Соотношение и взаимодействие уровней отражения

Тесная связь восприятия, ощущения и мышления отмечалась многими художниками и психологами. Ощущение рассматривается как предельный случай восприятия, а актуальное образное мышление при наличии объекта в поле восприятия также может рассматриваться как другой предельный случай. Еще Леонардо да Винчи говорил о «суждении глаза», Клей назвал oсвою книгу «Думающий глаз», Р. Грегори в книге «Глаз и мозг» высказывает мысль о том, что восприятие и мышление не существуют независимо друг от друга. Некоторые из высказываний Н. Н. Волкова на эту тему уже приводились раньше.

В акте восприятия отражающая система работает как единое целое с его горизонтальными, внутриуровневыми и вертикальными, межуровневными связями. Это многоуровневая динамическая саморегулирующаяся система. Как было показано выше, каждый уровень обладает своей спецификой, отчается от других уровней, выполняет свою функцию. Вместе с этим между уровнями имеются и тесные связи, плавные переходы, объединяющие их в целостную отражающую систему. Рассматривая эту систему по вертикали, от входа (периферии) к центру, можно обнаружить закономерное изменение ряда свойств.

Изменяется система отсчета пространства и времени: от полностью субъективной на сенсорном уровне до независимой от человека, объективной на операторном уровне. В отражении на каждом уровне принимает участие вся воспринимающая система организма, поэтому невозможно выделить материальные субстраты отдельных уровней. Однако если рассмотреть линию рецепторы — первичные зоны коры — теменные доли (первый интегратор) — лобные доли (второй интегратор), то можно сказать что активность функционирования этих звеньев повышается от периферии к центру (при переходе от ощущения к мышлению). При переходе от входа к центру уменьшается удельный вес автоматизированных действий, увеличивается осознаваемая составляющая восприятия, увеличиваются возможности произвольных действий. Хотя обучение может происходить на всех уровнях, возможности обучения с удалением от входа возрастают.

В основе информационных процессов лежат анализ и синтез входных сигналов. Иногда говорят, что ощущение — это аналитический компонент восприятия. По-видимому, это не совсем верно, так как процессы анализа и синтеза имеют место на всех уровнях, меняется только их характер. На разных уровнях используются различные алфавиты: на сенсорном — элементы, определяемые статистикой среды, на перцептивном — образы, определяемые предметным составом среды, на операторном — понятия и суждения.

Если не выработаны алфавиты сенсорного уровня, то сигнал воспринимается как шум, два различных сигнала различаются с трудом, структура сигнала не обнаруживается, сигнал не запоминается. При известных сенсорных, но неизвестных перцептивных алфавитах сигнал не опознается. При известных сенсорных и перцептивных алфавитах и неизвестных операторных, сигналы могут различаться, запоминаться, обнаруживается их структура, но отсутствует их понимание. На сенсорном уровне происходит обнаружение, на перцептивном — опознание, на операторном — понимание, соответственно фиксируются топологические, метрические и логико-семантические свойства объектов восприятия. Любой целостный объект содержит как дискретные, так и непрерывные компоненты. Сенсорный уровень фиксирует преимущественно непрерывные свойства объекта, операторный — дискретные. Каждый уровень кроме фиксирующей выполняет и оценочную функцию. С переходом от сенсорного к операторному уровню оценочный алфавит все более дифференцируется и разнообразится, меняются его качественные характеристики. А. Н. Сохор [99] выделяет, например, элементарные чувствования (удовольствие, возбуждение, напряжение и т. д.) и эмоции более высокого порядка (радость, грусть и т. д.). Первые оценки делаются уже на сенсорном и перцептивном уровнях, вторые возникают на базе ассоциаций, представлений, взаимодействия образа с прошлым опытом.

Оптимальное восприятие целостного объекта происходит при условии его согласования со всеми уровнями отражения, с фиксирующими и оценочными компонентами каждого уровня. Оценочные компоненты более консервативны. В зависимости от характера объекта изменяется и работа отражающей системы: всегда один из ее уровней является ведущим. На этом ведущем уровне и происходит основная оценка целостности объекта и ее нарушений (нарушений связности, полноты, пропорциональности частей, смысла).

Глава V

НЕКОТОРЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛОСТНЫХ ОБЪЕКТОВ

Наши рекомендации