Управление тиристорными группами и режимы работы преобразователей 28
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Теория автоматического управления"
Тема: "Электропривод двигателя постоянного тока"
Вариант задания № 9
Выполнил: студент гр. ЭП-31
Руководитель проекта: Рычков В.В.
.
Киров 2009
Содержание
Реферат............................................................................................................................... 3
Введение............................................................................................................................. 4
Задание............................................................................................................................... 5
ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ................................................................................. 6
1 РАСЧЁТ СИЛОВОЙ ЧАСТИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ................................................. 8
1.1 Расчет мощности............................................................................................. 8
1.2 Выбор силового трансформатора.......................................................... 9
1.3 Выбор тиристоров.......................................................................................... 10
1.4 Выбор уравнительного реактора........................................................... 11
1.5 Расчет индуктивности сглаживающего дросселя...................... 12
2 СИСТЕМА ИМПУЛЬСНО-ФАЗОВОГО УПРАВЛЕНИЯ........................................... 14
2.1 Регулятор скорости...................................................................................... 14
2.2 Система импульсно-фазового управления.................................... 15
2.3 Защита СИФУ от помех............................................................................. 20
3 Расчет характеристик тиристорного преобразователя............... 21
3.1 Построение регулировочной характеристики .......... 21
3.2 Построение фазовой характеристики СИФУ.................................. 23
3.3 Построение регулировочной характеристики ........ 24
3.4 Максимальный угол регулирования.................................................. 25
3.5 Внешняя характеристика ТП ……………………………….26
Управление тиристорными группами и режимы работы преобразователей 28
4.1 Построение ограничительных характеристик............................... 28
4.2 Построение графиков выпрямленной ЭДС ТП............................... 28
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ 29
5.1 Расчёт энергетических показателей................................................... 29
6 ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ТП-Д.................... 34
7 ЗАЩИТа ВЕНТИЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ.................................................. 35
Характеристика разработанного тиристорного преобразователя 40
ЗАКлючение по работе............................................................................................. 41
Библиографический список................................................................................. 42
Реферат
Зворыгин П.В. Расчеты электроприводов постоянного тока: Вариант 10 Курсовой проект/ ВятГУ, каф. ЭП и АПУ; рук. В.И.Лалетин - Киров, 2010. Гр.ч. 1 л. Ф. А1, ПЗ 46 с, 24 рис., 10 табл., 8 источников.
ЭЛЕКТРОПРИВОД, ТИРИСТОР, ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, СИЛОВОЙ ТРАНСФОРМАТОР, СОВМЕСТНОЕ СОГЛАСОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ, УРАВНИТЕЛЬНЫЙ РЕАКТОР, СГЛАЖИВАЮЩИЙ ДРОССЕЛЬ, СИСТЕМА ИМПУЛЬСНОГО ФАЗОВОГО УПРАВЛЕНИЯ, ВРЕМЕННАЯ ДИАГРАММА, ЗАЩИТНЫЕ УСТРОЙСТВА.
В курсовом проекте рассмотрен и исследован технический объект ТП-ДПТ, рассчитан и выбран ряд основных узлов силовой схемы тиристорного преобразователя с трехфазной трехпульсной нулевой схемой выпрямления, предназначенного для работы на якорь электродвигателя постоянного тока: силовой трансформатор, сглаживающий дроссель, уравнительные реакторы, тиристоры. Осуществлен выбор системы импульсно-фазового управления (СИФУ), описан принцип ее работы. Рассчитаны основные характеристики и параметры преобразователя, проанализированы аварийные режимы и на основе их расчета выбраны устройства защиты. В проекте приводится расчет и анализ энергетических показателей проектируемого преобразователя.
Введение
Тиристорные преобразователи (ТП) служат для преобразования переменного напряжения (тока) в постоянное (режим выпрямления), постоянного напряжения (тока) в переменное (режим инвертирования). Для питания двигателей постоянного тока используются неуправляемые и управляемые вентильные преобразователи. В неуправляемом в качестве вентилей применяются диоды. Выходное напряжение преобразователя не регулируется. Электроэнергия в таком преобразователе всегда потребляется из сети переменного тока и отдается в цепь постоянного тока.
Управляемый преобразователь собирается на тиристорах. Здесь возможно изменение напряжения преобразователя на стороне постоянного тока по значения и по знаку за счет соответствующего управления тиристорами. В управляемом преобразователе поток энергии может быть направлен как из сети переменного тока в цепь постоянного тока, так и наоборот.
Вентильные преобразователи выполняются с разными силовыми схемами включения вентилей (схемами выпрямления). Чаще всего используются нулевые и мостовые схемы.
Рассмотренная в данном курсовом проекте схема относится к реверсивным, двухкомплектным, встречно-параллельным, простым, нулевым преобразователям. К особенностям схемы относится Z – соединение вторичной обмотки трансформатора (зигзаг), совместное управление тиристорными группами.
Силовой трансформатор включен по схеме «треугольник - зигзаг»,что позволяет исключить поток вынужденного намагничивания и дает экономию в сечении магнитопровода.
Тиристорный преобразователь конструктивно выполнен на единой раме, требующей двустороннего обслуживания.
Элетропривода типа «Мезоматик» выполняются в одно-, двух- и трехосевом исполнении и предназначены для приводов металлорежущих станков с ЧПУ.
Задание
Пояснительная записка включает в себя следующие основные разелы:
Содержание.
Реферат.
Введение.
Технические данные нагрузки. Исходные данные проекта.
1 Проектирование силовой схемы тиристорного преобразователя.
1.1 Расчет мощности и выбор силового трансформатора.
1.2 Расчет и выбор тиристоров.
1.3 Расчет и выбор уравнительного реактора.
1.4 Расчет и выбор сглаживающего дросселя.
2 Выбор и построение СИФУ.
2.1 Описание структурной и электрической принципиальной схемы СИФУ
2.2 Описание схемы электронных защит.
2.3 Расчет и построение характеристик СИФУ.
3 Расчет и построение силовой части ТП.
4 Разработка системы защиты преобразователя.
5 Расчет энергетических характеристик и показателей ТП.
Заключение. Сравнительная оценка разработанного ТП и промышленного аналога.
Библиографический список.
Основные исходные данные
Встречно-параллельная, простая, нулевая, трехпульсная схема реверсивного тиристорного преобразователя с совместным способом управления его тиристорными группами (ТГ) и двухобмоточным трансформатором.
Основные параметры электродвигателя ПБВ 112 М, на который работает тиристорный преобразователь:
номинальный момент;
номинальная частота вращения;
номинальная мощность;
номинальное напряжение на якоре;
номинальный ток якоря;
максимальный момент при пуске;
максимальная частота вращения в продолжительном режиме;
сопротивление обмотки якоря при ;
индуктивность обмотки якоря;
масса электродвигателя с тахогенератором.
Рисунок 1.1 – Схема тиристорного преобразователя
Расчет мощности
Расчет начинаем с определения требуемого значения вторичной ЭДС трансформатора из соотношения
где - требуемое значение вторичной ЭДС трансформатора;
- ЭДС на выходе ТП при номинальном режиме работы и непрерывном токе;
m=3 – число эквивалентных фаз выпрямления схемы ТП.
где ЕН- номинальное значение ЭДС двигателя,
здесь - номинальное напряжение на якоре электродвигателя;
- номинальный ток электродвигателя;
- активное сопротивление двигателя,
где К=1,32, в зависимости от габаритов МПТ; тогда
;
- суммарное активное сопротивление цепи выпрямленного тока (включает в себя сопротивление фазы силового трансформатора RФ, реакторов RP, полное сопротивление якорной цепи МПТ RЯЦ, т.е. с учетом сопротивления сглаживающего дросселя, динамическое сопротивление RT для k-активных тиристоров в схеме ТП).
На предварительном этапе проектирования величина ;
-минимальный угол регулирования, соответствующий номинальному режиму работы ЭП. Выбор зависит от предъявляемых требований к приводу в отношении быстродействия. Примем =2 ;
- падение напряжения на тиристоре, на предварительном этапе расчета примем
- расчетные коэффициенты, зависящие от схемы выпрямления;
kL- коэффициент, учитывающий соотношение мощности системы ТП-Д и питающей сети. Примем kL =1,3;
- напряжение короткого замыкания, потери в меди трансформатора.
s New Roman"/><wx:font wx:val="Cambria Math"/><w:i/><w:sz w:val="24"/><w:sz-cs w:val="22"/><w:lang w:fareast="EN-US"/></w:rPr><m:t>C%</m:t></m:r></m:sub></m:sSub></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> - возможные колебания напряжения сети.
Для маломощных приводов принимают: .
Подставляем найденные параметры в формулы (1.2) и (1.1):
s w:val="22"/><w:lang w:fareast="EN-US"/></w:rPr><m:t>.</m:t></m:r></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>">
Действующее значение фазного тока вторичной обмотки
где - коэффициент связи данной схемы выпрямления;
Действующее значение фазного тока первичной обмотки
где -коэффициент связи данной схемы выпрямления;
-коэффициент трансформации;
где - коэффициент мощности, зависящий от схемы выпрямления и числа первичных и вторичных обмоток трансформатора.
Выбор трансформатора
Трансформатор с мощностью = выбрать затруднительно, поэтому дальнейший расчет ведем с использованием расчетных параметров трансформатора.
Полное сопротивление фазы трансформатора, приведенное к вторичной обмотке
Активное сопротивление фазы трансформатора
где - коэффициент, зависящий от мощности трансформатора;
Индуктивное сопротивление питающей фазы трансформатора
ng w:fareast="EN-US"/></w:rPr><m:t>1.13</m:t></m:r></m:e></m:d></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>">
Индуктивность фазы трансформатора
Выбор тиристоров
Выбор тиристора по напряжению и определение его класса осуществляется на основании следующей расчетной формулы:
где - число последовательно соединенных и одновременно находящихся в работе тиристоров в схеме ТП;
- коэффициент равномерности деления напряжения по последовательно соединенным тиристорам;
- коэффициент нагрузки.
Класс тиристора соответствует отношению
Выбор тиристора по току производиться на основании величины максимального среднего значения тока, проходящего через прибор
>
где - коэффициент перегрузки по току двигателя.
На основании определенных параметров выбираем из справочника наименование тиристоров.
Тиристор Т131-40-3
Параметры:
пороговое напряжение не более: 1,05 В
максимально допустимый средний ток в открытом состоянии: 40 А;
критическая скорость нарастания тока в открытом состоянии: 100 А/мкс;
минимально допустимый прямой импульсный ток управления: 0,54 А;
максимально допустимый прямой импульсный ток управления: 2,1 А.
Регулятор скорости
Регулятор скорости выполнен в виде ПИ – регулятора и реализован на операционном усилителе (рис. 2.1).
Регулятор имеет четыре входа:
UГ1 – вход подключения задающего сигнала;
UТГ1 – вход подключения сигнала обратной связи по скорости;
UН1, UН2 – входы для суммирования при необходимости дополнительных задающих воздействий.
Рисунок 2.1 – Регулятор скорости
Транзисторы Т1 и Т2 работают в диодном режиме и предназначены для ограничения максимального выходного напряжения РС. Величина ограничения определяется сопротивлениями R16, R17 и R18, R19 в соответствии с полярностью выходного напряжения. Для балансировки регулятора служит потенциометр R8.
Реле В2 предназначено для создания нулевых начальных условий интегрирования.
Операционный усилитель Х3 выполняет роль инвертора с коэффициентом передачи равным единице.
Выходные напряжения Х1 и Х3 являются управляющими для СИФУ анодной и катодной групп преобразователя.
Защита СИФУ от помех
В тиристорных преобразователях СИФУ работает в условиях высокого уровня электромагнитных помех. Особенно важно это учитывать при использовании интегральных микросхем с низкими мощностями входных сигналов.
Для защиты СИФУ от помех проводятся схемные мероприятия, экранирование, а также конструктивные мероприятия.
К схемным мероприятиям относятся выбор структуры СИФУ. Наиболее целесообразной является структура с общим нулём. Все источники питания при этом имеют общую точку (нуль), проходящюю через все блоки СИФУ. Преимущество такой структуры заключается в уменьшении связей через ёмкость между обмотками трансформаторов источников питания.
Кроме фильтров на выходе источников питания целесообразно предусматривать фильтры цепей питания в каждом блоке.
Для снижения помех в проводах СИФУ необходимо соблюдать следующие правила:
1) каждый импульсный контур должен иметь индивидуальные цепи. Использование общего провода для разных контуров не допускается, так как падение напряжения в нём создаёт мешающее влияние контуров;
2) каждый канал СИФУ должен питаться через собственные пары скрученных проводов;
3) питание устройств от общего блока должно осуществляться только по радиальной схеме, а не по кольцевой;
4) необходимо осуществлять электростатическую экранировку трансформаторов путём прокладывания между первичной и вторичной обмотками слоя тонкой фольги, охватывающей без замыкания внутреннюю обмотку. Экран металлически соединяется с общим нулём, который заземляется с корпусом в специально выбранной единственной точке с помощью перемычки.
К конструктивным мероприятиям относится правильная прокладка проводов с соблюдением следующих правил:
1) цепи управления с большим сопротивлением должны быть удалены от силовых проводов;
2) пересечение цепей управления с силовыми должно выполняться под прямым углом и на максимальном расстоянии;
3) силовые провода нужно вести попарно (прямой и обратный), чтобы исключить образование пространственных витков, создающих магнитное поле;
4) на штепсельных разъёмах необходимо обеспечивать наибольшее удаление цепей управления от проводов с мощными сигналами;
5) следует применять отдельные провода для соединения силовых и управляющих цепей с общим источником питания.
Заключение по работе
В данной курсовой работе был широко рассмотрен ряд основных вопросов по силовой схеме тиристорного преобразователя, предназначенного для работы на якорь электродвигателя. В результате был спроектирован реверсивный тиристорный преобразователь для питания якоря двигателя постоянного тока с независимым возбуждением.
Библиографический список
1. Чернов Е.А. и др. Электроприводы подач станков с ЧПУ: справочное пособие. – Горький, 1986. - 271 с.: ил.
2. Чиженко И.М. Справочник по преобразовательной технике под редакцией Чиженко И.М. – Киев: Техника, 1978. - 430 с.
3. Замятин В.Я., Кондратьев Б.В., Петухов В.М. Справочник. Мощные полупроводниковые приборы. Тиристоры. Москва: Радио и связь, 1988. – 576 с.
4. Лалетин В.И. Проектирование тиристорных преобразователей для электроприводов постоянного тока: Учебное пособие для вузов. Киров: Изд-во ВятГУ, 2006. – 128 с.
5. Чиженко И.М., Сенько В.И., Руденко В.С. Основы преобразовательной техники. – Москва: Высшая школа, 1980. - 423 с.
6. http://www.kipia-elektro.ru/c.php?id=1081.
7. http://erk.su/catalog/grey/14716/.
8. http://electromirbel.ru/vybor_avtomaticheskogo_v
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Теория автоматического управления"
Тема: "Электропривод двигателя постоянного тока"
Вариант задания № 9
Выполнил: студент гр. ЭП-31
Руководитель проекта: Рычков В.В.
.
Киров 2009
Содержание
Реферат............................................................................................................................... 3
Введение............................................................................................................................. 4
Задание............................................................................................................................... 5
ОСНОВНЫЕ ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ................................................................................. 6
1 РАСЧЁТ СИЛОВОЙ ЧАСТИ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ................................................. 8
1.1 Расчет мощности............................................................................................. 8
1.2 Выбор силового трансформатора.......................................................... 9
1.3 Выбор тиристоров.......................................................................................... 10
1.4 Выбор уравнительного реактора........................................................... 11
1.5 Расчет индуктивности сглаживающего дросселя...................... 12
2 СИСТЕМА ИМПУЛЬСНО-ФАЗОВОГО УПРАВЛЕНИЯ........................................... 14
2.1 Регулятор скорости...................................................................................... 14
2.2 Система импульсно-фазового управления.................................... 15
2.3 Защита СИФУ от помех............................................................................. 20
3 Расчет характеристик тиристорного преобразователя............... 21
3.1 Построение регулировочной характеристики .......... 21
3.2 Построение фазовой характеристики СИФУ.................................. 23
3.3 Построение регулировочной характеристики ........ 24
3.4 Максимальный угол регулирования.................................................. 25
3.5 Внешняя характеристика ТП ……………………………….26
Управление тиристорными группами и режимы работы преобразователей 28
4.1 Построение ограничительных характеристик............................... 28
4.2 Построение графиков выпрямленной ЭДС ТП............................... 28