Управление поставками и контрактами
В рамках функции «управление поставками и контрактами» рассматривается выполнение следующих процедур:
· планирование поставок;
· инициация и изучение предложений;
· подготовка документации;
· выбор источников поставок и услуг;
· управление контрактами;
· закрытие контрактов.
Реализация проекта в условиях рыночной экономики сводится, по сути, к серии взаимосвязанных и скоординированных закупок ресурсов проекта в самом широком смысле слова, в том числе: машин и оборудования, материалов, лицензий, строительных, монтажных и пуско-наладочных работ, консультационных услуг, проведению торгов, надзору за работами, подготовке персонала.
Наиболее развитой сферой применения торгов в отечественной практике являются подрядные торги, которые имеют развитое законодательно-нормативное обеспечение.
Утверждено Положение о подрядных торгах в Российской Федерации.
Дополнительно к Положению разработан пакет методических рекомендаций по проведению предварительной квалификации претендентов, разработки тендерной документации заказчиками и оферты претендентами, по выбору победителя по итогам торгов.
Договор, контракт– это юридическое соглашение между двумя и более сторонами, заключенное в соответствии с положениями закона, согласно которому одна сторона или несколько сторон получают право на совершение некоторых действий или запрещение третьим лицам совершать какие-либо действия.
Соглашение является результатом предложения и его принятия. В целом не существует каких-либо особых формальностей для того, чтобы заключить контракт, имеющий юридическую силу. Договор может быть устным, письменным и даже может подразумеваться, исходя из поведения. Однако некоторые договоры признаются действительными только тогда, когда они оформлены в виде скрепленного печатями и подписями документа.
В контракте должен быть предусмотрен порядок рассмотрения, учета изменений по объемам и характеру работ, условиям их выполнения и возмещения затрат по вносимым изменениям.
Необходимым условием реализации контрактов являются мониторинг и контроль за ходом их выполнения, включая:
· систематическое отслеживание всех процессов и параметров контрактов;
· выявление отклонений от проектных решений в ходе реализации договоров;
· оценку и прогнозирование последствий отклонений;
· рассмотрение изменений в ходе реализации проекта;
· принятие корректирующих мер, применение штрафных санкций за нарушение условий контрактов;
· разрешение конфликтов между сторонами контрактных взаимоотношений.
При выполнении договоров контролируются, прежде всего, следующие основные параметры проекта: сроки, стоимость и качество выполненных работ.
Если разногласия, споры и конфликты сторон, возникшие в процессе выполнения контрактов, не могут быть урегулированы путем переговоров и добровольных соглашений, они подлежат разрешению путем обращения в третейский суд или арбитраж.
Управление интеграцией
Управление интеграцией– это всеобъемлющий процесс, имеющий в проекте отношение ко всем внутренним и внешним факторам проекта, влияющим на изменения в проекте.
Управление изменениями включает следующие основные процессы:
· мониторинг состояния и тенденций изменения основных факторов внешней среды проекта, способных вызвать в нем изменения;
· прогнозирование возможных изменений среды и оценку степени их влияния на проект;
· разработку стратегии и планов защиты проекта от внешних возможных и действующих воздействий;
· определение необходимых изменений в проекте;
· сопровождение и поддержку внесения одобренных изменений в проект;
· контроль осуществления изменений;
· проверку эффективности и степени достижения целей посредством осуществленных изменений.
Управление интеграцией (изменениями) тесно связано с другими функциями управления проектом: управлением содержанием, временем, стоимостью, качеством, рисками, контрактами, коммуникациями и, наконец, управлением человеческими ресурсами.
Осуществление проектов в условиях современной России связано с интенсивными динамическими изменениями и, как следствие, высокими уровнями рисков.
Карта процессов управления американского стандарта ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000 представлена в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Карта процессов управления стандарта ANSI PMI PMBOK GUIDE 2000