Классического вариационного исчисления

2.1. Уравнения движения системы материальных точек

Основным вариационным принципом в механике является принцип стационарного действия Остроградского-Гамильтона (принцип наименьшего действия): среди возможных, т.е. совместимых со связями, движений системы материальных точек в действительности осуществляется движение, дающее стационарное значение (минимум) интегралу, называемому действием по Лагранжу

классического вариационного исчисления - student2.ru , (2.1)

где классического вариационного исчисления - student2.ru - кинетическая, а классического вариационного исчисления - student2.ru - потенциальная энергия системы, классического вариационного исчисления - student2.ru - функция Лагранжа.

Рассмотрим систему классического вариационного исчисления - student2.ru свободных материальных точек с массами классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , …, классического вариационного исчисления - student2.ru с координатами классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru . Кинетическая энергия системы равна

классического вариационного исчисления - student2.ru . (2.2)

Предположим, что система обладает потенциальной энергией, т.е. существует функция классического вариационного исчисления - student2.ru , определяющая компоненты сил следующим образом:

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

Если функционал (2.1) достигает экстремума (минимума), то справедливы уравнения Эйлера:

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (2.3)

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Учитывая, что классического вариационного исчисления - student2.ru , получим

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Из этих уравнений следуют уравнения движения системы классического вариационного исчисления - student2.ru материальных точек

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru . (2.4)

2.2. Закон сохранения энергии в консервативной системе

Для функционала

классического вариационного исчисления - student2.ru

сопряженные переменные (импульсы) и функция Гамильтона записываются следующим образом:

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (2.5)

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru

классического вариационного исчисления - student2.ru . (2.6)

классического вариационного исчисления - student2.ru - полная энергия системы. Если рассматриваемая система консервативна (т.е. классического вариационного исчисления - student2.ru явно не зависит от времени), то классического вариационного исчисления - student2.ru вдоль каждой экстремали. Это означает, что полная энергия консервативной системы постоянна (закон сохранения энергии).

2.3. Задача об оптимальном выведении спутника на орбиту

Рассмотрим задачу выведения спутника на околоземную орбиту с минимальными затратами топлива, т.е. задачу с функционалом

классического вариационного исчисления - student2.ru , (2.7)

где классического вариационного исчисления - student2.ru - секундный расход топлива, классического вариационного исчисления - student2.ru - тяга двигателей, классического вариационного исчисления - student2.ru - скорость истечения газов из сопла.

Введем допущения. Будем считать, что двигатели работают без выключений, а их тяга постоянна. В этом случае конечная масса ракеты равна

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

Параметры классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru имеют постоянные значения, следовательно, задача о минимальном расходе топлива эквивалентна задаче о минимальном времени выведения, и поэтому функционал (2.7) приводится к виду

классического вариационного исчисления - student2.ru . (2.8)

Также будем считать, что движение происходит в плоскопараллельном гравитационном поле (сила тяжести постоянна по величине и направлению) при отсутствии сопротивления атмосферы (рис. 2.1). Эти допущения приблизительно соответствуют физической картине движения верхних ступеней ракет-носителей на высотах, превышающих 60…70 км.

При этих допущениях уравнения движения имеют вид

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , ... (2.9)

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

Здесь классического вариационного исчисления - student2.ru - угол тангажа (угол между продольной осью ракеты и плоскостью местного горизонта).

Начальные условия интегрирования:

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 2.1. Траектория выведения спутника на орбиту

Имеем задачу на условный экстремум, поскольку кроме функционала есть четыре дифференциальные связи в форме уравнений движения при пяти переменных, описывающих состояние ( классического вариационного исчисления - student2.ru ).

Составим расширенный функционал

классического вариационного исчисления - student2.ru , (2.10)

где классического вариационного исчисления - student2.ru - постоянные множители, а классического вариационного исчисления - student2.ru - функции, задающие связи (7.9), и исследуем его на экстремум. Вспомогательная функция классического вариационного исчисления - student2.ru имеет вид

классического вариационного исчисления - student2.ru

классического вариационного исчисления - student2.ru . (2.11)

Запишем систему уравнений Эйлера

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru ,

где

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

В скалярном виде:

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (2.12)

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Отсюда

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (2.12)

где классического вариационного исчисления - student2.ru - закон управления углом тангажа, обеспечивающий экстремум классического вариационного исчисления - student2.ru .

Следовательно, угол тангажа должен изменяться по закону дробно-линейного тангенса. Оптимальная траектория выведения получается в результате интегрирования уравнений движения с полученным законом изменения тангажа.

Закон изменения угла тангажа содержит четыре константы, однако только три из них являются независимыми, т.к. выражения в числителе и знаменателе допускают деление на любую из постоянных, например, на классического вариационного исчисления - student2.ru , тогда

классического вариационного исчисления - student2.ru . (2.13)

С другой стороны, на правом конце траектории имеется четыре граничных условия:

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

Поэтому, строго говоря, управляя только углом тангажа, то есть ориентацией ракеты в пространстве, нельзя добиться необходимого значения конечной скорости. Поэтому в число подбираемых параметров приходится включать тягу классического вариационного исчисления - student2.ru , точнее, тяговооруженность верхней ступени ракеты классического вариационного исчисления - student2.ru .

Рассмотрим два частных случая. Получим закон изменения угла тангажа при выведении спутника ракетой-носителем. В этой задаче в конце траектории не фиксируется координата классического вариационного исчисления - student2.ru . Из общей формулы для вариации функционала в задаче со свободными концами для нашего случая имеем:

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Учитывая ранее полученные результаты, имеем

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Тогда классического вариационного исчисления - student2.ru и, следовательно,

классического вариационного исчисления - student2.ru . (2.14)

Это закон линейного тангенса, который используется в реальных системах управления ракет-носителей. Минимизация расхода топлива на выведение при заданной стартовой массе соответствует максимизации полезной нагрузки, выводимой на орбиту.

Получим закон управления движением баллистической ракеты. В этой задаче в целях упрощения закона управления считают незаданными классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru .

Тогда

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru . (2.15)

Это закон постоянного угла тангажа, используемый в системах управления баллистических ракет. Он обеспечивает достижение заданной конечной скорости при минимальном расходе топлива.

Значения скоростей и координат на оптимальной траектории определяется путем интегрирования уравнений движения (2.9), замкнутых оптимальными законами классического вариационного исчисления - student2.ru .

Практическое занятие № 3

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ

ПРИНЦИПА МАКСИМУМА

3.1. Задача синтеза оптимального управления при переориентации космического аппарата

Рассмотрим задачу одноосной переориентации КА (рис. 3.1).

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 3.1. Одноосная переориентация космического аппарата

Здесь OX1, OY1, OZ1 – связанные с корпусом КА оси координат; вращение происходит только вокруг оси OZ1. Уравнения вращательного движения относительно оси OZ1 имеют вид

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , (3.1)

где классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru - угол и угловая скорость поворота вокруг оси классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru - момент инерции КА относительно оси классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru - управляющий момент.

В качестве управления примем угловое ускорение: классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru . Тогда уравнения движения примут вид

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.2)

Сформулируем оптимизационную задачу. Для данной системы дифференциальных уравнений, описывающих движение КА относительно оси классического вариационного исчисления - student2.ru , найти закон управления угловым ускорением, обеспечивающий переориентацию КА из произвольных начальных условий классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru в заданное конечное положение классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru за минимальное время, то есть закон управления классического вариационного исчисления - student2.ru доставляющий минимум функционалу

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.3)

Применим алгоритм принципа максимума. Составим гамильтониан

классического вариационного исчисления - student2.ru (3.4)

и запишем уравнения для сопряженных переменных

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.5)

Интегрируя эти уравнения, получаем классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

Так как на управление наложено ограничение, то максимум гамильтониана обеспечивается при максимальном управляющем воздействии: классического вариационного исчисления - student2.ru при классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru при классического вариационного исчисления - student2.ru или

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.6)

Так как классического вариационного исчисления - student2.ru - линейная функция, закон управления будет иметь не больше одного переключения на отрезке классического вариационного исчисления - student2.ru , что полностью соответствует теореме А.А. Фельдбаума для сопряженной системы (3.5).

Исследуем процесс оптимальной переориентации, изобразив его на фазовой плоскости, т.е. в координатах классического вариационного исчисления - student2.ru . Проинтегрировав уравнения движения, получим

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru (3.7)

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

где классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru - произвольные постоянные. Управление классического вариационного исчисления - student2.ru может принимать только два значения: классического вариационного исчисления - student2.ru или классического вариационного исчисления - student2.ru .

Следовательно, оптимальная фазовая траектория – парабола, а движение по фазовой плоскости осуществляется снизу вверх при классического вариационного исчисления - student2.ru или сверху вниз при классического вариационного исчисления - student2.ru (рис. 3.2). В начало координат ведет только одна траектория, поэтому решение единственно. Эта траектория (линия АОВ) является линией переключения.

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 3.2. Движение по фазовой плоскости

Получим закон оптимального управления в форме синтеза, то есть зависимости классического вариационного исчисления - student2.ru . Имеем для точек, лежащих ниже линии переключения и на дуге ОВ, классического вариационного исчисления - student2.ru , для точек, лежащих выше линии переключения и на дуге ОА, классического вариационного исчисления - student2.ru , или

классического вариационного исчисления - student2.ru , если классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru ;

классического вариационного исчисления - student2.ru , если классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru .

Оптимальный закон управления в форме синтеза имеет вид

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.8)

3.2. Задача об оптимальном перелете КА с идеально регулируемым двигателем малой тяги

Рассмотрим движение космического аппарата (КА) на достаточном удалении от центров притяжения, таком, что влиянием гравитационных сил можно пренебречь. Такая модель иногда называется моделью «бессилового поля». КА оснащен так называемым идеально регулируемым двигателем малой тяги – электрореактивным двигателем (реактивная струя состоит их заряженных частиц – ионов и электронов, разгоняемых до больших скоростей электромагнитным полем) с глубоким регулированием величины тяги (реактивного ускорения). Критерием оптимальности для КА с подобными двигательными установками служит интеграл от квадрата реактивного ускорения:

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.9)

Будем считать, что полет КА при отсутствии сил тяготения осуществляется по прямолинейной траектории, соединяющей точки классического вариационного исчисления - student2.ru (начальную) и классического вариационного исчисления - student2.ru (конечную), как показано на рис. 3.3.

Кинематические параметры движения в момент классического вариационного исчисления - student2.ru (точка М): вектор положения классического вариационного исчисления - student2.ru и вектор скорости классического вариационного исчисления - student2.ru . Векторные уравнения движения (дифференциальные связи) имеют вид:

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.10)

или

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.11)

Граничные условия задачи

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 3.3. Траектория движения КА в бессиловом поле

Здесь классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru - заданные величины. Получаем задачу на условный экстремум. Переменные, подлежащие определению: классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

Запишем расширенный функционал

классического вариационного исчисления - student2.ru , (3.12)

где классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru - неизвестные функции. Составим систему уравнений Эйлера для переменных классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru :

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (3.13)

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Из этих уравнений находим

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (3.14)

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Оптимальный закон изменения реактивного ускорения имеет вид линейной зависимости от времени. Соответственно, величина ускорения может возрастать, убывать или оставаться постоянной. Это зависит от граничных условий задачи. Изменение классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru вдоль траектории получаем путем интегрирования:

классического вариационного исчисления - student2.ru (3.15)

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.16)

Векторные константы классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru определяются из граничных условий задачи.

3.3. Задача о минимуме времени разгона космического аппарата с малой тягой до параболической скорости

Пусть космический аппарат (КА) стартует с начальной круговой орбиты и совершает разгон в центральном поле тяготения под действием малой тяги классического вариационного исчисления - student2.ru постоянной величины: классического вариационного исчисления - student2.ru , где классического вариационного исчисления - student2.ru - скорость истечения, классического вариационного исчисления - student2.ru - секундный расход массы. Следовательно, секундный расход массы определяется по формуле: классического вариационного исчисления - student2.ru . С другой стороны, классического вариационного исчисления - student2.ru , где классического вариационного исчисления - student2.ru - начальной ускорение, а классического вариационного исчисления - student2.ru - начальная масса КА. Запишем выражение для текущего значения ускорения:

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.17)

Будем считать, что вектор тяги не выходит из плоскости орбиты. Тогда плоское движение КА может быть описано в полярных координатах классического вариационного исчисления - student2.ru , где классического вариационного исчисления - student2.ru - расстояние до центра притяжения, классического вариационного исчисления - student2.ru - центральный угол, отсчитываемый от некоторого постоянного направления (рис.3.4).

Если текущие значения расстояния, скорости и времени отнести соответственно к радиусу начальной орбиты, круговой скорости и времени прохождения одного радиана на этой орбите, то уравнения движения запишутся следующим образом:

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (3.18)

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Здесь классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru - радиальная и трансверсальная составляющие скорости, классического вариационного исчисления - student2.ru - угол между радиусом-вектором и вектором тяги. На рис. 3.4 обозначен также угол классического вариационного исчисления - student2.ru между векторами тяги и скорости.

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис.3.4. Полярные координаты

Сформулируем оптимизационную задачу. Для данной неавтономной системы дифференциальных уравнений, описывающих движение КА с малой тягой, найти закон управления углом классического вариационного исчисления - student2.ru , обеспечивающий минимальное время достижения параболической скорости, т.е. доставляющий минимум функционалу

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.19)

В конечный момент времени необходимо достигнуть параболической скорости; при этом удельная механическая энергия поступательного движения центра масс аппарата равна нулю. Запишем граничные условия:

классического вариационного исчисления - student2.ru : классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru : классического вариационного исчисления - student2.ru .

Последнее условие можно записать так: классического вариационного исчисления - student2.ru , где классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru - параметры траектории в точке набора параболической скорости, классического вариационного исчисления - student2.ru - не задано.

Будем решать задачу на основе принципа максимума Понтрягина. Введем сопряженную вектор-функцию классического вариационного исчисления - student2.ru и запишем выражение для гамильтониана:

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru (3.20)

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Неавтономность системы не вносит изменений в алгоритм решения задачи. В соответствии с принципом максимума необходимое условие оптимальности имеет вид

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.21)

Откуда

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru

или

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.22)

Определим знак второй производной

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Следовательно, при таком управлении гамильтониан действительно достигает максимума по управлению классического вариационного исчисления - student2.ru .

Сопряженная система уравнений имеет вид

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (3.23)

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Запишем условия трансверсальности, учитывая связь между параметрами в конце траектории:

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Из второго условия следует, что классического вариационного исчисления - student2.ru . Кроме того,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Откуда

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.24)

Таким образом, имеем два соотношения, которые связывают три сопряженные переменные в конце оптимальной траектории. Третье граничное условие имеет вид

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Полная система уравнений, замкнутая оптимальным законом управления, принимает вид

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru , (3.25)

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Для решения краевой задачи необходимо подобрать начальные значения классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru так, чтобы при классического вариационного исчисления - student2.ru удовлетворить трем условиям трансверсальности:

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Последнее условие используется для выхода из интегрирования.

Уравнения сопряженной системы уравнений можно пронормировать по одной из переменных, разделив каждый член, например, на классического вариационного исчисления - student2.ru . Тогда

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

Таким образом, для выполнения двух условий трансверсальности необходимо подобрать начальные значения двух сопряженных переменных, т.е. решить краевую задачу второго порядка. Выразим их через величины, имеющие простой физический смысл:

классического вариационного исчисления - student2.ru , но классического вариационного исчисления - student2.ru ,

поэтому

классического вариационного исчисления - student2.ru .

После преобразования можно получить

классического вариационного исчисления - student2.ru . (3.26)

Предположив, что в начале разгона угол классического вариационного исчисления - student2.ru близок к 90 классического вариационного исчисления - student2.ru , а скорость его изменения близка к 0, получим

классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru .

Из условий трансверсальности следует, что

классического вариационного исчисления - student2.ru , (3.27)

т.е. при классического вариационного исчисления - student2.ru тяга должна быть направлена по скорости.

Решив краевую задачу, получим оптимальный закон управления направлением вектора тяги. На рис. 3.5 показан вид оптимального управления углом классического вариационного исчисления - student2.ru между тягой и вектором скорости.

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 3.5. Оптимальное управление углом классического вариационного исчисления - student2.ru

При разгоне КА с малой тягой вектор тяги колеблется относительно вектора скорости с периодом, равным времени обращения по орбите, совпадая с ним в конечный момент при классического вариационного исчисления - student2.ru .

Практическое занятие № 4

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ

ДИНАМИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

4.1. Выбор оптимальной траектории набора высоты скоростного самолета-перехватчика

Самолет, находящийся в точке А, имеющий скорость классического вариационного исчисления - student2.ru и высоту классического вариационного исчисления - student2.ru , должен подняться на заданную высоту классического вариационного исчисления - student2.ru и достигнуть значения скорости классического вариационного исчисления - student2.ru . Пусть известен расход топлива, необходимый для подъема с некоторой высоты классического вариационного исчисления - student2.ru на высоту классического вариационного исчисления - student2.ru ( классического вариационного исчисления - student2.ru , принимается достаточно малой) при постоянной скорости классического вариационного исчисления - student2.ru , а также расход топлива, необходимый для разгона со скорости классического вариационного исчисления - student2.ru до скорости классического вариационного исчисления - student2.ru ( классического вариационного исчисления - student2.ru также достаточно мала) при постоянной высоте классического вариационного исчисления - student2.ru . Это позволяет построить сетку локальных расходов топлива на плоскости параметров классического вариационного исчисления - student2.ru (рис. 4.1). На этой сетке по горизонтали и вертикали отложены расходы топлива в некоторых условных единицах.

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 4.1. Сетка локальных расходов скорости

Необходимо найти оптимальную траекторию в координатах классического вариационного исчисления - student2.ru , при которой суммарный расход топлива на перемещение из точки А в точку В будет минимальным. Ограничением в данной задаче является условие движения по сетке только вверх и вправо.

Будем решать задачу методом динамического программирования. Согласно принципу оптимальности, попав в промежуточную точку С в результате стратегии управления классического вариационного исчисления - student2.ru , для оптимального перемещения в точку В надо использовать стратегию управления классического вариационного исчисления - student2.ru , оптимальную относительно промежуточного состояния в точке С.

Введем критерий оптимальности

классического вариационного исчисления - student2.ru , (4.1)

где классического вариационного исчисления - student2.ru - локальный расход топлива, затрачиваемый на перемещение между соседними узлами сетки, i - номер шага. Общее число шагов может быть произвольным, оно зависит от шага разбиения.

Запишем

классического вариационного исчисления - student2.ru .

Функция будущих потерь

классического вариационного исчисления - student2.ru (4.2)

представляет собой минимальное значение критерия на оставшемся участке, представленное в виде зависимости от координат промежуточной точки С.

Основное рекуррентное соотношение записывается так:

классического вариационного исчисления - student2.ru

классического вариационного исчисления - student2.ru

классического вариационного исчисления - student2.ru . (4.3)

На основании соотношения (4.3) будем решать задачу последовательно, двигаясь от точки В к точке А. Обозначим узлы сетки строчными буквами с индексами. На первом шаге процесса возможны только два варианта попадания в точку В из соседних точек классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru . Сравнить эти варианты невозможно, так как координаты точек классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru разные. На втором шаге, когда переход в точку В включает две ячейки сетки, возможны уже четыре маршрута (их начальные точки обозначены классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru , причем точка классического вариационного исчисления - student2.ru является общей для двух возможных маршрутов). Именно эти два маршрута сравниваются по суммарным затратам топлива, и остается только один, где расход минимален. Другие начальные точки классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru пока остаются в числе возможных точек маршрута. Затем процедура повторяется, на каждом шаге происходит сравнение маршрутов, имеющих одинаковые начальную и конечную точки, и отбрасывание неоптимальных вариантов.

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 4.2. Процесс решения задачи

Процесс решения задачи удобно отобразить в виде расходящегося «веника» (рис. 4.2), на каждом узле которого, начиная со второго, идет исключение неоптимальных маршрутов (выделяются черными квадратами). Постепенно «веник» начинает сужаться, пока не сходится к начальной точке А (результат обведен жирной рамкой).

Оптимальная траектория, полученная на основе такого алгоритма, показана на рис. 7.7. Очевидно, уменьшая шаг разбиения по классического вариационного исчисления - student2.ru и классического вариационного исчисления - student2.ru , можно приблизиться к непрерывному процессу.

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 4.3. Исходные данные для оптимизации траектории

На рис. 4.3 приведены исходные данные для оптимизации траектории набора высоты самолета-перехватчика. Здесь на плоскости параметров классического вариационного исчисления - student2.ru ( классического вариационного исчисления - student2.ru - число Маха, равное отношению скорости полета к скорости звука на данной высоте) нанесены изолинии тангенциальной перегрузки классического вариационного исчисления - student2.ru , где классического вариационного исчисления - student2.ru - тяга двигателя на форсажном режиме, классического вариационного исчисления - student2.ru - сила лобового сопротивления, классического вариационного исчисления - student2.ru - масса самолета, классического вариационного исчисления - student2.ru - ускорение силы тяжести.

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 4.4. Результаты пересчета изолиний тангенциальной перегрузки и оптимальные траектории перехватчика

Здесь же нанесены линии ограничений на допустимые режимы полета: по максимально допустимому коэффициенту подъемной силы классического вариационного исчисления - student2.ru , по предельно допустимому числу Маха классического вариационного исчисления - student2.ru , по предельно допустимому скоростному напору классического вариационного исчисления - student2.ru .

В качестве критерия оптимальности выберем теперь время перемещения самолета из начальной точки А в конечную В. Локальные затраты времени подсчитываются следующим образом:

классического вариационного исчисления - student2.ru , (4.4)

классического вариационного исчисления - student2.ru . (4.5)

Результаты пересчета изолиний тангенциальной перегрузки в классического вариационного исчисления - student2.ru , классического вариационного исчисления - student2.ru показаны на рис. 4.4. Там же показан оптимальный режим полета.

Результаты оптимизации дали классическую траекторию набора высоты самолетом-перехватчиком: резкий набор высоты на дозвуковой скорости, переход через скорость звука ( классического вариационного исчисления - student2.ru ) на некоторой постоянной высоте, затем – резкий набор высоты на сверхзвуковых скоростях с выходом на предельно допустимые числа Маха.

4.2. Задача аналитического конструирования автопилота, управляющего продольным движением крылатой ракеты

Рассмотрим возмущенное движение крылатой ракеты, летящей на постоянной высоте. Изолированное движение по углу тангажа классического вариационного исчисления - student2.ru описывается следующей системой линеаризованных дифференциальных уравнений (рис. 4.5)

классического вариационного исчисления - student2.ru ,

классического вариационного исчисления - student2.ru . (4.6)

классического вариационного исчисления - student2.ru

Рис. 4.5. Система сил, действующая

Наши рекомендации