Технологические и психологические аспекты групповых форм управленческой практики.

Одной из управленческих компетенций явл. умение ру­ководителя грамотно организовывать и эффективно проводить различные формы групповой работы совещания, собрания, планерки. Эта компетенция относится к коммуникативной об­ласти его проф. деятельности. Обычно к правилам и нормам, которые позволяют повысить результативность совещания, относят: создание и поддержание атмосферы сотрудничества, совместный поиск общего решения, а не конфронтация (борьба мнений). Отсутствие страха быть высмеянным за «глупые или сумасбродные» мысли или быть наказанным за ошибки; правило «одного микрофона» или «один в эфире». При обсуждении важного вопроса участники совещания порой стараются говорить одновременно, на высоком эмоциональном подъеме. не слушая и перебивая друг друга, пытаясь перекричать своего коллегу, что негативно сказывается на качестве работы группы. Поэтому ситуация, когда один говорит, а остальные слушают, работает как на повышение конструктивности процесса. так и на понимание мыслей, мнений, идей своих коллег; правило краткости и лаконичности. Любую мысль можно сформулировать четко, но существу, и участники должны к этому стремиться; «критикуя, предлагай». На совещании поощряется разговор о слабых сторонах и недостатках в своей работе и работе своих коллег. Конструктивная критика приветствуется, так как она направлена на плодотворное решение текущих задач и возникающих вопросов. При этом, подвергая критике предложения кого-либо из участников совещания, критикующий должен предложить свой вариант. Ведущему необходимо стремиться уравновесить разные позиции. Если происходит «перекос». он акцентирует внимание участников на этом и предлагает дополнить сказанное недостающими аргументами, с ржи кается принципа, что все позиции равны, и каждый , пик имеет право на собственную точку зрения; стремление к многовариантности решения рассматриваемого вопроса. Нередко процесс поиска решения заканчивается на первом приемлемом варианте. Чтобы не допустить этого, ведущему следует показать участникам весь спектр альтернатив (возможных вариантов), даже если один из них кажется предпочтительным. При обзоре этого спектра возможно и объединение вариантов. Процесс поиска решения осложняется в случае ухода участников совещания от обсуждаемого вопроса в смежные и отдаленные области, а также в зависимости от разной степени активности и конструктивности участников совещания (попыток «солировать» одних и «выпадение» из процесса других). Ведущему следует обеспечивать и поддерживать включенность участников, активизировать пассивных, персонально обращаясь к ним: «А что вы думаете по этому поводу?» К правилам и нормам, которые позволяют повы­сить результативность совещания, относят:создание и поддержание атмо-феры сотрудничества, со­вместный поиск общего решения, а не конфронтация (борьба мнений). Отсутствие страха быть высмеянным за «глупые или сумасбродные» мысли или быть наказанным за ошибки;правило «одного микрофона» или «один в эфире», правило краткости и лаконичности, «критикуя, предлагай, стремление к многовариантности решения рассматривае­мого вопроса. Важным фактором эффективности работы на совещании яв­л. конструктивная творческая атмосфера: ясная, прозрачная, открытая коммуникация участников; позитивное отношение и эмоциональная поддержка лю­бых идеи и предложений; использование методов активизации творческого мышления.Наиболее приемлемый стиль ведения совещания - парт­нерский- демократический. Этапы совещания: 1. Подготовительный-определение того, кем явл. друг другу участники совещания - это команда единомышленников, направленная на решение конкретною вопроса, или конкуренты, отстаиваю­щие свои интересы?- Сбор необходимого информационного ресурса для после-дующего его использования на сове­щании. 2. Этап установ­ления кон-такта, первичное пози­ционирование участников -приветствие, пер-вичное распределение ролей и психологических позиций- Определение повестки дня встречи: первичная формулировка проблем, задач и желаемых про­дуктов совещания. Формирование ожиданий: зачем мы здесь? чего мы ждем друг от друга?. 3. Этап видения ситуации, проблематизация -Ведущий предлагает инициа­тиву участникам для сво­бодного обсуждения про­блемных вопросов и инте­ресов - Анализ ситуации, об­суждение проблем и ин­тересов участников. Со­гласование списка проб-лем по которым будут приняты решения, при необходимости - коррек­тировка повестки дня. 4. Этап пере-вода проблем в задач -Обеспечение взаимодей­ствия участников, обсужде­ние вопросов и генерации идей- Внесение предложений по решению проблем и их обсуждение. Приня­тие решения о «форме продукта» совещания. 5. Этап принятия решения, распре­деление ответ­ственности -Ведущий выбирает проце­дуру при-нятия решений и обеспечивает соответству­ющее ей ролевое распреде­ление участников - Процедуры принятия ре­шений. 6. Завершение вза­имодействия, выход из контакта -





Наши рекомендации