Привод рабочей тормозной системы

На машине применен гидравлический тормозной привод с пневматическим усилителем. Привод двухконтурный. Он состоит из тормозной педали 3 (см.рис.), двух параллельно расположенных главных цилиндров 1 с пневматическими усилителями, тормозного крана 4, уравнителя 9 давления в контурах, колесных тормозных механизмов 2, трубопроводов и шлангов.

От левого главного цилиндра приводятся в действие тормозные механизмы первых и третьих колес машины (контур I), от правого — вторых и четвертых колес (контур II).

При выходе из строя одного из контуров на щитке приборов загорается сигнальная лампа ТОРМОЗА. Второй контур при этом обеспечивает работоспособность системы, но с меньшей эффективностью торможения.

Пневматическое оборудование привода подключено к воздушному баллону пневматического оборудования машины через клапан 5 ограничения падения давления. Установка привода рабочей тормозной системы показана на рис.

Главные цилиндры1 закреплены на кронштейне тормозной педали 5. На каждом из главных цилиндров укреплен пневмоусилитель.

В верхней части корпуса 1 (см.рис.) главного цилиндра имеется полость для тормозной жидкости, закрытая сверху крышкой 7, в которой установлена пробка 6 с фильтром.

Фильтр служит для предохранения полости цилиндра от попадания механических примесей при заливке тормозной жидкости. Пробка закрывается пластмассовой крышкой 5 с уплотнительным кольцом 4.

Для поддержания в главном цилиндре атмосферного давления в крышке 5 имеется отверстие. Полость корпуса сообщается с цилиндром через два отверстия: перепускное б и компенсационное а. Внутри цилиндра перемещается поршень 8, в головке которого сделано шесть сквозных отверстий в, прикрываемых резиновой манжетой 22.

Между головкой поршня 5 и манжетой 22 установлена плоская шайба 23. Манжета 22 прижимается к поршню пружиной 24 впускного клапана 26.

Привод рабочей тормозной системы - student2.ru

Рис. Установка привода рабочей тормозной системы:

1 – главный цилиндр; 2 – оттяжная пружина; 3 – буфер упора педали; 4 – стержень толкателя: 5 – педаль: 6 – ось; 7 – контргайка; 8–толкатель; 9 – тяга привода тормозного крана; 10 – нижняя тяга; 11 – компенсационная пружина; 12 – клапан ограничения падения давления: 13 – уравнитель; 14 – трубка подвода воздуха в тормозной кран; 15 – тормозной кран; 16 – шланг подвода воздуха от тормозною крана в усилители; 17– регулировочная вилка; 18– трубка выпуска воздуха в атмосферу

В тарелке впускного клапана смонтирован выпускной клапан 27 с пружиной 25. Оба клапана перекрывают выходное отверстие, соединяющее цилиндр с полостью отвода жидкости в колесные цилиндры.

Привод рабочей тормозной системы - student2.ru

Рис. Главный цилиндр с пневмоусилителем:

1—корпус цилиндра; 2 и 3—прокладки; 4—уплотнительное кольцо; 5—крышка; 6—пробка с фильтром; 7—крышка корпуса; 8—поршень цилиндра; 9 и 22 — уплотнительные манжеты; 10—толкатель поршня усилителя; 11—пружина; 12 и 15—войлочные уплотнители; 13—корпус усилителя; 14 и 18—резиновые уплотнительные кольца; 16—толкатель поршня усилителя; 17—поршень усилителя; 19— стопорное кольцо; 20—шайба; 21—фильтр; 23—шайба; 24—возвратная пружина; 25—пружина клапана; 26—впускной клапан; 27—выпускной клапан; 28—гидравлический включатель стоп-сигнала; а—компенсационное отверстие; б - перепускное отверстие; в—отверстие в поршне

Привод рабочей тормозной системы - student2.ru

Рис. Тормозной кран:

1—регулировочный винт; 2—сгопорное кольцо; 3—шайба диафрагмы; 4—возвратная пружина диафрагмы; 5—крышка; 6—регулировочная прокладка; 7 — седло впускного клапана; 8—уплотнительная прокладка; 9—пробка; 10—впускной клапан; 11—возвратная пружина клапанов; 12—выпускной клапан; 13—гайка; 14—седло выпускного клапана; 15—диафрагма; 16—шайба уравновешивающей пружины; 17—уравновешивающая пружина; 18—корпус крана; 19—стакан; 20—пятка; 21—рычаг; а—отверстие для выпуска воздуха из пневмоусилителя; б—отверстие подачи воздуха в пневмоусилители

В поршне 8 имеется направляющий фланец с резиновой уплотнительной манжетой 9. Для удержания поршня в цилиндре служит упорная шайба 20, закрепленная в цилиндре стопорным кольцом 19.

В корпусе 13 пневмоусилителя перемещается поршень 17 усилителя, связанный толкателем 10 с поршнем 8 главного цилиндра, а толкателем 16 — с педалью 5 (рис. 4.52). Поршень усилителя уплотняется двумя резиновыми уплотнителями 12 и 15. Для очистки воздуха, поступающего в запоршневое пространство усилителя при оттормаживании, служит фильтр 21.

Тормозной кран(см.рис.) предназначен для управления подачей воздуха в пневмоусилители рабочей тормозной системы.

Работает тормозной кран следующим образом. При нажатии на тормозную педаль 5 (см.рис.) усилие через тягу 9 ивилку 17 передается на рычаг 21 (см.рис.) тормозного крана и далее через пятку 20 на стакан 19 и пружину 17. Шайба 16, запирающая пружину, давит на седло 14 выпускного клапана 12 и заставляет седло перемещаться, прогибая диафрагму 15. При этом выпускной клапан, закрывая канал седла 14, разъединяет пневмоусилитель и выпускную полость тормозного крана, сообщающуюся с атмосферой. При дальнейшем перемещении седла 14 впускной клапан 10, сидящий на одном стержне с выпускным клапаном 12, отходит от своего седла 7 и пропускает сжатый воздух в полость под диафрагму 15 и далее к пневмоусилителям.

Величина давления сжатого воздуха, а значит, и величина тормозного усилия, передаваемого через пневмоусилители к тормозным механизмам колес, зависят от усилия, приложенного механиком-водителем к тормозной педали.

Воздух, поступая под диафрагму 15 тормозного крана, оказывает противодействие перемещению седла 14 выпускного клапана и диафрагмы. В тот момент, когда величина этого противодействия начнет превосходить силу, передаваемую на стакан 19 рычагом 21, диафрагма 15 прогнется в обратную сторону и, надавливая седлом 14 на шайбу 16 уравновешивающей пружины, сожмет пружину. При этом впускной клапан 10 закроется, перекрыв доступ сжатого воздуха в пневмоусилители. Таким образом, происходит автоматическое регулирование величины давления сжатого воздуха, подаваемого тормозным краном к пневмоусилителям, в зависимости от усилия нажатия на тормозную педаль. Такое регулирование называется «следящим действием» тормозного крана.

При растормаживании тормозной кран также регулирует выпуск воздуха из пневмоусилителей в атмосферу. При отпущенной педали рычаг 21 освобождает пружину 17 и диафрагма 15 с седлом 14 перемещаются в свое первоначальное положение. Впускной клапан 10 закрывается; открывшийся выпускной клапан 12 позволяет сжатому воздуху через отверстие в седле 14 и выпускное отверстие в корпусе 18 крана выйти из пневмоусилителей наружу (в атмосферу). Поршни главного цилиндра возвращаются в исходное положение. При этом тормозные механизмы колес растормаживаются.

Уравнитель тормозного привода(см.рис.) служит для выравнивания давления в обоих контурах при торможении, а также для сигнализации о неисправности гидравлического привода одного из конту­ров.

Уравнивание давления происходит за счет перемещения поршня 6 (см.рис.) в корпусе 2 уравнителя под действием разности давлений жидкости в контурах, которая возникает в гидроприводе из-за невозможности абсолютно точно отрегулировать равномерные зазоры между тормозными барабанами и колодками тормозных механизмов, между толкателями и поршнями главных цилиндров.

При нарушении герметичности одного из контуров происходит вытекание рабочей жидкости из контура с падением в нем давления. При этом поршень 6 перемещается в сторону поврежденного контура, замыкая через шарик 4 контакты включателя сигнальной лампы ТОРМОЗА на щитке приборов.

  Привод рабочей тормозной системы - student2.ru       Рис. Уравнитель гидравлического привода рабочей тормозной системы: 1—крышка корпуса; 2—корпус; 3—датчик аварийной сигнализации рабочей тормозной системы; 4—шарик; 5—уплотнительное кольцо; 6 — поршень; 7—пружина  

Работа тормозного привода.При нажатии на педаль 5 (см.рис.) толкатель 16 (см.рис.) через поршни 17 и толкатели 10 начинают перемещать поршни 8 обоих главных цилиндров.

Одновременно с перемещением тормозной педали через тягу 9 (см.рис.) и рычаг 21 (см.рис.) открывается впускной клапан 10 тормозного крана, обеспечивая поступление через боковое отверстие б воздуха из воздушного баллона 6 (см.рис.) в пневмоусилители, которые создают дополнительное усилие на поршни 8 (см.рис.). Этим достигается уменьшение усилия, которое необходимо прикладывать к педали для торможения машины. Таким образом, в главных цилиндрах создается необходимое давление рабочей жидкости, под действием которого поршни колесных цилиндров через толкатели раздвигают колодки тормозных механизмов, прижимая их к рабочим поверхностям тормозных барабанов.

При снятии нагрузки с тормозной педали тормозной кран выпускает воздух из пневмоусилителя; жидкость, вытесненная при торможении в магистраль, возвращается обратно в главный цилиндр, и тормозная система полностью растормаживается.

Наши рекомендации