Семантическая мера информации.
Для восприятия информации необходимо, чтобы передаваемые сообщения в определенной мере соответствовали тезаурусу знаний получателя: если они не имеют точек соприкосновения с ним, сообщение понято не будет (так, человек, не знающий математики, не поймет математическую формулу). Наоборот, если сообщение полностью совпадает с тем, что уже есть в тезаурусе получателя, оно не будет воспринято как информация, поскольку в нем нет ничего нового. В обоих этих случаях сообщение содержит для получателя только семантический шум, и он отсеивается в процессе передачи и восприятия информации
9. Преобразование информации.
С информационной точки зрения любая деятельность человека включает следующие этапы.
Поиск сообщений. Внешняя среда с точки зрения СОД представляет собой некоторый генератор потока сообщений. Целью данного этапа является отбор из внешнего потока сообщений тех из них, которые могут быть использованы при выполнении основной деятельности. На этапе поиска сообщений используются услуги различных информационных систем и неформальные каналы, доступные конкретному потребителю информации.
Интерпретация сообщений. В связи с конкретным характером решаемой задачи и тезауруса потребителя информации, имеет место упомянутое различие “языка коммуникаций” и “внутреннего языка”. Данный этап заключается в адаптации сообщений, интерпретации в терминах “внутреннего языка”, т. е. в конечном итоге – в извлечении из сообщений информации, необходимой для решения поставленной задачи. Этап 2 приводит к созданию информационного обеспечения решаемой задачи, которое должно привести к повышению эффективности ее решения. В более узком смысле информационным обеспечением можно считать результат этапа 1 – построение совместными усилиями СОД и информационной системы некоторой совокупности сообщений, релевантных (потенциально полезных) задачам СОД.
Решение задачи. На данном этапе, используя полученную информацию, собственные знания и опыт, а также материальные, энергетические, трудовые и иные ресурсы, СОД вырабатывает новую информацию, которая является результатом решения задачи. Эта информация зафиксирована на “языке задачи” и без дополнительных затрат труда, как правило, не представляет ценности при выходе за пределы конкретной задачи, являясь достоянием СОД или достаточно ограниченного множества лиц (организаций), связанных с конкретной проблемой.
Создание сообщений. На данном этапе СОД интерпретирует полученный результат на “языке коммуникаций”, т. е. подготавливает сообщение в стандартной форме, принятой на данном этапе развития системы научной коммуникации вообще и систем научно-технической информации (НТИ), в частности. Это может быть подготовка статьи, отчета, выступления на научной конференции, семинаре и т. д.
Распространение и преобразование сообщений. Автор сообщения вступает в активное взаимодействие с системой коммуникации, затрачивая определенные усилия по вводу сообщения в один (или несколько) из доступных каналов коммуникации. Эффективность данного этапа деятельности определяется как степенью усилий, предпринимаемых СОД, так и теми возможностями, которые ему предоставляет система коммуникации.
Дискретизация информации.
11. Квантование по уровню. Теорема Котельникова.
12. Формы представления информации. Информационная модель канала связи.
Существует два типа сигналов: непрерывные и дискретные.
Сигнал называется непрерывным (аналоговым), если он определен для любого значения аргумента. Источниками аналоговых сигналов, как правило, являются физические процессы и явления, непрерывные в динамике своего развития во времени, в пространстве или по любой другой независимой переменной, при этом регистрируемый сигнал подобен ("аналогичен”) порождающему его процессу. Примеры непрерывных сигналов: речь, музыка, изображение, показание ртутного термометра и пр.
Сигнал называется дискретным, если множество его значений является конечным (счетным) и описывается дискретной последовательностью отсчетов. Примеры дискретных сигналов: показания цифровых измерительных приборов, книги, электронные табло и пр.
Следует различать непрерывность или дискретность сигнала по уровню и во времени. На рисунке в виде графиков изображены:
а) непрерывный по уровню и во времени сигнал Хнн;
6) дискретный по уровню и непрерывный во времени сигнал Хдн;
в) непрерывный по уровню и дискретный во времени сигнал Хнд ;
г)дискретный по уровню и во времени сигнал Хдд.
а | б |
в | г |