Формирования команды по созданию системы качества
Для разработки системы качества должна быть создана команда по созданию системы качества. Она состоит из руководителя команды и штаба. Состав команды должен обеспечить охват всех функций и процессов проекта. В эту команду обязательно должен входить представитель от руководства проекта, который через регулярные промежутки времени (но не реже, чем раз в месяц) информирует руководство проекта о ходе создания системы качества. При необходимости он может скорректировать процесс создания системы качества или помочь команде. В помощь команде руководством проекта может быть нанят внешний консультант. Представителем от руководства может являться сам руководитель команды.
Для создания системы качества используется следующая организационная структура см. рис. 4.2.
Руководство проекта | ||||||
Штаб команды по созданию системы качества | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Взаимодействие с внешними организациями | |||
Руководитель команды | __________ | Внешний консультант | ||||
Рабочие группы | ||||||
Продажа | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Испытания | |||
Закупки | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Отгрузка | |||
Разработка | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Монтаж | |||
Конструкции | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Пуск в эксплуатацию | |||
Обеспечение качества | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Сервис | |||
Подготовка производства | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Отдел кадров | |||
Производство | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Охрана труда | |||
Электронная обработка данных | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | ‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑‑ | Производственный совет | |||
Рис. 4.2 Организационная структура системы качества
Руководитель команды по созданию системы качества не должен быть полностью освобожден от своих прежних обязанностей для работы над системой качества. Если система качества, соответствующая стандарту ИСО 9001:94 ‑ ИСО 9003:94 создается впервые, то руководителем команды лучше не назначать начальника службы качества организации-заказчика (организации-подрядчика). Если же организация-заказчик имеет современную и эффективно функционирующую систему качества, то руководителем команды можно назначить либо руководителя службы качества, либо человека, который руководил созданием этой системы качества, или кого-нибудь еще.
Лучшими руководителями команды становятся, как правило, начальник отдела снабжения, отдела кадров, отдела сбыта или отдела технического контроля. Главное ‑ с помощью руководителя команды и консультанта вовлечь в процесс создания системы качества как можно больше сотрудников.
При создании системы качества для процессов управления проектом руководить этой работой (или хотя бы курировать ее) должен лично руководитель проекта.
В обязанности руководителя команды входят следующие действия:
· помощь сотрудникам команды при выполнении работ и помощь консультанту;
· организация обсуждений с участием представителей всех подразделений;
· установление контактов с консультантом и службой сертификации;
· информирование руководства проекта о ходе работ по созданию системы качества;
· сбор опыта, с определением из него возможностей для улучшения;
· сбор информации об экономическом эффекте внедряемой системы управления качеством. Эта информация стимулирует руководство проекта внедрять систему качества.
При формировании команды по созданию системы качества главное, что требуется от сотрудников, входящих в нее ‑ это готовность к сотрудничеству. В состав команды должны быть включены представители всех подразделений организации, созданной для реализации проекта.
Календарный график
Параллельно с формированием команды по созданию системы качества должен быть составлен календарный график создания системы управления качеством. В его создании обязательно должны принимать участие руководитель команды и человек, представляющий себе процесс создания системы качества и процессы и сроки проекта (если этих представлений нет у руководителя команды). Руководство проекта само определяет степень своего участия в разработке графика. После разработки график создания системы качества должен быть утвержден руководством проекта (согласованный вариант).
Пример графика создания системы качества приведен на рис. 4.3.
Составлен: | Составитель: | Утвержден: | Утверждаю: | ||||||||||||||
Действия Даты | Март | Апрель | |||||||||||||||
.... | .... | ||||||||||||||||
Вступительная беседа для членов команды по созданию системы качества | |||||||||||||||||
Составление организационных планов разработки и внедрения системы качества | |||||||||||||||||
Установление области применения системы качества | |||||||||||||||||
Определение политики в области качества | |||||||||||||||||
Распределение задач между рабочими группами | |||||||||||||||||
Анализ текущего состояния, т.е. системы качества организации-подрядчика и степени ее применимости для обеспечения качества проекта. Анализ системы качества включает анализ всех документов системы качества и используемых ею методов | |||||||||||||||||
Согласование и описание критериев оценки процессов (т.е. того, что будет измеряться) | |||||||||||||||||
Описания процессов | |||||||||||||||||
Разработка требуемых документированных процедур | |||||||||||||||||
Занесение всех разработанных документов в руководство по качеству | |||||||||||||||||
Завершение и рассылка справочника | |||||||||||||||||
Обучение сотрудников выполнению установленных процедур | |||||||||||||||||
Завершение всей документации | |||||||||||||||||
Обучение оценке выполнения процедур по установленным критериям | |||||||||||||||||
Внедрение процедур, т.е. организация работы по этим процедурам | |||||||||||||||||
Внутренние аудиты | |||||||||||||||||
Корректировка системы управления качеством | |||||||||||||||||
Рис. 4.3 График создания системы качества