Функции упр-я. Регулир-е и стимулир-е. Коорд-ция.
Регулир-е и стимулир-е. Любая с-ма обладает свойством к саморазруш-ю, поэтому необх-мо в опред степени стимулировать сост-е упорядоченности и устойчивости этой с-мы, регулировать этот процесс. Важную роль в реализации ф-циирегулиря и стимулир-я принадлежит мотивации как сов-сти мех-мов и методов, побуждотдиндив-мы и(или) окруж к деят-сти, направл на достижение целей орг-ции ч/з призму личного интереса. Ф-цияр.и ст. базир-ся на инф-ции, поступающей субъекту упр-я об отклонении во входных параметрах, сост-и и т.д. На этом осн-нииприним-сясоотвреш-я. Кач-во реализации ф-циихар-сясп-стью с-мы сохранять устойчивоесост-е в рез-те внешних возд-й.
Коорд-я – чисто технич ф-ция и необх-сть в ней возникает в связи с разделением труда вообще и управленч труда в частности. Реализация ф-ции сводится к согласованию коорд-ции действий отд эл-в с-мы упр-я. На практике реализация сводится к проведению разл рода оперативных меропр-й, совещаний, планерок, координац совещаний. В рамках оперативногоупр-я ф-циякоорд-цииреализ-ся ч/з мех-м диспетчерского упр-я произв-вом.
Функции управления. Функция контроля, анализа и учета.
Функции управления – определенный вид управленческой деятельности, необходимый ля соответствующего воздействия на объекты управления для достижения управления.
Функция контроля, анализа и учета сводится к постоянному накапливанию информации о состоянии объекта управления с целью выявления отклонений, подготовки к принятию решений по отклонениям, поиска резервов в системе.
Контроль осуществляется в соответствии с требованиями:
· Непрерывность
· Эффективность (затраты на осуществление контроля должны быть min)
· Определение границ контроля
· Выполнение задач контроля
· Эффективное влияние на субъект управления
Этапы реализации функции:
· Установление норм контроля – выработка системы показателей, их значений, которые будут осуществлять контроль
· Проведение процедуры учета, анализа и контроля (сбор информации)
· Сравнение результатов контроля с нормативными, оценка отклонения от норм
Выбор линии поведения:
· Устранить отклонение от норм
· Не предпринимать никаких действий, отклонения были , есть и будут
· В связи с систематическими отклонениями от норм, пересмотреть сами нормы
Элементы управления.
1. принятие управленческих решений
2. учет и контроль
3. критический анализ
4. инициативность (способность субъекта управления принимать решения, соответствующие ситуации и требованиям)
5. информативность
6. поведение субъектов управления в критической ситуации
Стадии процесса принятия управленческого решения.
I – накопление информации о каким-либо явлении, объекте
II – выработка и постановка цели, которую мы преследуем или пытаемся достичь
III – углубленное изучение проблемы
IV – выбор критериев эффективности
V – рассмотрение вариантов решений на основе оценки возможный послествий
VI – принятие решений
VII – доведение решений до исполнителей
VIII – контроль за выполненными решениями
Классификация управленческих решений.
1. по субъекту управления:
§ Органы государственной власти
§ Вышестоящие органы управления
§ Непосредственные руководители
§ Трудовые коллективы
2. по объекту управления:
§ Отдельный работник
§ Определенная группа
§ Структурные подразделения
§ Организация
§ Структура
по содержанию или предмету:
§ технические
§ организационные
§ экономические
§ социальные
§ политические
по времени:
§ будущие
§ настоящие
§ прошлые
по степени важности:
§ оперативные
§ тактические
§ стратегические
по степени формализации:
§ формализуемые
§ неформализуемые
по степени самостоятельности:
§ самостоятельно принимаемые
§ по инициативе подчиненных
по степени обязательности:
§ обязательные (законы, декреты, приказы)
§ рекомендательные
по форме представления:
§ документируемые
§ недокументированные (в устной форме)
по частоте принятия:
§ одноразовые (случайные)
§ повторяющиеся
по степени уникальности:
§ рутинные
§ уникальные
§ творческие
по степени неопределенности в условиях определенности:
§ в условиях вероятной определённости
§ в условиях полной неопределенности
Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
1. Требование законности – решение не должно противоречить всей совокупности законов и подзаконных актов, вытекающих из этих законов
2. Треб-ие единства цели – решение не должно противоречить некой общей цели
3. Треб-ие обоснованности – решение должно основываться на информации, отражающей состояние объекта управления, параметров исполнения и внутреннего воздействия на него
4. Выполняемость решения – для реализации решения должны быть созданы все необходимые условия. Оно зависит от выполнения требования обоснованности
5. Своевременности – правильный выбор момента принятия решения. Запаздывание может привести к возникновению новых проблем, а излишняя поспешность – решение принимается в условиях недостатка информации и неопределенности
6. Полномочности – т.е. принятие решения должно входить в круг полномочий лица, которое его принимает
7. Оптимальности – выбор наилучшего решения по принятому критерию из некоторого числа возможных вариантов
8. Треб-ие преемственности – решение не должно противоречить ранее принятым решениям
9. Направленность – решение должно иметь точный адрес и его формулировка не должна допускать разночтений
10. Справедливость – решение не должно не обосновано ущемлять чьих-либо интересов
11. Простоты, ясности, краткости, отсутствия внутренних противоречий