Значение идеи целостности в практической деятельности человека

Знание и учет закономерностей и свойств целостных объектов и их восприятия играют огромную роль в обеспечении эффективности и повышении качества результатов различных видов деятельности. Эти закономерности необходимо учитывать при организации объектов и условий восприятия, в процессах обучения и познания (отображения I), при планировании деятельности, при проектировании и оценке объектов, воспринимаемых человеком (отображения II). Любое нарушение законов организации целостных объектов или плохой учет закономерностей их восприятия неизбежно снижают качество деятельности и ее результатов. Рассмотрим некоторые примеры.

Объекты непосредственного восприятия (пульты управления, экспозиции, интерьеры и т. д.) должны быть организованы с учетом закономерностей восприятия. Прежде всего, должна быть определена функция объекта (по отношению к воспринимающему субъекту) и эта функция согласована с общим планом, макроструктурой объекта и задачами деятельности. Для обеспечения оптимальности представления реальных объектов необходимо учитывать их ближайшее окружение (среду и фон), условия восприятия (освещенность, наличие помех и т.д.), общие свойства восприятия целостных объектов и индивидуальные особенности контингента воспринимающих. При этом в первую очередь должен быть реализован основной принцип синтеза целого: основное значение имеет правильность решения в макроструктуре, в большом, в целом. Ошибки в микроструктуре, в малом, в частях, в деталях значительно менее существенны.

Объект восприятия должен быть согласован с информационными, пространственными и временными пределами восприятия (гл. IV). Нарушения этих условий встречаются довольно часто (экспозиции выставок превосходят возможности разового восприятия, объем информации, требуемой на экзамене, превосходит возможности долговременной памяти и т. д.). Далее, должны быть правильно соотнесены пространственно-временные и информационно-энергетические (содержательно-эмоциональные) характеристики объекта восприятия. Важнейшее значение имеет правильная структура объекта восприятия с четким разграничением и ограничением частей и уровней в случае иерархической структуры. Число частей на уровне лежит в пределах миллеровского числа 7 ± 2, число уровней иерархии не выше 3-х максимум — 4-х. Так, Н. Н. Волков считает, что для экскурсии в картинную галерею оптимальной является продолжительность около часа с осмотром 8—10 картин с паузами. Изобилие и измельчение деталей, недостаточность единства в многообразии, несоблюдение принципов гармоничности разрушает целостность объекта восприятия.

Много вопросов целостного представления информации связано с проблемами обучения. Вот некоторые из них: представление материала обучения в целостной форме; организация процесса передачи информации; представление результата обучения — совокупности знании, умений и навыков как целостной системы; представление сложных умений и навыков как целостного образования; решение вопроса об обучении целостному восприятию. Рассмотрим вначале этот последний вопрос.

Индивидуальные различия способности к целостному восприятию очень велики (см. § 1 гл. IV). Эти различия в значительной степени определяют деление людей на «художников» и «мыслителей» и являются основой для естественной «профориентации». Способность видеть и создавать целое, в большей степени, свойственна «художникам», причем эта способность в значительной степени наследственна. Однако хорошо известно также, что и многие ученые («мыслители») создавали прекрасные целостные отображения крупных научных областей и широкого круга явлений природы.

Можно ли обучать восприятию и пониманию целого, выработать «чувство целого» у каждого человека? Если ответы на эти вопросы утвердительны, то обучение восприятию целого необходимо сделать составным компонентом образования. Имеющиеся данные о сенсорном и перцептивном обучении, о развитии художественных способностей и интеллекта позволяют считать, что способность к восприятию целого (в определенной степени) можно развить у всех людей. Однако методы решения этой задачи пока не разработаны.

Реализация принципов целостности в отношении материала обучения — это прежде всего определение пропорционатьного соотношения гуманитарного и естественного образования в средней школе, общего и специального — в высшей, правильного соотношения знаний, умений и навыков, согласование процессов обучения и развития, объединение знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способов его изменения Уже в рамках этого целого решается вопрос об учебном плане и содержании отдельных учебных дисциплин. Система знаний каждой конкретной науки и науки в целом исторически обусловлена и непрерывно видоизменяется. Желательно, чтобы при этих изменениях она становилась все более гармоничной.

Процесс обучения развертывает систему знаний в линейную последовательность, которая иногда растягивается на десятилетия. Это делает необходимым строить его с учетом этой его особенности. Необходимо вводить определенную избыточность, обобщающие, подводящие итоги разделы, строить процесс обучения таким образом, чтобы развертка системы знаний вновь была свернута уже в памяти обучающегося. В настоящее время, когда прирост информации очень велик, система знаний должна быть способной к непрерывному саморазвитию при условии сохранения ее целостности.

Способы структурирования, организации знаний, умений и навыков изучены пока еще слабо, но и те сведения, которыми мы располагаем, позволяют рассматривать сложные умения и навыки на стадии их отработанности как целостные системы, а процесс их выработки как процесс формирования таких систем синтетическим, аналитическим или комбинированным путями. Так, например, В. А. Плахтиенко [100], изучая формирование сложного прикладного навыка, выделяет следующие стадии этого процесса: 1) вычленение и формирование простых навыков, входящих в состав сложных; 2) объединение простых навыков в целостную систему сложного навыка; 3) целостное выполнение относительно стабильного сложного навыка.

Вопрос о путях формирования умений и навыков приобрел особенно большое значение в связи с развитием тренажеростроения и обучения на тренажерах. Можно высказать предположение о том, что для людей с различной способностью к восприятию целого оптимальные способы выработки умений и навыков также будут различными, а именно: люди с глобальным восприятием будут лучше обучаться по схеме «от общего к частному», люди с локальным восприятием — по схеме «от части к целому», люди с широким диапазоном восприятия могут с приблизительно равной успешностью обучаться любым способом, но оптимальным для них будет комбинированный, сочетающий обе схемы.

Принципы целостности могут и должны использоваться на всех этапах познавательной деятельности человека, начиная от выбора объекта исследования и постановки задачи и кончая интерпретацией полученных данных и «вписыванием» их в общую систему науки. Уже выбирая объект исследования, который всегда является частью большего целого, необходимо иметь в виду это целое, выбирать относительно целостную его часть и учитывать ее связи со всем целым. Если целое представляет собой иерархическую систему, то во многих случаях можно ограничиться двумя соседними уровнями — уровнем целого и уровнем частей. Тем более это необходимо делать при интерпретации полученных данных. Изучение части без учета целого может привести к нежелательным последствиям (неоправданному стремлению к точности измерений, искажениям результата, потере существенных связей). Изучение части под углом зрения ближайшего целого — важнейший эвристический принцип. Учет закономерностей целого необходим и при решении проблемы упрощения задачи исследования.

Сложность решаемых в настоящее время задач часто приводит к необходимости использования комплекса методов или методик, Однако очень часто вместо комплекса используется набор плохо связанных между собой методик. Иногда число примененных методик явно превосходит необходимое для решения данной задачи, что свидетельствует о низкой квалификации исследователя и его расточительности, а отнюдь не о его заслугах. Основными способами объединения методик являются объединение по дополнению и по необходимому разнообразию с учетом требования полноты.

Большую пользу принципы целостности и гармоничности могут принести также при оценке существующих систем, при изменениях в существующих объектах восприятия, при проектировании новых объектов, при планировании деятельности. Их необходимо учитывать при проектировании системы отображения, пультов и постов управления, рабочих мест и интерьеров, проектировании деятельности и состояний, систем «человек-техника», групповой работы операторов и т. д. Например, такие задачи, как согласование параметров машины с психическими процессами, соотнесение размеров человеческого тела с размерами машины и рабочего пространства, средой невозможно правильно решить без использования принципов целостности. То же относится и к большинству продуктов человеческого труда — изделиям для промышленности, изделиям бытового назначения.

Локальное или одностороннее решение задач проектирования и планирования резко снижает качество, удорожает и увеличивает сроки, а иногда сводит на нет результаты всей работы. Примером может служить проектирование оборудования без учета человеческого фактора, которое, к сожалению, еще имеет место.

Рассмотренные примеры, а также содержание предыдущих глав показывают, что знание закономерностей организации целого и его восприятия является необходимым условием успеха во многих видах деятельности. Можно высказать утверждение о том, что знание этих закономерностей должно стать необходимым компонентом общей культуры любого человека. Вместе с тем, поскольку в отношении восприятия целостных объектов имеются вполне определенные индивидуальные различия, для отдельных видов деятельности необходимо включить способность воспринимать целое в профессиональные качества, учитываемые при решении вопроса о профессиональной пригодности. Интересной и важной проблемой является также обучение видению целого, определение способностей к такому обучению и разработка методов такого обучения.

К сожалению, в настоящее время еще нередки случаи нарушения принципов организации целого и законов его восприятия. Нередки случаи локального решения задач, кусочного проектирования, «поштучного», по выражению К. Рождественского, мышления. Он же пишет: «В своей работе художник встречает подчас непреодолимые трудности, которые возникают нередко из-за некомпетентности организаторов выставки в вопросах психологии зрительного восприятия. Об этом нужно не только говорить, но и кричать» [101]

Наши рекомендации