Технологические и психологические аспекты групповых форм управленческой практики.
Одной из управленческих компетенций явл. умение руководителя грамотно организовывать и эффективно проводить различные формы групповой работы совещания, собрания, планерки. Эта компетенция относится к коммуникативной области его проф. деятельности. Обычно к правилам и нормам, которые позволяют повысить результативность совещания, относят: создание и поддержание атмосферы сотрудничества, совместный поиск общего решения, а не конфронтация (борьба мнений). Отсутствие страха быть высмеянным за «глупые или сумасбродные» мысли или быть наказанным за ошибки; правило «одного микрофона» или «один в эфире». При обсуждении важного вопроса участники совещания порой стараются говорить одновременно, на высоком эмоциональном подъеме. не слушая и перебивая друг друга, пытаясь перекричать своего коллегу, что негативно сказывается на качестве работы группы. Поэтому ситуация, когда один говорит, а остальные слушают, работает как на повышение конструктивности процесса. так и на понимание мыслей, мнений, идей своих коллег; правило краткости и лаконичности. Любую мысль можно сформулировать четко, но существу, и участники должны к этому стремиться; «критикуя, предлагай». На совещании поощряется разговор о слабых сторонах и недостатках в своей работе и работе своих коллег. Конструктивная критика приветствуется, так как она направлена на плодотворное решение текущих задач и возникающих вопросов. При этом, подвергая критике предложения кого-либо из участников совещания, критикующий должен предложить свой вариант. Ведущему необходимо стремиться уравновесить разные позиции. Если происходит «перекос». он акцентирует внимание участников на этом и предлагает дополнить сказанное недостающими аргументами, с ржи кается принципа, что все позиции равны, и каждый , пик имеет право на собственную точку зрения; стремление к многовариантности решения рассматриваемого вопроса. Нередко процесс поиска решения заканчивается на первом приемлемом варианте. Чтобы не допустить этого, ведущему следует показать участникам весь спектр альтернатив (возможных вариантов), даже если один из них кажется предпочтительным. При обзоре этого спектра возможно и объединение вариантов. Процесс поиска решения осложняется в случае ухода участников совещания от обсуждаемого вопроса в смежные и отдаленные области, а также в зависимости от разной степени активности и конструктивности участников совещания (попыток «солировать» одних и «выпадение» из процесса других). Ведущему следует обеспечивать и поддерживать включенность участников, активизировать пассивных, персонально обращаясь к ним: «А что вы думаете по этому поводу?» К правилам и нормам, которые позволяют повысить результативность совещания, относят:создание и поддержание атмо-феры сотрудничества, совместный поиск общего решения, а не конфронтация (борьба мнений). Отсутствие страха быть высмеянным за «глупые или сумасбродные» мысли или быть наказанным за ошибки;правило «одного микрофона» или «один в эфире», правило краткости и лаконичности, «критикуя, предлагай, стремление к многовариантности решения рассматриваемого вопроса. Важным фактором эффективности работы на совещании явл. конструктивная творческая атмосфера: ясная, прозрачная, открытая коммуникация участников; позитивное отношение и эмоциональная поддержка любых идеи и предложений; использование методов активизации творческого мышления.Наиболее приемлемый стиль ведения совещания - партнерский- демократический. Этапы совещания: 1. Подготовительный-определение того, кем явл. друг другу участники совещания - это команда единомышленников, направленная на решение конкретною вопроса, или конкуренты, отстаивающие свои интересы?- Сбор необходимого информационного ресурса для после-дующего его использования на совещании. 2. Этап установления кон-такта, первичное позиционирование участников -приветствие, пер-вичное распределение ролей и психологических позиций- Определение повестки дня встречи: первичная формулировка проблем, задач и желаемых продуктов совещания. Формирование ожиданий: зачем мы здесь? чего мы ждем друг от друга?. 3. Этап видения ситуации, проблематизация -Ведущий предлагает инициативу участникам для свободного обсуждения проблемных вопросов и интересов - Анализ ситуации, обсуждение проблем и интересов участников. Согласование списка проб-лем по которым будут приняты решения, при необходимости - корректировка повестки дня. 4. Этап пере-вода проблем в задач -Обеспечение взаимодействия участников, обсуждение вопросов и генерации идей- Внесение предложений по решению проблем и их обсуждение. Принятие решения о «форме продукта» совещания. 5. Этап принятия решения, распределение ответственности -Ведущий выбирает процедуру при-нятия решений и обеспечивает соответствующее ей ролевое распределение участников - Процедуры принятия решений. 6. Завершение взаимодействия, выход из контакта -