Применяемые методы анализа качества

Для управления качеством (выявления и анализа проблем) как правило используются следующие методы: контрольные листки, мозговой штурм, схема процесса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, временной ряд, контрольная карта, гистограмма, диаграмма разброса. Большинство из этих методов статистические. По стандартам ИСО 9001:94, 9002:94, 9003:94 (пункт 4.20) “Поставщик должен определить потребности в статистических методах, применяемых при разработке, управлении и проверке возможности технологического процесса и характеристик продукции.” Таким образом, для проекта или предприятия должен быть определен набор методов, которые будут применяться.

Все мероприятия по всему жизненному циклу продукции требуют применения статистических методов. Статистические методы можно разбить на три типа: методы, используемые для выявления проблем, методы, используемые для анализа проблем, методы, используемые одновременно для выявления и анализа проблем. Успешность применения статистического метода зависит от его простоты, т.е. от возможности человека без специального статистического образования его применять. Также всегда должно учитываться соотношение трудозатрат на применение метода и пользы, которую он приносит.

Ниже приводится краткое описания методов анализа качества. Все эти методы используются в рамках статистического контроля процессов, который соединяет в себе статистические принципы и управление процессами. Статистический контроль процессов находится на стыке статистики и контроля процессов. Он стал катализатором революции в области качества в Японии и привел к концепции всеобщего управления качеством. Сейчас он является одним из инструментов обеспечения качества. Описание принципов статистического контроля процессов приводится после описания отдельных методов выявления и анализа проблем.

Контрольный листок

Контрольный листок ‑ это удобная документная форма для сбора и анализа информации. Он используется, чтобы определить частоту возникновения того или иного события. Его еще называют таблицей проверок. Контрольные листки используются на всех стадиях проекта. Они предоставляют данные для анализа более сложными статистическими методами. Перед их использованием необходимо убедиться, что все сотрудники, которым предстоит заполнять контрольные листки, одинаково понимают используемые в них термины. Лучше, если для каждого сотрудника и для каждого исследуемого дня работы будет свой контрольный листок. Также может вестись один сводный контрольный листок у контролера, мастера или бригадира.

На рис. 3.1 приведен пример контрольного листка контролера.


Сотрудник Количество брака с 1 по 5 июня Итого
  за неделю
Иванов I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
Петров I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
Сидоров I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
Яшин I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I
Всего

Рис. 3.1 Контрольный листок контролера

Мозговой штурм

Этот метод используется для выработки группой идей по какому-то вопросу. Как правило это вопрос “почему?”, “как?” или “что?”. Например, “почему магазин посещают мало клиентов?”, или “как привлечь большее число клиентов в магазин?” и т.д. Вопрос должен быть сформулирован и одинаково понят всеми участниками мозгового штурма.

Основные правила проведения мозгового штурма:

1. Все высказанные идеи должны записываться, какими бы они не казались глупыми или нереальными. Чем больше идей, тем лучше. Лучше, если записи будут вестись на доске или флипчарте, чтобы все могли видеть уже высказанные идеи.

2. Запрещается критиковать или оценивать высказанные идеи, даже негативными гримасами. Мозговой штурм это генерация, а не оценка идей. Ведущий должен строго следить за выполнением этого правила.

3. Запрещается обсуждать идеи. Обсуждение будет позднее.

4. Можно развивать уже высказанные идеи.

5. Лучше, если идея записана дословно, как она высказана автором.

Рекомендуемое время проведения мозгового штурма ‑ 5-15 минут.

Высказывание идей может вестись двумя способами:

1. Упорядоченно по очереди, когда ведущий последовательно обращается к каждому. При этом за раз высказывается только одна идея. Если идей нет, то человек пропускает свою очередь.

2. Неупорядоченно, когда идеи высказываются по мере их возникновения.

Схема процесса

Существует 4 типа схем процесса. Это: раскрывающаяся схема, детальная схема, схема потока и схема применения. Они описывают разные аспекты процесса. Наиболее часто используется раскрывающаяся схема, о которой будет рассказано ниже. Детальная схема ‑ это более подробная раскрывающаяся схема, в которой учтены все действия процесса. Она требует много времени для построения и применяется только в том случае, если эти трудозатраты оправданы. Схема потока ‑ это схема движения чего либо в рассматриваемом процессе. Например, для оптимального размещения комнат сотрудников на этаже может быть построена схема движения сотрудников при выполнении своих функций по этажу во время рабочего дня. После этого комнаты распределяются так, чтобы сделать это движение минимальным. Схема применения представляет из себя таблицу, в которой строки соответствуют действиям, выполняемым в рамках процесса, а столбцы ‑ исполнителям этих действий. При этом на пересечении строк и столбцов могут ставиться различные значки, чтобы различать кто выполняет это действие, кто проверяет правильность и т.д.

Раскрывающаяся схема это пошаговая схематичная картинка, используемая, чтобы определить основные этапы процесса или описать исследуемый процесс. Она показывает последовательность действий в процессе и обеспечивает единство понимания и терминологии у членов команды, анализирующих процесс. Имея схему процесса, команда может определить места возможных или имеющихся сбоев и выработать меры по их предотвращению. Раскрывающаяся схема также может использоваться для описания нового (измененного) процесса, который собираются внедрить для улучшения качества.

Чтобы построить раскрывающуюся схему надо:

1. Определить основные этапы исследуемого процесса. Их должно быть не более 6-7 (иначе анализ затруднен).

2. Выписать их в виде последовательной схемы в одну стоку наверху листа бумаги или доски.

3. Затем, под каждым этапом перечислить основные действия, входящие в этот этап (опять же, не более 6-7).

На рис. 3.2 приводится пример раскрывающейся схемы процесса.


Этап 1 Планирование создания отчета Þ Этап 2 Организация работы по написанию отчета Þ Этап 3 Написание отчета Þ Этап 4 Издание отчета
ß   ß   ß   ß
1. Определение целей отчета 2. Определение, что должно быть выражено в отчете 3. Определение занятых в написании отчета и их ответственности   1. Определение содержания и основных тем отчета 2. Определения порядка обсуждения разделов отчета 3. Сбор необходимой информации   1. Написание разделов отчета 2. Редактирование отчета, сопряжение разных разделов 3. Стилистическое редактирование текста 4. Добавление графиков и диаграмм 5. Грамматическое редактирование   1. Разработка оформления отчета, необходимое изменение структуры 2. Набор и распечатка текста, вставка последних версий графиков и диаграмм 3. Корректура 4. Размножение и рассылка

Рис. 3.2 Раскрывающаяся схема процесса создания отчета подразделения

Диаграмма Парето

Применяется, когда требуется оценить относительную важность выявленных проблем. Диаграмма Парето представляет из себя график, где по горизонтальной оси расположены проблемы, а по вертикальной ‑ их относительная важность, оцененная по какому-либо единому для всех них параметру (например, по стоимости наносимого ущерба, или частоте возникновения). Проблемы расположены в порядке убывания важности. Данные для построения диаграммы Парето могут быть взяты, например, из контрольных листков. Диаграмма Парето названа так по принципу Парето, по которому 80% ущерба наносят 20% проблем. Диаграммы Парето позволяют аналитикам принять решение, какие проблемы следует решать, а решение каких не принесет большого эффекта, а также выработать последовательность решения проблем.

На рис. 3.3 приводится пример диаграммы Парето.

100%

Применяемые методы анализа качества - student2.ru

1 2 3 4 5 6 7

Проблемы

Рис. 3.3 Диаграмма Парето

Наши рекомендации