Этапы и методы проектрирования структур управления
Решение по проетиров организ. стр-р управления приним-ся когда действующая стр-ра не эффективна.
В процессе проектирования ставится задача создания стр-ры управления, кот наилучшим образом позволяла бы организациям взаимодействовать с внешней средой, распределять и направлять усилия своих работников целесообразно.
Процесс проектиров сост из 3 основных этапов:
1анализ существующей организац стр-ры
2проектирование стр-ры
3 оценка эффективности организ стр-ры
1этап. На данном этапе определяют на сколько стр-ра управления рациональна с точки зрения установленных оценочных критериев:
а. Принципы управления т.е. соотношение между централизацией и децентрализацией
б. Аппарат управления т.е. перегруппировка подразделений, распределение полномочий и ответственности, выделение в самостоятельной стр-ре каких-либо звеньев
в. Функции управления т.е. усиление стратегического планирования, контроля за качеством продукции, изменение подхода к мотивации труда и привлечение работников к управлению
г. Хозяйственная деят-ть: изменение технологического процесса, углубление межфирменного сотрудничества, техническое переоснащение организции.
В рез-те анализа хоз-ной деят-ти необходимо выявить узкие места деятел-ти организации т.е. большая сменность в управлении, параллелизм в работе, отставание в развитии организации от изменений внешней среды.
2 этап. Проектирование зависит от заложенных сочетаний используемых методов, которые можно условно разделить на 4 метода:
1.метод аналогии предполагает использование опыта проетирования оргстр-р в аналогичных организациях
2 экспертный – базируется на изучении предложения специалистов, экспертов, которые могут либо сами запроектировать определенные варианты, либо оценить, провести экспертизу разработанной проектировщиками стр-ры
3 структуризация целей – предусматривает выработку системы целей организации и её последующее совмещение с разрабатываемой стр-рой.
4 метод организац моделирования – позволяет чётко сформулировать критерии оценки, степень рациональности организационного решения.
Суть метода состоит в разработке формализованных математических или машинных описаний, распределении полномочий и ответственности в организации.
В самом процессе проектирования решаются след задачи:
- Определение типа стр-ры управления
- Уточнение состава и кол-ва подразделений по уровню управления
- Определение численности административно-управленческого персонала
- Определение характера соподчиненности между звеньями организации
- Расчет затрат на содержание аппарата управления
В конечном итоге устанавлив-ся управленческие функции для каждого подразделения, потоки информации, взаимосвязи и документооборот, полномочия, ответственность и права подразделения.
3 этап. Проводится по степени совершенства стр-ры т.е.
1 по уровню реализации заданий
2 по надежности и организованности системы управления
3 по скорости и оптимальности управленческих решений.
Отдельными параметры можно выразить коэф-ми:
·Коэф. Звенности , где - кол-во звеньев фактической организац стр-ры, - тоже оптимальной оргстр-ры
·Коэф территориал концентрации: , где - кол-во организаций практически функционирующих в регионе деятельности нашей организации, П – площадь региона, в кот. они функц-ют
·Коэф. Эффект-ти орг стр-ры управления , где Рп – конечный результат получаемый от этого функционирования организации. Зу – затраты на управление (фонд зарплаты, расходы на содержание помещений)
Эффективность управления также выражают показателем, представляющим собой соотношение эффект-ти управления и производства.
Вся работа по проектиров орг стр-ры сводится к выработке направлений по её совершенствованию, кот явл-ся важнейшим средством повышения эффект-ти управления деятел-ти предприятия.