Генез представлений о восприятии целого

Как было показано выше, отражение объективной действительности как целого является одной из основных задач современной науки. В решении этой задачи принимают участие различные психические функции. Среди них восприятию принадлежит особая роль, ибо именно оно обеспечивает непосредственный контакт человека с внешним миром как сложной системой стимулов. Ощущение, являясь предельным случаем восприятия, обеспечивает непосредственный, но «точечный», элементный контакт; представление и мышление обеспечивают системное, но не непосредственное отображение внешнего мира. Будучи промежуточным уровнем отражения, восприятие в определенной степени обладает свойствами ощущения и мышления. Восприятие, как и мышление, осуществляет определенные операции анализа и синтеза. Именно это и обусловливает особое значение восприятия для понимания отображения целостной картины мира. Многие авторы, давая определение восприятия, отмечают как его существенные свойства — целостность и единство. Восприятие представляет собой процесс чувственно-образного отражения предметов и явлений в единстве их свойств. Эти образы всегда имеют целостный характер.

Восприятие выполняет различные функции, главными из которых являются: обеспечение самосознания, отображение объективного мира в субъективный образ и регуляция деятельности (узнавание, коррекция и др.). В зависимости от функции находится время акта восприятия — от долей секунды до часов, дней и лет. Роль восприятия как условия самосознания вытекает из необходимости непрерывного информационного обмена организма со средой.

Восприятие обеспечивает важный компонент самосознания — актуальную автоафферентацию, на фоне которой и происходит восприятие конкретных предметов и формирование образов, реализация конкретной деятельности. В обычных условиях автоафферентация полимодальна и, согласно современным представлениям, реализуется по кольцевой схеме. «Система „я — второе я“, рецепторы органов чувств („вход“ системы), каналы связи, проходящие через внешнюю среду, наконец, внешняя среда — все это звенья единой замкнутой цепи самоафферентации. Психические состояния являются результатом функционирования всей цепи в целом и в этом смысле не могут быть локализованы позвенно, но по условиям своего возникновения они могут быть соотнесены с функционированием того или другого звена в процессе отражения» [16].

Что же такое восприятие? Восприятие — сложное понятие, не имеющее до настоящего времени общепринятого определения. В разное время психологи вкладывали в него разное содержание, раскрывая его различные стороны. Восприятие рассматривалось как процесс и как результат. В восприятии-процессе выделялись его активные и пассивные осознаваемые и неосознаваемые компоненты, выделялись фазы и этапы процесса, производилась классификация, и изучался генез действий по формированию образа.

Главным (а иногда и единственным) результатом восприятия считается формирование образов внешнего мира. Однако любой акт восприятия всегда приводит к изменению состояния организма, поэтому изменение состояния должно обязательно рассматриваться как необходимый компонент результата восприятия. Оба эти результата (компоненты целостной реакции организма) — суть изменения структур и параметров внутренних подсистем организма — субъективны по своей природе и труднодоступны для экспериментального объективного исследования. И как процесс, и как результат восприятие является функцией внешней среды и ОА-генеза.

Восприятие может рассматриваться и в более узком смысле, это сокращение объема понятия можно осуществить сечением по структурному или функциональному признаку. Так, можно рассматривать поли- и унимодальное восприятие, восприятие как процесс формирования образа, отделяя его от процесса узнавания и т. д. Существенно только, чтобы в каждом контексте было указано, в каком смысле употреблено это понятие. В данном контексте восприятие будет рассматриваться в широком смысле как процесс непосредственного информационного взаимодействия организма с объектом (средой), в результате которого происходит целостное отображение объекта (среды) вследствие изменения структуры и динамики определенных подсистем организма. Необходимые уточнения и ограничения будут приведены в соответствующих разделах.

В психологии отчетливо проявляются два основных подхода к проблемам восприятия — структурный и функциональный, каждый из которых объединяет группу проблем.

Структурный подход включает в себя анализ объектов восприятия, изучение функции, структуры и свойств образа, соотношения образа и объекта, структуры отражающей системы. Выше была дана краткая характеристика двух подходов к изучению целостных систем. Оба подхода нашли свое отражение и в психологической науке. Механистическое направление было представлено ассоцианизмом и бихевиоризмом. Философской основой этих направлений было учение Декарта. В качестве элементов ассоцианисты рассматривали ощущения, идеи, в качестве объединяющего начала — ассоциацию (правила объединения) по смежности и сходству с основным ее принципом — повторением, подчеркивая положительное значение новизны. Результатом ассоциации является сложный психический акт. Считалось, что функция периферии состоит в анализе, разложении стимула на сенсорные элементы, синтез же этих элементов и восприятие производит мозг на основе ассоциаций. Основным методом исследования был метод интроспекции.

Бихевиористы в качестве элементов используют сенсомоторные отношения или акты поведения, условные рефлексы, пары «стимул-реакция». Предполагается, что если известно большинство таких отношений, то можно предсказать поведение субъекта. Интересное замечание по этому поводу имеется в работе М. Тода и Э. Х. Шуфорда (мл.): «Можно сконструировать поведение из элементарных отношений, если только знать, как его конструировать» [17].

По сравнению с этими направлениями психоанализ Фрейда можно назвать «крупноблочным строительством» психики, точнее ее мотивационной основы. Однако основные «блоки» («я», «оно», «сверх-я») были достаточно аморфными, поэтому неоднократные попытки сложить из них прочное здание не увенчались успехом, хотя рациональные зерна в этой системе, безусловно, имелись.

Организмический подход в психологии был осуществлен в теории гештальта. «Гештальтистская психология была реакцией против атомизма всех разновидностей ассоциативной психологии» [18]. Первичным считается целое (образ, мысль, личность) — гештальт. Гештальт, по Вертгеймеру, — это «целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых оно состоит, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого» [19]. Кёлер пытался рассматривать общие законы организации, применимые как к физическим и биологическим, так и к психологическим явлениям. С этих позиций рассматривалось не только восприятие, но и обучение, действие, эмоции и другие психические феномены.

Особенно большой вклад внесли гештальтисты в экспериментальные исследования и теорию восприятия. Эренфельс ввел понятие о geschtaltqualitaten (гештальткачествах) формы. Шуман установил некоторые правила образования единства в зрительном поле. Бенусси показал важность центральных факторов в восприятии формы и особенно установок на целостное и анализирующее восприятие. Бюлер применил количественные методы к исследованию восприятия формы. Рубин разработал вопрос о соотношении фигуры и фона. Вертгеймер установил ряд принципов выделения формы из зашумленного зрительного поля.

Ученые этого направления внесли также очень большой вклад в теорию и практику изучения восприятия целостных объектов. Конечно, сегодня видны недостатки, ограничения и ошибки гештальттеории, но, несомненно, и то, что многие их идеи и результаты вошли в основной фонд психологического знания. Ряд понятий гештальттеории плохо определен, часто не выявлена специфика общих понятий применительно к психологии, не фиксированы границы применимости установленных закономерностей. При изучении целого оказались нарушенными пропорции между целым и частью (в сторону целого) и между структурой и функцией (в пользу структуры), игнорировалась эволюция структур.

Ошибка физической интерпретации психических явлений заключалась не в обращении к физическим понятиям, а в игнорировании данных биологии, с одной стороны, и общественной природы человека — с другой. К тому же имел место лишь психофизический параллелизм, причинные отношения не рассматривались. Отметим также, что в гештальттеории не учитывалось влияние на восприятие факторов мотивации.

Сводку результатов работ гештальтистов дал Хелсон [20]. Основными понятиями гештальта являются понятия конфигурации, формы, фигуры, фона, структуры. Конфигурация есть любое отделенное, неоднородное, члененное целое, все члены которого взаимосвязаны и обусловливают свойства друг друга. Конфигурация не есть сумма частей или частей и отношений. Восприятие конфигураций не есть восприятие частей и отношений. Конфигурация содержит свойства сверх свойств их частей и отношений.

Форма — наиболее важное свойство конфигурации. Свойства формы: простота, гомогенность, целостность, замкнутость, хорошая форма. Все конфигурации обладают фигурой (оформленной частью) и фоном, имеющими различные свойства. Конфигурации могут обладать различной структурой, которая, в свою очередь определяет их ясность, выразительность, устойчивость. Каждая конфигурация имеет тенденцию к упорядочению (стремится к «хорошей» фигуре). Конфигурации могут обладать одним или несколькими «центрами притяжения», на основе которых строится целое. Более значащая из двух структур стремится превалировать. Каждая конфигурация обладает общими и индивидуальными (уникальными) свойствами.

Конфигурации встречаются на всех уровнях организации. На разных уровнях конфигурации обладают спецификой. Динамические процессы лежат в основе всех конфигураций. Может быть введен критерий качества конфигурации. Следует различать гомогенные и гетерогенные конфигурации, а также неконфигурации (хаос), открытые и закрытые, завершенные и незавершенные, более или менее сложные. Критерии качества по разным признакам могут не совпадать. Возможно, обособить сенсорные, моторные, сенсомоторные, мнемические и другие конфигурации. Любой процесс, проявляющий направленность в смене состояний, можно назвать конфигурацией. Восприятие даже неизменяющихся объектов (картина) есть процесс.

Изменения конфигураций происходят с различной скоростью под действием внутренних и внешних сил. Конфигурации стремятся стать столь «хорошими», точными и выразительными, сколь возможно (закон прегнантности). Но они могут измениться в направлении более однородного сглаженного состояния, в направлении уменьшения различий или в направлении максимальной простоты (закон простоты). Конфигурации стремятся стать завершенными во времени (закон полноты). Конфигурации обладают устойчивостью, подчиняются закону наименьшего действия. Изменение в одной части конфигурации может быть сделано только за счет другой (закон компенсации). Относительно нечлененные, нечеткие конфигурации стремятся стать члененными, причем при членении конфигурации стремятся к симметрии, равновесию и пропорции. Конфигурации стремятся проявиться в своем нормальном, характерном или среднем виде. Конфигурации могут объединяться в новые конфигурации, причем простые объединяются легче, чем сложные. Конфигурационные изменения могут быть непрерывными или дискретными.

Конфигурация предшествует своим частям и отношениям. Конфигурации могут быть анализируемы в частях и отношениях, а также с точки зрения необходимых и достаточных условий их появления. Части и отношения есть результат распада конфигурацией в другие, которые могут быть и сложнее исходных. Конфигурации обусловливают свои части (закон детерминации). Степень целостности может быть различной. Максимум связности приводит к гомогенным целостностям. Свойства частей в конфигурации зависят от: 1) положения внутри структуры, 2) членства в фигуре, 3) связи с центром притяжения целого, 4) роли в схеме целого, 5) степени открытости.

Отношение частей к своим конфигурациям сводится, главным образом, к следующим закономерностям. Изменение частей изменяет целое. Лучшие конфигурации более «чувствительны» к изменениям частей. Восприятие и реакция на части и отношения отличаются от восприятия и реакций на конфигурации. Возможна реакция на части в отношении, которая также не совпадает с реакцией на конфигурацию. Восприятие части препятствует восприятию целого, и наоборот. Одна и та же часть в разных конфигурациях обладает разными свойствами. Возможна оптимальная по заданному критерию упорядоченность частей в конфигурации. Один и тот же набор частей позволяет получить не единственную конфигурацию. Подобные и близкие части стремятся к объединению сильнее, чем неподобные (закон подобия) и далекие. При нескольких возможностях достройки части до целого эта достройка производится по наиболее простому и естественному пути (закон продолжения). Любое изменение в части, противоположное общей тенденции целого, будет подавляться (закон общей судьбы). Тенденция создавать порядок из хаоса, связывать несвязанное, формировать структуры из групп является естественной. Эта тенденция сопровождается чувством целостности, что является большим, чем приятное, является частью динамики полного процесса. Существуют индивидуальные различия в отношении восприятия частей и целого (аналитический и тотальный типы). Существует тенденция к нормальному распределению реакций, на свойства конфигураций.

Далее Хелсон перечисляет объективные и субъективные факторы, влияющие на восприятие конфигураций. К объективным он относит силу конфигурации, которая определяется степенью доминирования внутренних сил над внешними (сильные конфигурации более устойчивы, чем слабые); к субъективным — внимание, установку, интерес, привычки.

Общие факторы, влияющие на физические, биологические и другие системы, действуют и на соответствующие конфигурации. Если считать, что психологические феномены в некоторой степени связаны и зависят от биологических, химических и физических процессов, то они должны быть активны в формировании конфигураций. Конфигурации ограничены в пространстве и времени. Это особенно верно для психологических конфигураций. Слабые конфигурации не могут быть «усилены» за счет субъективных факторов сколько-нибудь значительно. В то же время сильная конфигурация требует от организма меньших усилий для своего проявления и реакции.

Помимо результатов, приведенных в обзоре Хелсона, психологи этого направления сформировали следующие законы: закон изоморфизма физических и физиологических форм, принцип относительности и переноса (транспозиция), принцип динамизма перцептивного поля, закон константности. Этот обзор показывает, какой широкий круг вопросов был в поле внимания гештальтпсихологов. В ряде случаев их положения оказываются противоречивыми. Так, явление фигурного последействия в противоречии с законом прегнантности. Но особенно большие трудности встречались у гештальтистов в связи с интерпретацией наблюдаемых феноменов. Недостаток физиологических знаний побуждал заполнять этот пробел различного рода гипотезами, которые были опровергнуты дальнейшим развитием науки.

Если еще раз обратиться к изложенному обзору, то можно заметить, что почти для всех положений автор не указывает границ их применимости, из-за этого некоторые положения оказываются противоречивыми. Сами авторы несоразмерно преувеличили значение целого по отношению к составляющим его частям. Правильно отмечая первичность целого, они мало уделили внимания его структуре и лишь подошли к его синтезу на основе предшествующего анализа структуры.

Объективной основой целостности восприятия является целостность предметов и процессов реального мира. К таким объектам и процессам относятся как структурные элементы внешней среды, так и целостность самого объекта и процессов с его участием. Гештальтпсихологи отрицали объективную основу целостности во внешнем по отношению к человеку мире. Но они исходили из целостности организма и его частей. Именно нервная система обладает таким фактором целостности — «сенсорным полем» (Келер). «Обособление целого происходит лишь в нервной системе» [21]. Вертгеймер пытался представить себе модель механизма целостного восприятия. Он предполагал, что на сетчатке глаза образуется сложный рельеф электрического поля, который характеризуется некоторым усредненным потенциалом, который и является носителем целостности (гештальта). Основное внимание школа гештальта, уделяла структуре и значительно меньше — процессу. Гештальттеория недооценивала научение восприятию.

Всякое исследование и любая теория неизбежно ограничены. Поэтому так важно указание границ применимости теории, ибо всегда есть опасность ошибки, когда из теории делаются выводы, выходящие за пределы ограничений, при которых теория верна.

Психический образ объекта — это отображение объекта с той или иной степенью соответствия. Как известно, в психическом образе находят свое отражение модальные, пространственно-временные, информационно-энергетические, а также вещественные (для телерецепторов опосредованные базальными рецепторами) характеристики объекта. Как результат восприятия психический образ есть функция свойств объекта, условий восприятия и свойств субъекта. Поэтому основной прием экспериментального изучения образа состоит в исследовании различий между объектом и образом в зависимости от вариаций свойств объекта, условий восприятия и характеристик субъекта. Характеристики образа устанавливаются на основании рисунка, словесного отчета или по методу узнавания.

Что такое образ с точки зрения его материального субстрата? С одной стороны, это энграмма, т. е. хранящаяся в памяти информация, которая может быть воспроизведена. Исчерпывается ли этим образ? По-видимому, нет. Вероятно, к материальным компонентам образа следует отнести также действия, совершаемые при воспроизведении энграммы. В зависимости от сенсорных и перцептивных алфавитов, которыми обладает человек, энграмма образа памяти, по-видимому, имеет различную структуру: она может быть синтетической, дополнительной или коррективной. Энграмма образа содержит больше чем копию объекта, помимо информации об объекте в ней содержатся также информация об операциях, ассоциативные связи образа нового объекта с ранее накопленным содержанием памяти.

Образ обладает определенной функцией, структурой и свойствами. В зависимости от функции образа (образ как эталон класса при опознании, образ как регулятор состояния, образ как регулятор действия) один и тот же объект может служить источником различных образов. Вместе с тем независимо от функции образа его свойства детерминируются в значительной степени объектом. Так, одно из важнейших свойств образа — целостность детерминируется единством, целостностью, связностью объекта независимо от того, воспринимается ли объект поли- или унимодально. По Дж. Брунеру, представления о мире могут формироваться тремя способами. «Каждый из трех способов представления — действенный, образный и символический — отражает события своим особым образом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в интеллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт» [22]. И далее: «... три системы презентации параллельны друг другу и каждая имеет свои неповторимые особенности, при этом возможен частичный перевод с одного „языка“ на другой» [23]. Соответственно можно классифицировать образы ла двигательные, чувственные и умственные.

Чувственные образы принято делить на первичные (образы восприятия) и вторичные (образы представления). Образы восприятия возникают в результате непосредственного взаимодействия субъекта с объектом, образы представлений — без такого взаимодействия, на основе следов, имеющихся в памяти субъекта. Однако «непосредственное взаимодействие» очень часто имеет локальный характер, не захватывает объекта в целом. Это имеет место всегда, когда объект велик или сложен, когда происходит его сукцессивное восприятие. В этом случае целостный образ возникает уже в памяти субъекта. Является ли такой образ образом восприятия или образом представления? По-видимому, это какая-то промежуточная форма. Еще одной формой вторичных образов являются образы воображения.

Восприятие сложного объекта (или большого во времени и пространстве) не позволяет согласовать объект с объемом рецептора и входа вообще. Поэтому даже при непосредственном восприятии образ формируется путем синтеза последовательных локальных (по времени и пространству) слепков. Поэтому этот синтез происходит уже в пространстве субъекта. Отличие от представлений здесь лишь в давности восприятия этих отдельных слепков и в возможности (при зрительном и осязательном восприятии) произвольного повторного обращения к тем или другим частям объекта.

В психологии установлены следующие свойства образа восприятия: константность, целостность, структурность, предметность и свойства образа представления: обобщенность, фрагментарность, избирательность, бледность, схематичность и некоторые другие. Подробную характеристику этих свойств можно найти в монографии Л. М. Веккера [24].

Соотношение объекта и образа зависит, по крайней мере, от трех групп факторов: свойств объектов восприятия, условий восприятия и индивидуальных особенностей субъекта. Влияние свойств объекта на образ изучали гештальтпсихологи, влияние условий восприятия на образ изучалось школой японских психологов под руководством Акишиге и многими советскими психологами, данных о влиянии на формирование образа индивидуальных различий (кроме влияния установки) пока еще очень мало.

Говоря о соответствии свойств объекта и образа, мы имеем в виду именно отображающее соответствие, а не тождественность их свойств, подобно тому, как объективному свойству интенсивности света соответствует яркость — субъективное отражение интенсивности света. В обычной практике задача восприятия сводится к опознанию, определению размеров, локализации в пространстве отдельных признаков и синдромов признаков. Трудность — в восприятии индивидуальных характеристик объекта. «Наша память очень часто подравнивает различные, но близкие формы к некоторому стандарту. Это легко объяснить. Восприятие индивидуальных различий формы редко составляет прямую задачу нашего восприятия» [25]. Только «...в процессе изобразительной деятельности зрительное восприятие определенных сторон предмета: формы, цвета, положения — поднимается на более высокую ступень, развивая и обнаруживая все свои возможности, показывая открыто и расчлененно то, что в других задачах, выдвигаемых жизнью перед зрением, решается суммарно и неточно» [26].

Опознавательный образ объекта вариативен. Он зависит от условий наблюдения (пространственных и временных), от алфавита знаков и т. д. Поэтому не может быть однозначно решен вопрос о наборе элементов и алгоритме создания из них опознавательного образа. Наоборот, образ объекта (для запоминания с целью воспроизведения) более постоянен, не зависит от условий наблюдения и алфавита. Но образ может варьировать не только при опознании. Хорошо известно, что один и тот же объект, например произведение искусства, воспринимается нами по-разному. Это происходит вследствие изменений, которые совершаются в нас — изменений установки, критериев оценки, сенсорно-перцептивной тренированности, изменения способностей к анализу и синтезу. Это положение тем более верно, чем сложнее объект восприятия. Эффективность восприятия обусловливается соответствием свойств объекта и совокупности всех свойств субъекта восприятия, от сенсорных до личностных.

Конгруэнтность объекта и образа или метрическая инвариантность образа по отношению к объекту — предельный случай соотношения образа и объекта. От этого крайнего случая отношение между объектом и образом может варьировать по разным принципам: в направлении изменения степени общности (образ класса); по линии изменения уровня обобщенности (от метрики к топологии); по линии изменения степени абстрактности; по линии селективных преобразований, путем привнесения в образ дополнительных деталей и т. д. Образ есть результат активного процесса, в результате которого одни части стимула подчеркиваются и даже видоизменяются, а другие, наоборот, подавляются.

В отношении общей структуры механизма восприятия имеются две основные концепции — линейная и кольцевая. В настоящее время можно считать общепринятым положение о том, что основу механизма формирования образа составляет сеченовское рефлекторное кольцо. Утверждению этой концепции содействовали, в сильной степени, развитие кибернетики, а также, теоретические работы физиологов и психологов (Н. Бернштейн, Дж. Миллер, Е. Галантер, К. Прибрам, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, Л. М. Веккер).

Функциональный подход к процессам восприятия включает в себя анализ активного характера восприятия, изучение генетического становления процесса восприятия, соотношения сукцессивности и симультанности в восприятии, процесса формирования образа, формирования сенсорных и перцептивных алфавитов, обучения восприятию, изменения состояния при восприятии. В современной психологии прочно установилось представление о многоуровневости и многофазности психических процессов. «При изучении психической деятельности и психических процессов важно учитывать, что они обычно протекают на разных уровнях и что вместе с тем всякое внешнее противопоставление „высших“ психических процессов „низшим“ неправомерно потому, что всякий высший психический процесс предполагает низшие и совершается на их основе. ...Психические процессы протекают сразу на нескольких уровнях, и высший уровень реально всегда существует лишь неотрывно от низших. Они всегда взаимосвязаны и образуют единое целое» [27]. По отношению к процессам отражения общепринятым является их деление на процессы ощущения, восприятия и мышления. Этим уровням соответствуют процессы, механизмы, алфавиты, образы и уровни организации сигналов.

Восприятие есть процесс взаимодействия субъекта с объектом, в этом взаимодействии следует различать активные и пассивные, произвольные и непроизвольные, осознаваемые и неосознаваемые компоненты. «Орудиями» активного взаимодействия с объектом служат сенсомоторные, перцептивные и умственные действия субъекта: как и любые другие действия, они могут быть произвольными и непроизвольными. В онтогенезе непроизвольные действия предшествуют произвольным, причем произвольные действия имеют тенденцию переходить в непроизвольные. Как и любые другие действия, они обладают вариативностью при решении одной и той же задачи даже у одного и того же субъекта.

Активность субъекта при восприятии, проявляющаяся в его произвольных действиях, имеет вполне определенные границы. Хотя при определенных условиях восприятия и отсутствует жесткое соответствие между объектом и образом (смена «фигура — фон», переструктурирование зрительного образа и т. д.), однако и в этих условиях образ в значительной степени детерминирован объектом. Кроме того, активность субъекта может проявляться лишь на уровне структуры, на уровне же элементов имеет место пассивный процесс (Л. М. Веккер). Между активными и пассивными компонентами восприятия существуют определенные пропорции. Нарушение этих пропорций при интерпретации восприятия неизбежно даст неверное представление. Активные движения не вносят произвола в восприятие, наоборот, «именно с их (активных движений — В. Г.) помощью всегда проверяются, исправляются, видоизменяются и т. д. рабочие «гипотезы „внутреннего видения“ восприятия» [28].

Уже К. Бюлер рассматривал восприятие как процесс построения образа при помощи активных действий, развивающихся в онтогенезе. Основополагающие теоретические и экспериментальные исследования активных действий при восприятии были выполнены Ж. Пиаже с сотрудниками. Ж. Пиаже исходил из представлений гештальтпсихологии о примате целого, перцептивных структурах, эффектах поля и т. д. Он вводит понятие о перцептивных действиях, которые объединяют результаты одномоментных восприятий. Он исследовал также моторные компоненты перцептивных действий и установил, что с возрастом повышаются их точность и степень автоматизированности. Было также установлено, что с развитием моторного аппарата глаза расширяется и пространственно-временная область перцептивных действий.

В перцептивных действиях Ж. Пиаже выделяет исследование, перенос, транспозицию, помещение в перцептивные координаты, антиципацию. Он использует также понятие перцептивных обобщений, вводит понятие системы перцептивных действий и ставит проблему генезиса перцептивных структур как результата взаимодействия «эффектов поля» и перцептивных действий. Совершенствующиеся в онтогенезе действия порождают новые перцептивные структуры. Движущими силами такого совершенствования являются, с одной стороны, тенденция к уравновешиванию, а с другой — влияние сенсомоторных и интеллектуальных схем действия. Идея генезиса структур и действий неизбежно ставит вопрос об исходных, начальных структурах и действиях и о первичности структур или действий. По этому вопросу исследователи придерживаются различных точек зрения.

Д. Гибсон исходит из того, что носителем информации является распределение стимульной энергии. Зрительная система в целом обладает сенситивностью к переменным «высшего порядка», к числу которых относятся создаваемые распределением стимуляции границы между отдельными частями «зрительного множества», формы их связи (прямолинейность, кривизна и др.), отношения интенсивностей, изменения плотности, движение одних границ относительно других и т. д. Гибсон рассматривает восприятие как активный процесс добывания информации, необходимой организму. Восприятие фиксирует инварианты, соответствующие устойчивым свойствам и отношениям реального мира. Расчленение информации производится перцептивными действиями. Восприятие временных и пространственных стимулов имеет, по Гибсону, много общего. С развитием восприятия увеличивается количество предметов, для которых образованы опознавательные признаки, а сами эти признаки укрупняются.

Д. Гибсон исходит из того, что движущей силой выделения инвариантов являются врожденные потребности к дифференциации и уменьшению неопределенности и, следовательно, восприятие не зависит от практических потребностей и внешнего подкрепления. Этот процесс выделения укрупняющихся единиц и уточнения деталей продолжается на протяжении всей жизни человека.

Чрезвычайно плодотворной для понимания процесса и механизмов формирования образа оказалась гипотеза А. Н. Леонтьева об уподоблении состояний отражающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта. Она позволила понять роль эффекторных механизмов рефлекторного кольца при зрительном, слуховом и осязательном восприятии. Детальное изучение гностических действий при восприятии осуществлено А. В. Запорожцем, Б. Г. Ананьевым, Б. Ф. Ломовым, В. П. Зинченко и их сотрудниками. Была осуществлена классификация перцептивных действий, определены их функции, установлены этапы перцептивных действий, выяснена роль моторных компонентов этих действий.

Многочисленные экспериментальные исследования генеза восприятия, выполненные в последние десятилетия (Пиаже, Хейн, Хелд, Прибрам, В. Зинченко, Венгер и др.), позволили найти ответы на многие вопросы обучения восприятию. Несостоятельными оказались как теория нативистов о врожденности основной, пространственно-временной организации сенсорного материала, так и положение гештальтистов о первичности и простоте общей, формы и независимости ее от научения.

Изменение состояния как результат восприятия изучено весьма слабо, хотя во многих случаях именно изменение состояния, а не передача информации или формирование образа является главной целью и результатом восприятия. Одной из причин такого положения является недостаточная разработка теории состояний в психологии вообще. Некоторые аспекты изменения состояний при восприятии обсуждаются в главе IV.

Наши рекомендации