продаж во временном аспекте;
• оценку реальных потоков продукции, инвестиций, текущих затрат, финансовой деятельности;
• оценку прогнозной цены, сопряженной с величиной издержек, размерами валовой и чистой прибыли, изменением ссудного процента, темпов инфляции;
• оценку интегрального показателя народнохозяйственной эффективности.
Наряду с основными могут быть определены дополнительные экономические оценки проекта – оценки улучшения использования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых, потенциала территории; оценки выручки от продажи интеллектуальной собственности, создаваемой в ходе осуществления проекта, и другие с точки зрения федеральных, региональных, отраслевых интересов и интересов хозяйствующих субъектов.
Социальные оценки отражают вклад проекта в улучшение социальной среды и в конечном счете – повышение качества жизни людей, характеризуемое оценками:
• уровня жизни – доходы населения (средняя заработная плата и другие выплаты); обеспеченность населения товарами и услугами потребительского назначения; цены и тарифы на товары и услуги; потребление населением продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; обеспечение жильем и коммунальными услугами;
• образа жизни – занятость населения (количество новых рабочих мест); подготовка кадров (численность работников, которые пройдут переподготовку, повысят квалификацию, получат новую профессию); обеспечение населения объектами образования, культуры, искусства, спорта, сети дошкольных учреждений, доступность и степень их использования; социальная безопасность (снижение правонарушений и преступности);
• здоровья и продолжительности жизни – улучшение условий труда (сокращение числа рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда, профессиональных заболеваний и производственного травматизма); развитие сферы здравоохранения, обеспеченность объектами здравоохранения, уровень обслуживания в них.
Социальные оценки инновационного проекта могут быть двух видов: оценки социально-целевой направленности проекта и оценки социальных последствий проекта. В первом случае социальные оценки входят в состав его целей, во втором – как вторичные, латентные, возникающие в результате реализации проекта как его последствия.
Экологические оценки инновационного проекта могут состоять из оценок:
• выбросов и отходов в окружающую среду (водный, воздушный бассейны, земельные ресурсы, лесные ресурсы, животный мир). Оценка производится в сравнении с ПДК (предельно допустимой концентрацией) вредных веществ и ПДУ (предельно допустимым уровнем) воздействий на окружающую среду, а также с помощью показателей и характеристик, по которым не установлены предельные нормативные значения. Затем может оцениваться влияние объекта на экологическую емкость территории, уровень которой не должен снижаться при введении в эксплуатацию новшества, а также экологический риск: вероятность и тяжесть возможных катастроф, связанных с инновациями;
• безотходности производства за счет замкнутого технологического цикла переработки ресурсов или благодаря переработке образующихся отходов. Оценки фиксируют полностью или частично безотходные технологии, а также степень утилизации отходов производства, организации оборотного водоснабжения, малоотходных и бессточных производств;
• приближения к биосферосовместимому типу технологии – оценки технологии с позиции степени перехода с природоперерабатывающего типа производства на процессы, близкие к естественным, с замкнутым вещественно-энергетическим циклом, или сокращения объема переработки природных ресурсов. Оценки могут состоять в констатации традиционности принятого в проекте типа природопользования или в регистрации технологических изменений, являющихся перспективными по созданию в будущем нового типа природопользования и заданной среды обитания.
Особую значимость в экологической оценке инновационных проектов приобретают аспекты экологической безопасности. Создание сложных технологических систем приводит к резкому возрастанию техногенных нагрузок, угрозе экологической безопасности и экологическому риску. Масштаб негативных последствий в таких случаях несопоставим с неблагоприятными последствиями эксплуатации машинной техники и технологии. Поэтому все более повышаются требования к качеству проектирования, изготовления, эксплуатации сложных технических систем, их надежности, создания технических средств, автоматически блокирующих последствия недостатков в уровне организации труда, техники и технологии предотвращения аварий и ликвидации их последствий.
Особенность анализа инноваций заключается, прежде всего, в том, что расширяется круг проблем по их организации, оценке, отбору и финансированию. Это усложняет задачу экспертов. В анализе инновационных проектов возникают крупные проблемы. Во-первых, увеличивается число объектов, подлежащих анализу. Это связано с принципиальной новизной продукта, неизвестностью рынка, особенностью целевого подбора технологического и производственного аппарата, специальной подготовкой и обучением персонала и, наконец, со значительными техническими, технологическими и коммерческими рисками.
Кроме того, особое внимание при разработке инноваций необходимо уделять правовым, институциональным, экологическим и социальным проблемам. Во-вторых, для оценки инноваций приходится применять качественные и прогностические методы, что усложняет процедуру и снижает точность прогноза. Для необходимой качественной оценки новшества используют как стандартные подходы регрессионного, корреляционного, финансового и инвестиционного анализов, так и ситуационные, вероятностные и итеративные методы моделирования.
В-третьих, при оценке инноваций существуют два «узких места»: это экспертиза и прогнозирование результатов НИОКР и оценка жизнеспособности проекта. Методы синектики, морфологического анализа не дают гарантий успеха, а часто используемый метод аналогий не всегда применим. Процедура оценки жизнеспособности проекта требует от инвестиционного менеджера не только высокой квалификации и профессионализма, но и развитой интуиции. Поэтому если при анализе инвестиционных проектов можно ограничиться стандартными методиками, то инновации требуют сочетания качественных и количественных методов и проведения сравнительного анализа факторных моделей в разных совокупностях. Вариант обобщенной схемы анализа инновационного проекта представлен на рис. 1.12.
Как следует из обобщенной схемы анализа инновационного проекта, часть процедур анализа была уже рассмотрена нами при исследовании внутренней и внешней среды предприятия.
Анализ инновационного проекта как объекта деятельности предприятия заключается в исследовании показателей качества новшества и экономическом анализе и формировании стоимостных оценок новшества, а также в определении прибыльности и окупаемости проекта с учетом рисков.
Рис. 1.12. Обобщенная схема анализа инновационного проекта
Для прогноза стоимостной оценки новшества необходимо применять не один метод, а последовательно-параллельное вариантное системное моделирование. Экономическая часть этого моделирования основана на применении метода анализа «затраты – эффективность». Показатели качества новшества и его инвестиционная привлекательность рассчитываются на основе экспертных оценок, создания агрегированного мнения, метода проб и ошибок и специального прогнозного графа – дерева целей. Здесь выявляется рейтинг показателей, проводится ранжирование и осуществляется условный перевод в количественную форму.
Процесс квантификации показателей технического и эксплуатационного уровня новшества особенно сложен. Ведь в конечном счете это является основой прогнозирования конкурентоспособности новшества. При усовершенствовании и модернизации производства на основе покупки патентов, лицензий, ноу-хау затраты на технологию, обучение и наладку оборудования составляют до 20 % и более инвестиционных затрат.
При интенсивном типе экономического роста, где обновление всего производственного аппарата осуществляется в 5–7 лет, затраты на технологию, обучение персонала, НИОКР увеличиваются в 2–3 раза.
При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.
Перечисленные принципы экспертизы инновационных проектов, рекомендованных ОЭСР, считаем необходимым дополнить следующими:
1) экспертная группа должна быть численностью не менее чем из 7 специалистов в данной области, работающих на контрактной основе;
2) работа экспертной группы должна быть организована на принципах независимости, объективности, профессионализма, комплексности, системности, мотивации конечных результатов труда;
3) основной задачей экспертной группы должна быть проверка соблюдения инновационной организацией при проектировании объекта совокупности научных подходов, принципов и методов инновационного менеджмента.
Важнейшим условием достижения высокого качества инновационного проекта, организованности и результативности работы экспертной группы является обеспечение высокого качества нормативно-методических документов по инновационному менеджменту и функционированию любой структуры.
Документы можно классифицировать по следующим основным признакам:
а) уровень иерархии нормативно-методического обеспечения – международное сообщество, страна, регион, город, село, фирма;
б) правовой статус документа – обязательные к исполнению (законы, стандарты, указы, постановления, положения, программы, планы, формальные распоряжения) и рекомендательные (инструкции, методики, рекомендации и т. п.);
в) содержание документа – технические (инвестиционные проекты, конструкторско-технологическая документация, методики и т. п.), экономические (технико-экономические обоснования, финансовые, бухгалтерские, налоговые документы, бизнес-планы и т. п.), организационные (организационные проекты, устав, организационные структуры, протокол, инструкции и т. п.).
Обязательные атрибуты документов фирмы – цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т. п. подсистемы системы менеджмента), ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования, возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.
Документы предлагается оценивать по следующим критериям качества:
1) комплексность документа, т. е. рассмотрение в нем технических, экологических, эргономических, экономических, правовых, организационных и других вопросов в их взаимосвязи, целенаправленность документа;
2) степень соответствия документа (объекта) международным требованиям по экологичности, безопасности, взаимозаменяемости, патентной чистоте, правовой защите и др. вопросам;
3) степень использования мировых достижений и гармонизации, интегрированности документа с мировыми системами;
4) количество примененных при разработке документа научных подходов (системный, маркетинговый, воспроизводственный, функциональный и др.);
5) количество примененных при разработке документа современных методов (функционально-стоимостный анализ, моделирование, прогнозирование, оптимизация и др.). Если эти методы рекомендуется применять при разработке объекта, то это требование должно быть зафиксировано четко в документе;
6) экономическая обоснованность управленческих решений;
7) повторяемость документа, его перспективность, масштаб применения;
8) степень апробированности документа в научных кругах, федеральных и региональных органах управления, на практике;
9) имидж организаций – разработчиков документа и квалификация его разработчиков;
10) органы, согласовавшие и утвердившие документ;
11) степень соблюдения стандартов на оформление документа, однозначность понятий, четкость, доступность изложения, наглядность.
Документы, отвечающие перечисленным критериям (требованиям) качества, будут конкурентоспособными на внутреннем и внешнем рынках. Качество документа является основным условием обеспечения конкурентоспособности товаров, фирм, страны.
Методика проведения экспертизы инновационных проектов основывается на методах и приемах анализа, прогнозирования, разработки управленческого решения. Наиболее распространенными методами экспертизы являются:
а) методы сравнения показателей, заложенных в инновационный проект или полученных в результате экспертных (сертификационных) испытаний, с международными и национальными требованиями по экологичности, эргономичности, безопасности применения объекта, экспертизы его совместимости и взаимозаменяемости, другим параметрам с мировыми достижения
б) экспертный;
в) индексный;
г) балансовый;
д) графический и другие методы и приемы.
Эти методы не являются альтернативными, они дополняют друг друга. Для одного компонента (раздела, проблемы) применяется один метод, для другого – другой. При применении любого метода не обойтись без изучения научных подходов и методов инновационного менеджмента, изложенных в темах 4–6. Ниже описывается методика экспертизы проектов, изложенная в учебнике «Инновационный менеджмент», написанном коллективом под руководством С.Д. Ильенковой.
В России для реализации федеральных научно-технических программ государственными заказчиками заключаются государственные контракты с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.
Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:
5 – проект заслуживает безусловной поддержки;
4 – проект заслуживает поддержки;
3 – проект может быть поддержан;
2 – проект не заслуживает поддержки;
1 – проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.
В экспертной оценке учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»: не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем или исполнителями проекта, в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).
Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:
1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
3) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует);
5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке, и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнения работы).
Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.
Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:
– Подготовлены ли программы исследований?
– Подготовлены ли анкеты для опроса?
– Проведено ли пилотажное исследование?
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.
Первый уровень – предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:
· отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
· составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
· определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.
Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе. Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне.
На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимается решение о финансировании).
Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле
R = г1 + г2 + г3,
где R – общий рейтинг проекта; r1 – коэффициент, учитывающий научную ценность проекта; r2 – коэффициент, учитывающий реальность выполнения проекта в срок; r3 – коэффициент коррекции суммарной оценки r1 и r2. R может принимать значения от 2 до 13.
Коэффициент r1 учитывает: научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы. Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.
Коэффициент r2 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может: привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области. Например, при r2 = 2 – достаточная полезность проекта, 5 – заявка на выдающийся результат.
Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом «Евразия», Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами «Пью» и Всемирным банком.
Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере экономики путем создания инфраструктуры для проведения НИОКР, а также содействие реформе экономического образования на территории СНГ.
Фонд «Евразия» – американская некоммерческая организация, предоставляющая гранты на поддержку инновационных и других проектов в области экономической и демократической реформы в СНГ.
Фонд Форда – частная благотворительная организация, основанная Генри Фордом и его сыном Эдселом, которая содействует процессам демократизации и экономических преобразований в Восточной Европе.
Всемирный банк – международная организация, предоставляющая займы, гранты и кредиты на поддержку экономических реформ и процесса стабилизации по всему миру.
Институт «Открытое общество» Фонда Сороса работает на правах благотворительного фонда, поддерживает проекты в различных областях и является инициатором многих проектов.
Благотворительные трасты «Пью» – американская благотворительная организация, предоставляющая финансовую поддержку в форме грантов.
В 1995–1996 гг. программами Консорциума управлял Фонд «Евразия».
Российская программа экономических исследований ориентирована на поддержку исследований, направленных на решение проблем российской экономики переходного периода. Финансирование проектов осуществляется в форме индивидуальных грантов российским экономистам в целях:
· поддержки и распространения новых научных методов и идей;
· поощрения прикладных исследований, связанных с решением проблем экономики переходного периода;
· развития исследовательского потенциала путем создания условий для научной работы молодых специалистов;
· содействия укреплению связей внутри научного экономического сообщества на территории России.
К критериям успеха относятся:
Баллы
Заинтересованность пользователя (инвестора, владельца) 19
Поддержка со стороны высшего руководства 16
Четкое формулирование требований 15
Правильное планирование 11
Реалистичность ожиданий 10
Разбивка проекта по этапам 9
Квалифицированный персонал 8
Материальная заинтересованность проектной команды 6
Четкое понимание задач и целей 3
Трудолюбивый, ориентированный на выполнение работы персонал 3
Всего 100
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ
2.1. Модели и формы организации деятельности
в инновационной сфере
Инновационная активность и глобальная информатизация экономики коренным образом изменили принципы организации компаний и корпораций. Появление новых организационных форм инновационной деятельности вызвано необходимостью установления тесного взаимодействия между академическо-вузовским сектором и промышленным производством, формирования наукоёмких и высокотехнологичных производств, внедрения научно-технических и технологических новшеств. Инновационные структуры должны способствовать вхождению науки в рыночную среду, развитию предпринимательства в научно-технической сфере. Кроме того, инновационные структуры аккумулируют финансовые ресурсы, действуя как инвестиционный механизм инновационных процессов. Они объединяют капиталы институциональных инвесторов. При этом не только финансируются высокие технологии и наукоемкое производство, но и берется плата за риск (риск выступает в качестве объекта купли-продажи).
В настоящее время существует большое количество видов организаций, занимающихся в различной степени инновационной деятельностью: НИОКР, освоением, производством, коммерциализацией.
Научные центры– организации, занимающиеся научными исследованиями и опытно-конструкторскими работами.
Результаты фундаментальных и прикладных исследований научных центров воплощаются в изобретениях, патентах, методах, ноу-хау.
На стадии опытно-конструкторских работ проводится конкретное воплощение результатов НИР в конструкторскую документацию.
В качестве примера можно привести Пермский научный центр УрО РАН, в
состав, которого входят Институт механики сплошных сред, Институт технической химии, Институт экологии и генетики микроорганизмов, Горный институт,
Пермский филиал Института экономики и на правах ассоциированного члена – Научный центр порошкового материаловедения. Основными направлениями деятельности Пермского научного центра помимо проведения фундаментальных и прикладных исследований являются координация научных исследований и взаимодействие с вузами, отраслевыми НИИ и промышленными предприятиями, проведение единой научно-технической политики, проведение независимой научной экспертизы программ и проектов, выполняемых в интересах региона, содействие развитию и укреплению международных научных связей.
Инновационные центры– технологически активные комплексы со сложившейся интегрированной структурой нововведений, включающей университеты, вузы с высоким научным потенциалом и научно-производственные фирмы.
Инновационные центры в своем составе содержат:
·Технопарки – компактно расположенные комплексы, функционирование которых основано на коммерциализации научно-технической деятельности и ускорении продвижения новшеств в сферу материального производства.
Технологические парки являются гибкими организациями. В них входят малые предприятия, консалтинговые, инжиниринговые и аудиторские компании, исследовательские лаборатории, опытно-производственные фирмы, фирмы венчурного финансирования (рис. 2.1). С развитием и становлением парка его структурные элементы могут меняться. Под защитой технопарка фирмы активнее осваивают новые технологии, методы предпринимательства, используют профессионалов в маркетинговых структурах и в результате обеспечивают высокую конкурентоспособность своей продукции. Технопарки решают важнейшие проблемы региона: дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии.
Руководство технопарком со стороны государства и местных властей осуществляется по трем основным направлениям: законодательство, программы финансирования и развития, прямое участие. Правительство разрабатывает крупномасштабные программы поддержки малого и среднего бизнеса, поощряет развитие новых технологий, содействует кооперации науки и промышленности. Помимо финансовой и законодательной помощи государство предоставляет различные квоты и субсидии фирмам-клиентам, а также малым наукоемким предприятиям. Местные власти обеспечивают условия, содействующие привлечению специалистов к работе над инновационным проектом и созданию на этой основе малых наукоемких фирм. Базовая схема учредителей технопарка и решаемых ими задач показана на рис. 2.2.
В зависимости от ориентации на определенную фазу инновационного цикла технопарки можно разделить на:
– исследовательские парки, обеспечивающие условия для эффективного проведения научных разработок;
– технологические парки, способствующие организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансферт высоких технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок;
– промышленные парки, занимающиеся размещением малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, созданием производственных помещений и рабочих мест.
Рис. 2.1. Организационная структура технологического парка |
Рис. 2.2. Схема учредителей технопарка
· Технополисы представляют собой специально созданные комплексы в одном регионе возле центра научных идей – небольшого города с развитой инфраструктурой. Технополисы могут быть образованы как на основе новых городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «размытого» типа, обычно они возникают на базе больших городов, которые при отсутствии четко очерченных высокотехнологичных зон располагают развитыми инновационнымиструктурами. В состав технополисов входят технопарки, инкубаторы, фирмы и учреждения, охватывающие полный инновационный цикл и обеспечивающие жизнь города. Инкубатор занимается разработкой независимого хозяйственного субъекта, т.е. инкубаторы нацелены на «выращивание» малых наукоемких предприятий. Инновационная фирма в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Пребывание в инкубаторе различных производственных единиц позволяет фирмам существенно сократить расходы на их содержание. Так, в инкубаторе устанавливается более низкая плата за аренду помещения, совместное пользование телефонами, оргтехникой, услугами секретаря. На начальных этапах деятельности предпринимателям оказывается содействие в сфере управления со стороны менеджеров инкубатора, они получают доступ к сети услуг профессиональных юристов, бухгалтеров, маркетологов. Фирмы, которые выходят из инкубатора, в большинстве случаев (от 87 до 93 %) успешно справляются с трудностями рынка. В качестве сравнения, например, только одна из 10&12 научных разработок достигает коммерческого успеха, из вновь образуемых в США фирм только 24 % дают положительные результаты в первый год, а высокой эффективности достигают лишь 4,9 % их общего числа. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно 2&3 года, реже 5 лет. После того как фирма «встала на ноги», она выходит из инкубатора и может работать или в технопарке, или самостоятельно, или войти в другую компанию.
Технополисы оказывают влияние на формирование тех регионов, где они расположены и способствуют ускорению коммерциализации новшеств, структурной перестройке промышленности, совершенствованию механизмов инновационной деятельности.
·Регионы науки и технологий охватывают значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. В регионах науки и технологий функционируют крупные научные учреждения и промышленные предприятия, специализирующиеся на производстве наукоемкой продукции. В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктуры, малый и средний бизнес, фонды и финансовые институты, зоны отдыха и культурные учреждения. На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Регионы науки и технологий могут включать технополисы, технопарки и инкубаторы, а также разветвленную инфраструктуру, поддерживающую научную и производственную деятельность.
Примером крупнейшего инновационного центра являются «Силиконовая долина» в Калифорнии, куда входя