Операторный уровень отражения целого

Специфика роли операторного уровня отражения целостных объектов следует из особенностей объектов, фиксируемых отношений и операций, выполняемых на этом уровне. В качестве элементов операторного уровня выступают семантические и логические единицы, которые могут иметь символическое, в том числе и вербальное выражение. Семантическими единицами являются объекты и действия, логическими — понятия, суждения или высказывания. Элементы операторного уровня значительно слабее связаны с пространственно-временными и энергетическими характеристиками, но они должны быть четко выделены, в противном случае могут быть затруднены операции с ними.

Отображение всегда одновременно и преобразование. Преобразования информации об объекте происходят на всех уровнях отражения. Но на операторном уровне преобразования играют ведущую роль. Операции на этом уровне могут применяться не только к объектам, но и к операциям. Благодаря этому может быть произведено расширение системы объектов и операций с этими объектами. Важнейшая особенность операторного уровня состоит в оценке значения воспринимаемого объекта, установлении не только семантических, но и прагматических отношений между объектами восприятия. Оценка значимости и практической ценности происходит на основе социального опыта субъекта. На этом же уровне определяются и отношений субъекта к объекту. На операторном уровне не требуется субъективная система координат, она является объективной, внешней по отношению к субъекту.

Значительно полнее используется содержание долговременной памяти, операции в основном не автоматизированы и осознаваемы.

На операторном уровне осуществляется не только фиксация, но и преобразование информации. В результате такого преобразования несвязные ранее объекты путем вскрытия глубоких внутренних связей могут быть объединены в целостную систему. Понимание означает как раз фиксацию такого согласования, воспринимаемого с учетом прошлого опыта. Понимание — необходимый результат отражения целого на операторном уровне.

Полное отображение целостного объекта предполагает отражение не только объекта, но и его функции, поведения. По-видимому, таким наиболее кратким и полным отображением является суждение с его субъектно-предикативным составом. В этом одна из точек связи восприятия и мышления. «Положительно нигде, даже в самой искусственной экспериментальной ситуации, активное восприятие не может перестать быть ответом на вопрос, не может обойтись без своеобразного суждения. Зрительное суждение образует важнейшее ядро активного зрительного восприятия» [93]. Мышление позволяет установить семантические и логические связи между частями, построить связное отображение целостной системы, но мышление не позволяет ощутить, увидеть целое.

Синтаксис систем устанавливает принципы и границы их существования. Семантика систем изучает соотношение между этими общими принципами и реально существующими системами, которые являются подмножеством класса возможных систем. Для выделения такого подмножества на синтаксисические принципы должны быть наложены дополнительные ограничения. Отражениями этих дополнительных ограничений в реально существующих системах являются смысловые связи. Они являются частным случаем отношений между частями одной системы. Отражающая система фиксирует семантические связи в виде статистических оценок соотношений. Как правило, эти оценки имеют различные вероятностные меры.

В случае иерархических алфавитов семантические связи могут быть как внутриуровневыми, так и межуровневыми. Установление смысловых связей при восприятии носит многоуровневый характер: это установление соответствия между различными уровнями стимула и уровнями отражения человека. Простейшей формой установления смысловых связей является узнавание (на уровне элемента, образа, понятия). Установление соответствия между элементами объекта или объектами соответствует более высокому уровню смысловых связей — пониманию.

Так, понимание художника содержит не только узнавание, но и уяснение зрительного образа в результате узнавания (Н. Н. Волков). Но понимание не обязательно основывается, на непосредственном восприятии, оно может основываться и на установлении связей между данными прошлого опыта. Только «понятые» сообщения могут быть использованы для адекватного, целесообразного поведения. Непонятное воспринимается как шум, не содержащий информации. По определению А. Н. Леонтьева, сознательный смысл есть отношение мотива к цели. Смысл, смысловые отношения — это отражаемые человеком отношения реально существующего мира. Смысл можно рассматривать как предикат, определенный на множестве явлений реального мира. Как предикат смысл имеет два значения (содержания): «есть смысл» — «нет смысла». Смысл не совпадает со значением, но связан с ним: смысл есть обнаружение значения. Результатом обнаружения смысла человеком является понимание. «Понимание означает восприятие новой цельной структуры, в свете которой все прежние крупинки знания встают на свои места и обнаруживают естественную связь друг с другом, причем внезапно обнаруживаются новые многочисленные, прежде не ожидавшиеся, взаимосвязи» [94].

Понимание есть результат однократной обработки некоторого ограниченного объема информации. Существует верхняя граница, за пределами которой понимание становится затруднительным или невозможным. Отражающая система имеет целый ряд ограничений подобного рода, учет которых очень важен для оптимизации восприятия целостных объектов. Предельные длины алфавитов, слов, предложений, абзацев и т. д. обусловлены этими ограничениями. Понимание может означать также усвоение новых смысловых связей на основе предыдущего опыта. Усвоение происходит успешно, если выполнены следующие условия: новые связи многократно повторяются в различных вариантах, новое является главным, доля нового не превосходит определенной величины по отношению к старому.

Понимание аналогично обнаружению и узнаванию. Можно говорить об обнаружении смысла, сходства и различия, противоречивости и непротиворечивости, логичности и нелогичности.

Логика и семантика являются соответственно содержательным и формальным компонентами операторного уровня. Логическая информация при восприятии целого заключается в установлении родовидовых отношений частей в целом и целого в среде, в определении логических отношений между частями (отношений тождества, противоречия, отрицания, конъюнкции, дизъюнкции, следования).

Понятие отражает, фиксирует существенные признаки объекта. Набор этих признаков должен обладать полнотой, он является одной из характеристик объекта. Он представляется конъюнкцией своих основных свойств. Как уже отмечалось, существенной характеристикой объекта может быть суждение.

Логические связи между частями целого есть частный случай отношений в объекте. Они существенны для организации объекта — логичность лучше (и красивее) алогичности. Но только логики недостаточно для того, чтобы целостный объект сделать и гармоничным. В связи с этим заметим, что для «поверки гармонии» логики недостаточно.

Вторым результатом отражения на операторном уровне является определение отношения субъекта к объекту восприятия«, т. е. субъективный компонент оценки. Восприятие фиксирует отношения между объектами. Мышление может отражать отношения как между объектами, так и между объектом и субъектом, эмоции всегда отражают отношение субъекта к объекту на основании наследственного и прижизненного опыта. Важнейшей особенностью эмоциональной реакции является то, что это целостная реакция всего организма на ситуацию в целом или целостный объект. Однако эта целостная реакция, отражающая отношение субъекта к объекту, является сложным процессом, имеющим свой состав и структуру, и отражает она сложное отношение, часто противоречивое. Эмоциональная реакция возникает под действием актуальной ситуации, но она всегда ярко индивидуальна, так как определяется онтогенетическим опытом данного индивидуума.

Любая информация для человека имеет две стороны — содержательную и эмоциональную. Другое дело, что соотношение этих сторон сообщения может быть очень различным. Оба эти аспекта имеют для человека важнейшее познавательное значение, только взятые вместе они дают ему полноту представлений о мире.

В каждом конкретном случае соотношение содержательного и эмоционального компонентов определяется как свойствами сигнала, так и состоянием приемника. Как и в отношении содержательной информации, прием эмоционального компонента сигнала возможен лишь в том случае, когда приемник располагает необходимым эмоциональным алфавитом. Большую роль в этом случае играет установка. «Путем соединения информации с эмоциями в человеческом сознании осуществляется целостный синтез внешнего объективного воздействия с внутренним ощущением возможного или необходимого ответа на это воздействие» [95]. В частности, говоря о стихах, Г. Хильми делит информацию стиха на прямую (логическую) и образную (эмоциональную). Единство этих двух видов информации и делает стихотворение цельным. Эта цельность выражается в том, что «взаимодействие этих двух видов информации порождает нечто новое, не содержащееся ни в прямой, ни в образной информации, взятых изолированно, рассматриваемых независимо друг от друга» [96].

Синтаксис (структура) стиха — усилитель эмоций, а не их источник (по Хильми, стр. 16). Однако это верно лишь для таких видов искусства, которые содержат вербальные компоненты. Для таких же объектов, как произведение архитектуры и музыки именно эти структурные компоненты в значительной степени создают эмоциональную картину.

Чувственная оценка — многоуровневый процесс, причем источником этой оценки являются различные свойства объекта. Хорошо известно, что темп сигналов, направление линий, тональная окраска, контраст, масштаб, форма фигуры оказывают определенное «настраивающее» действие, даже если они и не несут смысловой информации. Разумеется, главную роль играют эмоциональные оценки, основанные на понимании существа предмета восприятия, на ассоциациях, вызываемых объектом восприятия. Эмоциональные «нормы» не остаются постоянными, они зависят от эпохи, этнопсихологических особенностей и других факторов. Эти изменения находят свое выражение в стилях и течениях искусства, в характере изделий промышленного и бытового назначения.

Свойства объекта очень сильно влияют на соотношение информационной и эмоциональной составляющих результата восприятия и на соответствие объекта и его образа. Важнейшее значение имеет степень абстрактности объекта. С увеличением абстрактности увеличивается относительная величина эмоционального компонента, возрастает роль ассоциаций, уменьшается степень соответствия объекта и образа. Но степень допустимой абстракции ограничена алфавитами воспринимающих. Отсутствие необходимых алфавитов делает объект непонятным, а восприятие невозможным.

Образ, возникающий на основе текста, имеет свою специфику. Он создается субъектом. «Для создания литературного образа необходимо одномоментное сочетание очень отдаленных и возникших в разное время представлений внешнего мира (симультанность представления)» [97]. Образ, возникающий на основании текста, — это своего рода признак целостности текста. Но художественное произведение может и не создавать образа в смысле образа-изображения. Такой объект восприятия может вызывать определенное состояние, чувство или их динамику. «Для музыки прообразом являются не предметы, а состояния и процессы, и поэтому музыка есть искусство движений, перевоплощенных в звуковые временные отношения» (Буцкой) [98].

На процесс и результат восприятия помимо свойств объекта и начального состояния субъекта большое влияние оказывают условия восприятия. Отметим одну особенность, общую для отображений I и II. Восприятию целостных объектов, особенно произведений искусства, благоприятствует изоляция системы «объект-субъект» (нейтральный фон картины, тишина в концертном зале). То же самое условие необходимо и в процессе творческой продуктивной деятельности (работа художника, ученого).

Наши рекомендации