Психологический аспект прогнозирования.

Временной аспект планирования – это прогнозирование. Определяется не только то, что должна осуществить организация, но и когда должен быть достигнуть результат.

Прогнозирование – это метод предвидения возможных направлений развития.

Прогнозирование – это фактор планирования, которое бывает: долгосрочным (свыше 5 лет; иногда до 15-20 лет), среднесрочным (от года до 5 лет), краткосрочным (обычно на год). Его точность только вероятностна.

Виды прогнозов: экономические, развития конкуренции, развития технологии, состояния рынка, социальный.

Методы прогнозирования:

— неформальные (наглядная информация, письменная информация, промышленный шпионаж);

— количественные (экстраполяция – повторение прошлого, временные ряды, причинно-следственное моделирование);

— качественные методы (мнение, ожидание потребителя, экспертной оценки).

9. Психологические особенности планирования.

Планирование — это решение о том, какими должны быть цели организации и что должны сделать члены организации, чтобы достичь целей. По сути это ответ на вопросы: «где мы находимся в настоящее время», «куда мы хотим двигаться», «как мы собираемся сделать это».

Планирование осуществляется непрерывно, так как это постоянная неопределенность будущего. Причинами непрерывного планирования являются ошибки в суждениях и их устранение, изменения в окружающей среде и реорганизация, реконструкция, реформирование подсистем.

Планирование – это процесс разработки плана, определяющего: кто, что, с использованием каких ресурсов и когда должен выполнить. Для осуществления планирования необходима разработка цели (желаемого результата) организации.

Планирование коррелирует с успехом организации. Наибольший успех от планов – в показателях отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал.

Планирование согласуется и с процессом контроля. Контроль основывается на планировании.

Ключевые компоненты организационного планирования:

— определение миссии и целеполагание (основная общая цель организации – четко выраженная причина или миссия)

— принятие решений.

Принципы планирования: своевременности, комплексности, рациональности.

Процесс планирования (этапы):

— прогнозирование;

— выяснение и выбор вариантов развития;

— формулирование целей;

— разработка программы действий и составление графика работ;

— формирование бюджета (бюджетирование).

Методы планирования:

— матричное (на основе нормируемых единиц)

— оптимальное (на основе определенного критерия)

— адаптивное (учитывающее изменения)

— балансовый (достижение баланса доходов и расходов)

— планирование от достигнутого уровня (на основе данных за отчетный период)

— планирование с ориентацией на конкурентов

С точки зрения автора стратегическое планирование– это:

— распределение ресурсов (увеличение или сокращение ограниченных организационных ресурсов: фондов, дефицитных талантов, технологического опыта);

— анализ внешней среды (оценка контролируемых и неконтролируемых факторов: функционально-стоимостной (затраты-результаты), «бенчмаркинг» — точное измерение «лучшего в своем классе»: операций внутри организации и в других организациях, сравнение с мировым опытом; анализ полей бизнеса «PIMS» – анализ воздействий рыночных стратегий на прибыль);

— адаптация к внешней среде (улучшение взаимодействия организации с ее окружением, приспособление к нему – к экономическим, социальным, политическим, рыночным, международным, технологическим и конкурентным факторам, к опасностям и возможностям; ответ на потребительские требования);

— внутренняя координация (отражение сильных и слабых сторон с целью эффективной интеграции управленческих операций – SWOT-анализ – аббревиатурное обозначение сильных сторон, слабых, благоприятных возможностей и факторов угрозы; в таблице представлен столбцами: «СИВ» – силы и возможности», «СИУ» — сила и угрозы, «СЛВ» — слабость и возможности, «СЛУ» — слабость и угрозы);

— организационное предвидение (систематическое развитие мышления менеджера путем формирования нового опыта, основанного на оценке прошлого).

Тактика – метод достижения цели, способ достижения краткосрочных целей. Она легко соотносится с конкретными задачами и ситуациями.

Тактика всегда разрабатывается на уровне среднего звена управления, стратегия – на уровне высшего.

Функция планирования

План функционирования и развития организации — это модель социально-экономического состояния организации на определенный период; это карта пути следования организации. Стратегическое планирование, осуществляемое на высшем уровне управления, предполагает определение долгосрочной перспективы развития организации, учет тенденций развития внешней среды организации, систему мер по овладению рыночной нишей.

Психологический аспект прогнозирования. - student2.ru

На среднем уровне управления осуществляется тактическое планирование — определяются промежуточные цели и задачи, методы их реализации. На нижнем уровне управления осуществляется оперативное планирование: определяются стандарты деятельности в различных видах работ, стимулируется максимальное приложение усилий каждым работником для достижения тактических и стратегических целей организации. Указанные три уровня планирования составляютбизнес-план функционирования организации. При этом руководствуются рядом принципов эффективного планирования:

§ всесторонность и полнота планирования (учет всех событий и обстоятельств, имеющих значение для развития организации);

§ обоснованность и точность планирования (использование современных методов и процедур, обеспечивающих точность производственных прогнозов);

§ текущая корректировка планов с учетом достигнутых про- межуточных результатов;

§ ясность и доступность планирования для всех членов организации.

При планировании используются соответствующие современные инструментарии: бюджетный подход, анализ окупаемости производственных затрат, пилотажное исследование и др.

Психологические особенности планирования.

Планирование-начало и основа управленческой деятельности. С помощью планирования связываются воедино прошлое , настоящее и будущее, поскольку планируя, мы используем опыт, накопленный в прошлом, опираемся на свои существующие сегодня возможности и рассчитываем на удовлетворение наших растущих потребностей в будущем.

Планирование начинается с постановки цели. Наиболее обобщенную цель иногда называют миссией, ориентиром, на который направлены все другие, более конкретные цели организации.

Таким образом стратегическая цель на достижение которой направлена вся деятельность учреждения, должна иметь мотивирующий, стимулирующий, вдохновляющий характер и, кроме того быть четко сформулированной, ясной для каждого работника. Это может быть, например, получение максимальной прибыли, повышение уровня капитализации предприятия, стоимости его акций, увеличение выпуска производимой продукции и т.д., поскольку эти цели скорее тактические, чем стратегические. Стратегическая же цель должна быть направлена на достижение важного социального результата – только в этом случае она будет иметь характер миссии.

Конечно, миссия реализуется через систему частных, конкретных, тактических целей второго уровня, представляющих собой конкретные, промежуточные состояния, которые должны быть достигнуты на длительном пути к высокой миссии.

Совокупность - целей общих или конкретных – важный источник мотивации, стимулирования трудовой активности. Они могут мобилизовывать не только сознательные, но и подсознательные ресурсы психологии работников. Правильно сформулировать цели ориентируют человека на их осуществление в течении длительного, многолетнего срока. Современные системы управления, рассчитанные на повышение индивидуальной групповой эффективности, на возникновение у людей «психологии успеха», обязательно предполагают тщательный, углубленный процесс планирования целеполагания.

К любому планированию предъявляются общие требования:

· Экономическая обоснованность(достижение поставленных целей с наименьшими затратами ресурсов)

· Реалистичность(соответствие конкретным возможностям организации)

· Гибкость(учет возможных изменений в процессе реализации плана)

Наши рекомендации