Тема: Методика работы над задачами на движение
План:
1. Подготовительные упражнения к теме (на нахождение расстояния, промежутка времени, скорости).
2. Простые задачи с тройкой пропорциональных величин: скорость – время - расстояние, последовательность работы над вопросом.
3. Задачи на движение:
а) подготовительные составные задачи на движение одного или двух тел;
б) задачи на движение в противоположных направлениях и новые понятия, возникающие в связи с их решением (скорость сближения – при встречном движении и скорость удаления – при движении друг от друга);
в) движение в одном направлении.
Рекомендательная литература
1. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. – М., 1985.
2. Рудницкая В.Н. Формирование у школьников понятия «скорость» // Начальная школа. – 1993. - №1. – С. 40-43.
3. Холомкина А.И. Решение задач на движение // Начальная школа. – 1983. - №3. – С. 46-49.
«Скорость» - одна из наиболее трудных тем курса математики начальной школы. Опыт показывает, что решение даже несложных арифметических задач, содержащих зависимость между скоростью, путем и временем движения, часто вызывает затруднения у многих учащихся, в том числе и у имеющих в целом неплохую математическую подготовку. Еще больше трудностей возникает у учащихся при решении составных задач (на движение вдогонку, на движение тел в противоположных направлениях и пр.).
Покажем другой подход к введению понятия «скорость».
Основой подхода является рассмотрение и сравнение движений нескольких (двух или трех) предметов. Поставив перед учащимися задачу - определить, какой из предметов движется быстрее (при заданных условиях), и произведя соответствующие вычисления, легко подведем учащихся к пониманию необходимости введения особой величины (скорости), являющейся характеристикой быстроты движения, и ее единиц.
Для первоначального ознакомления учащихся со скоростью выделяем два урока. Первый урок начинаем с краткого вступления. Учитель говорит: «Вы уже знакомы с некоторыми важными величинами - длиной, массой, временем, научились их измерять. Сегодня мы познакомимся с новой величиной, многие из вас слышали ее название - скорость. Чтобы понять, что такое скорость, решим задачу: "Петя на лыжах пробежал 30 м за 10 с. а Федя – 30 м за 15 с. Кто из мальчиков бежал быстрее?»
Наверное, многие из вас сообразят, кто бежал быстрее. Выскажите свое мнение. Почему вы так думаете?
Давайте разберемся. Федя пробежал то же расстояние, что и Петя, но затратил больше времени. Чтобы ответить на вопрос задачи о том, кто из мальчиков бежал быстрее, надо узнать, сколько метров пробегал каждый из них в одну секунду:
30:10=3 30:15=2
Итак, Петя пробегал 3 м в каждую секунду, а Федя - только 2 м в ceкунду. Говорят так: «Петя бежал с большей скоростью, чем Федя. Скорость Пети была 3 метра в секунду, а скорость Феди - 2 метра в секунду».
Метр в секунду - это единица скорости.
Ее обозначают так: м/с. Есть и другие единицы скорости, например, километр в секунду (км/с), километр в час (км/ч), метр в минуту (м/мин).
Как же найти скорость, если известны длина пути и время? Какое действие надо выполнить?
Чтобы найти скорость, надо длину пути разделить на время.
Если ракета летит со скоростью 9 км/с, то это значит, что в каждую секунду она пролетает 9 км. Если машина идет со скоростью 85 км/ч, то это значит, что она проходит 85 км в каждый час. Если черепaxa движется со скоростью 5м/мин, то это значит, что она проползает 5 м в каждую минуту».
Уnpажнения.
1. Объясните смысл предложения:
а) самолет летит со скоростью 950 км/ч;
б) улитка ползет со скоростью 6 м/ч;
в) плот плывет по реке со скоростью 4 км/ч;
г) человек идет со скоростью 5 км/ч.
2. Назовите скорость, с которой может идти пешеход, автобус, такси, электропоезд, лететь самолет.
3. Чему равна скорость движения:
а) меч-рыбы, если она в каждый час проплывает 100 км?
б) пчелы, если она в каждую секунду пролетает 7 м?
в) верблюда, если он в каждый час проходит 35 км?
г) космического корабля, если он в каждую секунду пролетает 8 км?
д) велосипедиста, если он в каждый час проезжает 18 км?
4. Вы знаете, что для определения массы используют прибор, который называют весы, для измерения длины используют линейку или рулетку, для измерения времени - часы. А каким прибором измеряют скорость?
Для измерения скорости используют прибор, который называют спидометром (от англ. speed - скорость). По показаниям спидометра узнайте и запишите скорость движения каждой машины:
5. За 6 ч, двигаясь без остановок, поезд прошел 498 км. Сколько километров проходил поезд в каждый час? С какой скоростью шел поезд?
6. Один велосипедист за 2 ч проехал 24 км, а другой за то же время - 26 км. Найдите скорость каждого велосипедиста. Скорость какого велосипедиста больше? Что значит скорость больше?
7. За 1 ч автомобиль прошел 60 км. Сколько километров он проходил в каждую минуту? Запишите скорость автомобиля, используя единицу скорости км/мин.
8. Я заметил в бинокль предмет, движущийся со скоростью 1000 м/мин. Выразите эту скорость в км/мин.
В течение следующих 3-4 уроков по известной учителю методике учащиеся решают задачи на определение пути по данным скорости и времени движения и на определение времени по двум другим известным величинам - пути и скорости.
После рассмотрения решения, каждой из этих задач полезно вслух проroворить. выводы: 1) чтобы найти длину пути, надо время умножить на скорость; 2) чтобы найти время, надо длину пути разделитъ на скорость.
При решении задач на движение в средних классах учащиеся встречаются с большими трудностями - переводом скорости, данных в одних единицах, в другие единицы. Дело не в том, что соответствующее умение трудно сформировать. Этим надо специально заниматься, а в программе по математике для начальной школы этому вопросу не уделяется внимания и нужных видов упражнений в учебнике математики, естественно, нет. А определенную работу в этом направлении можно провести уже в начальных классах.
Предлагаем для тренировки несколько видов таких упражнений. Эти упражнения помогут научить учащихся переводить одни единицы в другие и будут способствовать развитию их мышления.
Упражнения.
1. Космический корабль летит со скоростью 8 км/с. Сколько километров он пролетит за 1 мин? Запишите скорость корабля в км/мин.
2. Машина прошла 150 км за 2 ч 30 мин. Найдите скорость машины и запишите ее в км/ч.
3. Велосипедист едет по дороге со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проедет за 20 мин?
Решение. Покажем наиболее простой способ рассуждения. В 1 ч содержится 3 раза по 20 мин (60:20=3). Значит, 20 мин – это 1/3 часа. Так как каждый час велосипедист проезжает 15 км, то за 3 часа он проедет 5 км (15:3=5). Ответ. 5 км.
4. Человек идет по дороге со скоростью 4 км/ч. За какое время он пройдет 3 км?
Решение. По условию задачи человек проходит 4 км за 60 мин. Значит, 1 км он проходит за 15 мин (60:4= 15), а 3 км он пройдет за 45 мин (15*3=45).
Ответ. За 45 мин.
5. Стрекоза летит со скоростью 10 м/с. Сколько километров она пролетит за 1 ч?
Решение. В 1 ч содержится 3 600 с (60·60=3600). По условию задачи за 1 с стрекоза пролетает 10 м, а за час, т. е. за 3 600 с она пролетит в 3 600 раз большее расстояние, т. е. 10·3600=36000=36 километров.
Ответ. 36 км.
При обучении решению задач на движение двух тел в противоположных направлениях для предупреждения механического запоминания некоторыми учениками способа решения задачи полезно предлагать задачи, по сюжету и способу решения знакомые учащимся, но числовые данные подбирать так, чтобы формальный, заученный способ решения, примененный к таким задачам, привел бы учеников к ошибке или поставил их в тупик и они вынуждены были думать, рассуждать, искать правильное решение.
Примеры таких задач.
1. Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу из двух деревень. Скорость одного пешехода 5 км/ч, а другого 4 км/ч. Расстояние между деревнями 3 км. Какое расстояние будет между пешеходами через час после начала движения?
Решение. Через час от начала движения пешеход, идущий со скоростью 5 км/ч, пройдет 5 км. За это время он дойдет до деревни (до нее 3 км) и пройдет дальше еще 2 км. Второй пешеход за час дойдет до деревни (3 км) и пройдет еще 1 км. Значит, через час от начала движения расстояние между пешеходами будет 6 км (3+2+1=6).
Ответ. 6 км.
2. Из села в город на велосипеде выехал почтальон со скоростью 12 км/ч. В то же время навстречу ему из города в село вышел турист со скоростью 6 км/ч. Расстояние от села до города 9 км. Какое расстояние будет между ними через полчаса?
Решение. За полчаса почтальон проедет 6 км (12:2= 6), а турист пройдет 3 км (6:2=3). Так как расстояние от села до города 9 км, то через полчаса после начала движения почтальон, пройдя 6 км, а турист 3 км, встретятся (6+3=9). В момент встречи расстояние между ними будет0.
О т в е т. Расстояние равно 0.