Эвристики нерационального поведения
Приведем один из наиболее известных примеров нерационального поведения людей - «дилемму генерала» [6]. Генерал потерпел поражение в войне и хочет вывести свои войска (600 чел.) с территории противника. У него есть две возможные дороги, и разведка дала оценки возможных потерь при выборе каждой из них. Данные о дорогах и возможных потерях представлены на рис.
Большинство людей, рассматривающих дилемму, показанную на рис., выбирают первую дорогу, стараясь избежать лотереи, когда в одном из исходов погибает весь личный состав соединения. Но эта же дилемма была представлена испытуемым в ином виде (рис. 4.5). Теперь уже большинство испытуемых выбирает вторую дорогу, так как на ней с вероятностью р=1/3 можно спасти все соединение. Легко увидеть, что лотереи на рис. 4.5 и 4.6 эквивалентны, но одна из них представлена в виде выигрышей, а другая — в виде потерь.
Дорога 1 |
.
Рис.4.5. Дилемма генерала
Рис. 4.6. Иное представление дилеммы генерала
Многочисленные эксперименты продемонстрировали отклонение поведения людей от рационального, определили эвристики, которые используются при принятии решений. Дадим перечень наиболее известных эвристик [7].
Суждение по представительности. Люди часто судят о вероятности того, что объект А принадлежит к классу В только по похожести А на типовой объект класса В. Они почти не учитывают априорные вероятности, влияющие на эту принадлежность. В одном из опытов испытуемым дали краткие описания субъектов из группы в составе 100 человек и попросили определить вероятности того, что рассматриваемый субъект является юристом или инженером при условиях: 1) в группе 70 инженеров и 30 юристов; 2) в группе 30 инженеров и 70 юристов. Ответы были примерно одинаковы. В других экспериментах было показано, что люди ориентируются только на представительность, не учитывая даже размер выборки, по которой выносится суждение.
Суждение по встречаемости. Люди часто определяют вероятности событий по тому, как часто они сами сталкивались с этими событиями и насколько важными для них были эти встречи. Так, в одном из опытов испытуемые оценили вероятности нахождения буквы «к» в английских словах на первом и третьем месте. Большинству людей было легче вспомнить слова с буквой «к» на первом месте, и они определили соответствующую вероятность как большую, хотя в действительности справедливо обратное (на третьем месте буква «к» встречается значительно чаще). Тверский и Канеман отмечают, что многие люди, видимо, верят в «закон малых чисел», утверждающий, что малая выборка хорошо характеризует все множество.
Суждение по точке отсчета. Если при определении вероятностей используется начальная информация как точка отсчета, то она существенно влияет на результат. Так, при оценках вероятностей событий группам людей давали завышенные и заниженные начальные значения и просили их скорректировать. Средние по группам ответы существенно различались.
Сверхдоверие. В экспериментах было показано, что люди чрезмерно доверяют своим суждениям, особенно в случаях, когда они выносят суждение о прошлых событиях. Люди переоценивали свои суждения о вероятностях редких явлений природы, о вероятностях изменений курса акций на бирже и т. д. Они были настолько уверены в своих суждениях, что рисковали определенными суммами денег.
Стремление к исключению риска. Многочисленные работы показывают, что как в экспериментах, так и в реальных ситуациях люди стремятся исключить ситуации, связанные с риском. Онисоглашаются на средние (и хуже средних альтернативы, только чтобы не возникли ситуации, где хотя бы при очень малых вероятностях возможны большие потери.
Реакция экономистов на результаты психологических исследований была неоднозначной. Приверженцы теории субъективной ожидаемой полезности утверждали, что нерациональность человеческого поведения является кажущейся, так как неправильно сформулирован критерий, который человек стремится оптимизировать. Действительно, если результат выбора известен, то почти всегда можно подобрать критерий, с точки зрения которого этот выбор является оптимальным. Если принять такую точку зрения, то теория субъективной ожидаемой полезности скорее позволяет объяснить выбор, чем предсказать его [8].
Признание нерациональности человеческого поведения привело к поиску его причин. Среди этих причин называют [9]:
1) недостаток информации у ЛПР в процессе выбора;
2) недостаточный опыт ЛПР: он находится в процессе обучения и поэтому меняет свои предпочтения;
3) ЛПР стремится найти решение, оптимальное с точки
зрения совокупности критериев (целей), строго упорядоченных
по важности, но не может его найти;
4) различие между объективно требуемым временем для реализации планов и субъективным горизонтом планирования ЛПР.
Оценка полезности
В данном разделе предполагается, что существует единственная мера эффективности X, относительно которой необходимо оценить предпочтения лица, принимающего решение. Нужно оценить полезность и(х) каждого возможного исхода x1,х2,.... Если множество исходов дискретно, то искомые полезности можно непосредственно оценить, определяя вероятности равноценности исходов p(х) на основе аксиомы 4. Однако, поскольку число возможных исходов обычно велико, необходимо (и проще) оценить функцию полезности и(х). Метод такой оценки иллюстрируется в следующих разделах.
Для упрощения дальнейшего изложения разобьемвсю процедуру оценки функций полезности на пять этапов:
1) предварительный анализ для фактической оценки;
2) определение соответствующих качественных параметров;
3) формирование количественных ограничений;
4) выбор функции полезности;
5) проверка на согласованность.
Предварительные процедуры для фактической оценки полезности
Оценка функций полезности, по-видимому, скорее искусство, чем наука. Успех в данной области тесно связан со способностью исследователя вступать в контакт с лицом, принимающим решение. Исследователь должен доказать этому лицу важность таких оценок, заручиться его поддержкой и сделать удобной процедуру оценивания.
Прежде чем приступать к оценке функции полезности, следует обсудить концепцию теории принятия решений. Для лица, принимающего решение, должно быть совершенно ясно, что интересующие его предпочтения являются его субъективными чувствами и что не существует совершенно объективных предпочтений. В тех случаях, когда лицо, принимающее решение, чувствует некоторую неловкость при сообщении о своих субъективных чувствах, было бы очень хорошо, если бы оно изменило свое мнение. Последнее условие является необходимым для корректного анализа проблемы. В этом и состоит одна из целей теории принятия решений — требовать, чтобы лицо, принимающее решение, сформулировало свои предпочтения в надежде, что оно сопоставит их между собой и скорректирует свое мнение.