Тема: Изучение нумерации чисел первого десятка
В начальных классах»
Стерлитамак 2010
УДК 372.8:51(0.7)
ББК 74 262.21
М54
Организация самостоятельной работы студентов по изучению курса «Методика преподавания математики в начальных классах»для студентов 3—5-х курсов заочного отделения по специальности “031200 — Педагогика и методика начального образования” / Сост. Р..3. Мустафина. Стерлитамак. Стерлитамак. гос, пед. академия им. Зайнаб Биишева, 2010. - 120 с.
Пособие представляет собой изложенную в сжатой форме систему подготовки по методике преподавания математики учителей начальных классов, а также приведены наиболее важные с методической точки зрения статьи. Задания, выполняемые ими по изучению начального курса математики (задания и вопросы к практическим и лабораторным занятиям, задания кконтрольным работам, вопросы к экзамену по методике математики, задания исследовательского характера к педагогическим практикам на 4 и 5-м курсах, вопросы к занятиям слецкурса), собраны воедино, образуя целостную картину подготовки будущего учителя начальных классов.
© Составитель: Р.З. Мустафина,
2010
© Стерлитамакская
государственная
педагогическая
академия им. Зайнаб Биишевой, 2010.
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель пособия к изучению курса “Методика преподавания математики в начальных классах” — оказание помощи в подготовке студентов дневного и заочного отделений к экзамену, к выполнению контрольных работ, выбору темы, направления исследования при написании курсовой и дипломной работы, заданий к педагогической практике.
Пособие состоит из 5 частей:
Введение.
§ 1. Содержание лекций и практических занятий.
§ 2. Задания к выполнению контрольных работ.
§ 3. Задания к педагогической практике.
§ 4. Вопросы к экзамену.
§ 5. Темы курсовых работ.
В конце приводится список основной литературы, используемый при обучении.
В работе реализуется идея интеграции содержания и методов таких дисциплин, как педагогика (раздел дидактики), математика (конкретный смысл арифметических действий и их свойства, вопросы изучения величин и действий с ними, понятие разряда, класса, числа и др.) методика преподавания математики. Осознанное применение общедидактических закономерностей и знаний по вузовскому курсу математики к обучению математике младших школьников, а также мобильность современного учителя в умении анализировать новые подходы в обучении, являются действенным фактором совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя. К практическим занятиям предлагаются задания, нацели- / вающие на установление межпредметных связей между названными дисциплинами. За период обучения методике преподавания математики и параллельно за время прохождения педпрактики в качестве учителя начальных классов у каждого. студента будет накоплен материал, куда войдет тематическое планирование, конспекты уроков, фрагменты уроков по отдельным трудным вопросам, методические разработки внеклассных мероприятий, набор дидактических игр, образцы и описание наглядных пособий, конспекты необходимых статей. Тогда каждый студент за годы изучения названного курса подготовит так называемую копилку” для работы с учащимися начальных классов.
К каждой теме указана литература, дополняющая учебники. В том числе предлагаются статьи 1970-80-х годов издания, которые в теоретическом и методическом плане важнее статей последних лет — их студенты могут подобрать самостоятельно, а также воспользоваться имеющимися в кабинете списками литературы к изучаемому курсу.
Содержание лекций и практических занятий
НУМЕРАЦИЯ ЦЕЛЫХ НЕОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ (6 часов)
Тема: Методика изучения нумерации
В концентре «Сотня»
План:
1. Задачи и структура темы.
2. Последовательность изучения темы:
а) Числа 11-20.. реализация задач изучения темы на следующих уроках:
- урок ознакомления с новой счетной единицей – десятком;
- уроки устной нумерации
- уроки письменной нумерации.
б) Числа 21-100. Поурочная характеристика реализации основных задач по учебнику математики М-2.
Выполнить задание:
Сделать анализ использования следующих средств наглядности:
- «лента ста»;
- полоски с кружками;
- карточки с разрядными числами.
г) Изучение дидактических игр к теме: Дрозд В.Л. и др. Практикум по методике начального обучения математике: Минский Е.М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1982.; Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: Просвещение, 1972.
Нумерация чисел второго десятка (от 11 до 20)
В начале четвертой учебной четверти первоклассники знакомятся с числами второго десятка. В ходе изучения этой темы они усваивают последовательность натуральных числе в пределах 20, учатся читать, записывать и сравнивать эти числа (с использованием знаков «>», «<» и «=»), а также рассматривают десятичный состав двузначных чисел. рассмотрим методику работы над этими вопросами более подробно.
Изучая данную тему, важно показать ребенку процесс образования новой разрядной единицы – десятка. Для этого используются счетные палочки. Отсчитав вместе с ребенком десять палочек, их связывают в пучок и получают новую разрядную единицу - десяток. (Следует отметить, что «десять» и «десяток» - разные понятия. Если «десять» - это десять отдельных единиц, то «десяток» - это десять единиц, объединенных вместе, образующих новую счетную единицу.) Добавляя к десятку отдельные палочки (единицы), получают все остальные числа от 11 до 20. число 20 состоит из двух пучков палочек - десятков.
При знакомстве ребенка с записью и чтением чисел от 11 до 20 хорошую помощь оказывает специальное наглядное пособие – абак:
Сначала счетные палочки по одной кладут в правый верхний кармашек абака, сопровождая этот процесс счетом. Получив десять палочек, их связывают в пучок (десяток) и перекладывают из правого кармашка в левый. В правый кармашек добавляют еще несколько палочек. Дойдя до числа пятнадцать, ребенку задают следующие вопросы:
- Сколько десятков в числе пятнадцать? (Один.) Обозначим это цифрой (внизу на абаке ставится разрезная карточка с цифрой 1).
- Сколько отдельных (т.е. не объединенных в десяток) единиц в числе пятнадцать? (Пять.) Обозначим это цифрой (под пятью палочками ставится цифра 5).
Аналогично ведется работа над записью и чтением остальных чисел второго десятка. При этом следует обратить внимание на объединение значения каждой цифры в записи числа: когда она обозначает количество единиц, а когда – десятков. Тем самым у ребенка формируется понимание позиционной записи двузначных чисел.
Сравнение двузначных чисел
При сравнении натуральных чисел в пределах 20 ребенок может уже самостоятельно использовать второй прием сравнения, основанный не на соотнесении соответствующих предметных множеств, а на взаимном расположении сравниваемых чисел в числовом ряду. Его рассуждения могут выглядеть так: «Шестнадцать больше четырнадцати, так как шестнадцать в ряду чисел находится правее, чем четырнадцать».
На этом этапе дети уже начинают при сравнении чисел использовать знаки «>, «<» и «=».
Предложив ребенку несколько заданий на сравнение однозначных чисел с двузначными, желательно так потом построить с ним обсуждение этой работы, чтобы он самостоятельно «открыл» следующую закономерность: любое однозначное число меньше любого двузначного числа.
Сложение и вычитание чисел вида 10 + 8, 18 – 10, 18 – 8
Уже при изучении нумерации чисел второго десятка первоклассники могут научиться выполнять простейшие случаи сложения и вычитания, основанные на разрядном составе двузначных чисел. Так, например, выполняя вычитание чисел вида 18 – 10, ребенок сопровождает его следующим комментарием: «Восемнадцать – это десять и восемь. Если из восемнадцати вычесть десять, то останется восемь». Аналогично проводятся рассуждения для случая 18 – 8. На первоклассном этапе решение таких примеров желательно сопровождать соответствующими предметными действиями, например, со счетными палочками.
Таким образом, заканчивая 1 класс, ребенок должен достаточно хорошо ориентироваться в следующих вопросах раздела «Нумерация целых неотрицательных чисел»: знать последовательность чисел в пределах 20 как в прямом, так и в обратном порядке, место каждого числа в натуральном ряду; уметь для каждого числа называть предыдущее и непосредственно следующее за ним число, продолжать счет как в прямом, так и в обратном порядке от любого заданного числа в этих пределах; понимать, как образуется каждое число путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа натурального ряда; читать, записывать и сравнивать любые числа в пределах 20, записывать результат сравнения с помощью знаков «>, «<» и «=»; до автоматизма знать состав чисел в пределах десяти, а также разрядный состав (из десятков и единиц) двузначных чисел второго десятка. В качестве опережения требований программы 1 класса можно с ребенком хорошо отработать знание состава всех чисел в пределах 18 из двух однозначных слагаемых (например, 14 = 7 + 7, 14 = 6 + 8, 14 = 5 + 9).
С целью контроля за усвоением этих вопросов ребенку можно предложить следующие задания.
Проверочные задания по темам
«Числа от 1 до 10» и «Числа от 11 до 20»
1) Посчитай от 1 до 20 сначала в прямом, а затем в обратном порядке.
2) Посчитай от 8 до 20 в прямом порядке, от 14 до 1 в обратном порядке.
3) Вставь пропущенные числа в ряду:
а) 1, 2, …, 4, 6, 7, …, …, 10, …, …, …, 14, …, …, …, 19 …
б) … 18, …, …, …, …, …, …, …, 10, …, 8, …, …, …, 4, …, …, 1.
4) Используя карточки с разрезными цифрами, попросите ребенка построить из них в «Кассе счетного материала» отрезок натурального ряда от 1 до 10. предложите ему отвернуться, а сами в это время переставьте между собой местами два каких-либо числа. Задача ребенка – найти перестановку и восстановить исходный ряд.
5) Поставьте нужные знаки >, < или =:
8 … 6; 11 … 17; 8 … 13;
4 … 9; 20 … 18; 14 … 5;
7 … 7; 13 … 10; 20 … 10;
0 … 5; 15 … 15; 9 … 11;
6) Замени каждое число суммой десятка и единиц по образцу:
12 = 10 + 2; 17 = … + …; 14 = … + …;
15 = … + …; 18 = … + …; 10 = … + …;
7) Заполни таблицы состава следующих чисел:
Нумерация чисел от 21 до 100
Во 2 классе дети продолжают знакомство с двузначными числами в пределах от 21 до 100. эта тема изучается аналогично нумерации чисел от 11 до 20. вместе с тем, существует важная особенность, которая является причиной раздельного изучения этих двух числовых областей: если числа от 21 до 100 пишутся и читаются в одном и том же порядке, сначала десятки, потом - единицы, то во втором десятке читаются сначала единицы, а затем – десятки, в то время как запись числа осуществляется в обратном порядке. Ребенок сначала знакомится с разрядными числами («круглыми» десятками) – 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100, - а затем со всеми остальными числами в пределах ста. При этом целесообразно использовать уже описанное выше наглядное пособие – абак:
При изучении чисел от 21 до 100 необходимо обратить особое внимание на чтение чисел 40 и 90, которое отличается от чтения остальных разрядных чисел.
Проверочные задания по теме
«Нумерация чисел от 21 до 100»
1) Назови числа по порядку: а) от 17 до 31; б) от 79 до 93; в) от 82 до 58.
2) Запиши числа по порядку: а) от 28 до 43; б) от 65 до 37.
3) Назови числа, которые предшествуют числам: 57, 81, 40.
4) Назови числа, которые следуют за числами: 34, 68, 70, 59, 99.
5) Назови «соседей числа: 42, 79, 50, 81.
6) Замени следующие числа суммой разрядных слагаемых: 35, 68, 70.
7) Сравни числа: 35 … 38; 57 … 27; 49 … 61; 90 … 53.
8) Сравни двузначные числа, в которых некоторые цифры заменены буквами (одинаковым цифрам соответствуют одинаковые буквы, знак 0 обозначает цифру «нуль»):
257 … 72; ж0 … ж7; ж5 … д5;
42 … 40; 3д … 4ж; жд …дж.
Сложение и вычитание
План:
1. Роль задач в начальном курсе математики (записать ответ на вопрос в тетрадь для лекций).
2. Обучение решению простых задач:
а) раскрывающих смысл действий сложения и вычитания;
б) на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц;
в) на разностное сравнение;
г) с неизвестным слагаемым;
д) с неизвестным уменьшаемым;
е) с неизвестным вычитаемым.
3. Анализ видав задач с теоретико-множественной точки зрения.
Рекомендательная литература
1. Гребенникова Н.Л. Ознакомление первоклассников с задачей // Начальная школа. 1990. - №10. – С. 34-37.
2. Истомина Н.Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи //Начальная школа. – 1981. - №11. – С. 40-42.
3. Царева С.Е. Приемы первичного анализа задачи // Начальная школа. – 1985. - №9. – С. 46-49.
4. Шмырева Г.Г. Предупреждение ошибок в выборе арифметического действия при обучении решению задач // Начальная школа. – 1985. - №10. – С. 37-39.
5.
В начальном курсе математики большую роль играют задачи. Они выполняют функцию не только самостоятельного объекта изучения, но и важного средства, с помощью которого младшие школьники осваивают математические понятия. В зависимости от количества действий, с помощью которых решается задача, различают задачи простые (в одно действие) и составные (в два и более действий) в начальных классах вводятся 25 видов только простых задач, каждый из которых имеет свои методические особенности. Поэтому решение обычно является «камнем преткновения» для младших школьников. В связи с этим, рассмотрим данный вопрос более подробно.
Что значит решить задачу? На этот вопрос отвечают, как правило, следующим образом: «Решить задачу – это значит найти правильный ответ». Но это не совсем так. решить задачу, это значит:
- разобраться в условии задачи, выделить входящие в нее величины, определить, какие из них известны, а какую надо найти;
- выяснить, как между собой эти величины связаны;
- на основе этого правильно выбрать арифметическое действие;
- записать соответствующий пример, вычислить его и записать ответ.
Как видим, решение задачи включает в себя следующие элементы: а) анализ условия задачи, выделение известных величин и той, которую надо найти; б) краткая запись условия задачи; в) разбор задачи, составление плана решения (в составных задачах); г) запись решения; д) проверка решения.
Виды задач в 1 классе
В 1 классе четырехлетней начальной школы дети знакомятся со следующими видами простых задач:
Вид задачи | Пример данного вида задачи |
1. На нахождение суммы | У Саши было 6 тетрадей в клетку и 2 в линейку. Сколько всего тетрадей было у Саши? |
2. На нахождение остатка | У Саши было 8 тетрадей. 2 тетради он сдал учителю. Сколько тетрадей у него осталось? |
3. На увеличение числа на несколько единиц | У Саши было 6 тетрадей в клетку, а в линейку на 2 тетради больше. Сколько всего тетрадей было у Саши? |
4. На уменьшение числа на несколько единиц | У Саши было 6 тетрадей в клетку, а в линейку на 2 тетради меньше. Сколько всего тетрадей было у Саши? |
Задачи на нахождение суммы
Задачи на нахождение суммы раскрывают конкретный смысл действия сложения. Поэтому на подготовительном этапе работы над этим видом задачи необходимо постоянно оперировать с предметными множествами, делая упор на операцию объединения множеств. Приведем пример такой работы.
- Положи слева 5 красных кружочков, а справа – 3 синих кружочка. Придвинь синие кружочки к красным (при этом делается жест объединения синих кружочков с красными). Больше стало кружочков или меньше? (Больше.) Сколько всего стало кружочков? (8.) Каким действием это узнаем? (Сложением.)
В дальнейшем осуществляется переход предметных действий с кружочками к их моделям, которые вычерчиваются в тетради (размер кружочка – одна клеточка, интервал между ними тоже одна клеточка). В этом случае объединение множеств ребенок осуществляет мысленно и фиксирует это объединение на чертеже в виде стрелочки.
Для того, чтобы лучше разобраться в условии задачи, выделить входящие в нее величины, выполняется краткая запись условия, которая предшествует выбору арифметического действия и записи решения задачи. Для данного вида задач традиционной является следующая форма краткой записи условия (рассмотрим ее на примере приведенного выше текста задачи):
Пояснение обозначений: К. – тетрадей в клетку, Л. – тетрадей в линейку.
Однако величины, входящие в условие задачи, и отношения между ними более наглядно отображаются в краткой записи условия, которая выполнена в виде следующих схем:
а) схема в форме полоски:
б) схема в форме отрезка:
Использование таких схем больше помогает детям правильно выбрать нужное арифметическое действие для решения задачи.
Решение задачи на данном этапе записывают следующим образом:
6 + 2 = 7 (т.)
Ответ: 8 тетрадей.
Задачи на нахождение остатка
Данный вид задачи раскрывает конкретный смысл действия вычитания. Методика работы с такими задачами похожа на предыдущий вид, только вместо операции объединения множеств используется операция удаления части множества. Традиционная форма краткой записи условии выглядит так:
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
В основе правильного решения этих видов задач лежит понимание смысла отношений «больше на», «меньше на». Так, например, если тетрадей в клетку – 6, а в линейку на 2 больше, то это значит, что в линейку столько же, сколько в клетку, и еще 2. на схеме это отношение оформляется так:
Проверочные задания по теме «Решение задач»
Реши задачи:
1) В одной тарелке 5 яблок, а в другой – 4 яблока. Сколько яблок в двух тарелках?
2) У Саши было 7 марок. 2 марки он подарил другу. Сколько марок осталось у Саши?
3) В одной вазе – 6 цветов, а в другой – на 2 больше. Сколько цветов во второй вазе?
4) В гараже было 8 легковых машин, а грузовых – на 3 меньше. Сколько грузовых машин было в гараже?
5) На столе лежат 5 ложек, а вилок на 2 больше, чем ложек. Сколько вилок лежат на столе?
6) Сшили 9 платьев, а блузок на 3 меньше, чем платьев. Сколько сшили блузок?
7) Антону 7 лет, а его сестре на 2 года меньше. Сколько лет сестре Антона?
8) К озеру идут 5 уток, а утят на 4 больше, чем уток. Сколько утят идут к озеру?
9) Феде 10 лет, а Петя моложе Феди на 3 года. Сколько лет Пете?
10) На берегу 7 пингвинов, а на льдине на 3 пингвина меньше. Сколько пингвинов на льдине?
Решение простых задач
Во 2 классе продолжают решать простые задачи. В дополнение к тем, которые были представлены в 1 классе, приведем еще несколько видов.
Вид задачи | Особенности работы над данным видом |
На нахождение неизвестного слагаемого | Пример данного вида задачи: «В гараже было 5 грузовых и несколько легковых машин. Всего в гараже было 8 машин. Сколько легковых машин было в гараже?» Решение задач данного вида основывается на знании и умении применять следующее правило: «чтобы найти неизвестное слагаемое нужно из суммы вычесть известное слагаемое». Однако опыт показывает, что дети не всегда осознанно используют это правило и решение данного вида задач часто усваивают формально. Для преодоления этой трудности могут оказать помощь следующие средства: 1) Построение моделей в виде отрезков. Построим модель для приведенной выше задачи: 2) Обращение к понятиям «часть» и «целое». В этом случае рассуждения ребенка по приведенной выше модели выглядят следующим образом: «Известно целое (8 м.) и часть (5 м.). чтобы найти часть, нужно из целого вычесть другую часть». 3) Одновременное решение задач на нахождение неизвестного слагаемого и задач на нахождение суммы, т.к. они являются взаимно обратными задачами. |
На разностное сравнение | Различают два вида задач на разностное сравнение, которые отличаются друг от друга вопросом: 1) задачи с вопросом «на сколько больше?» (В гараже было 5 грузовых и 8 легковых машин. На сколько легковых машин было больше, чем грузовых?); 2) задачи с вопросом «на сколько меньше?» (В гараже было 5 грузовых и 8 легковых машин. На сколько грузовых машин в гараже было меньше, чем легковых?) Трудность состоит в том, что, несмотря на разные опорные слова в вопросах этих задач, обе они решаются действием вычитания. Дети же, ориентируясь на слово «больше», иногда для решения выбирают действие сложения. в установлении правильных отношений между величинами в задачах на разностное сравнение поможет «метод следов». Его суть состоит в следующем. На столе выкладывается в верхнем ряду 5 красных кружочков, а в нижнем ряду – 8 синих кружочков: затем кружочки убираются парами (по одному из каждого ряда) до тех пор, пока в верхнем ряду все кружочки не закончатся. В ходе этого процесса наглядно видно, почему задача решается действием вычитания: |
Уnpажнения.
1. Объясните смысл предложения:
а) самолет летит со скоростью 950 км/ч;
б) улитка ползет со скоростью 6 м/ч;
в) плот плывет по реке со скоростью 4 км/ч;
г) человек идет со скоростью 5 км/ч.
2. Назовите скорость, с которой может идти пешеход, автобус, такси, электропоезд, лететь самолет.
3. Чему равна скорость движения:
а) меч-рыбы, если она в каждый час проплывает 100 км?
б) пчелы, если она в каждую секунду пролетает 7 м?
в) верблюда, если он в каждый час проходит 35 км?
г) космического корабля, если он в каждую секунду пролетает 8 км?
д) велосипедиста, если он в каждый час проезжает 18 км?
4. Вы знаете, что для определения массы используют прибор, который называют весы, для измерения длины используют линейку или рулетку, для измерения времени - часы. А каким прибором измеряют скорость?
Для измерения скорости используют прибор, который называют спидометром (от англ. speed - скорость). По показаниям спидометра узнайте и запишите скорость движения каждой машины:
5. За 6 ч, двигаясь без остановок, поезд прошел 498 км. Сколько километров проходил поезд в каждый час? С какой скоростью шел поезд?
6. Один велосипедист за 2 ч проехал 24 км, а другой за то же время - 26 км. Найдите скорость каждого велосипедиста. Скорость какого велосипедиста больше? Что значит скорость больше?
7. За 1 ч автомобиль прошел 60 км. Сколько километров он проходил в каждую минуту? Запишите скорость автомобиля, используя единицу скорости км/мин.
8. Я заметил в бинокль предмет, движущийся со скоростью 1000 м/мин. Выразите эту скорость в км/мин.
В течение следующих 3-4 уроков по известной учителю методике учащиеся решают задачи на определение пути по данным скорости и времени движения и на определение времени по двум другим известным величинам - пути и скорости.
После рассмотрения решения, каждой из этих задач полезно вслух проroворить. выводы: 1) чтобы найти длину пути, надо время умножить на скорость; 2) чтобы найти время, надо длину пути разделитъ на скорость.
При решении задач на движение в средних классах учащиеся встречаются с большими трудностями - переводом скорости, данных в одних единицах, в другие единицы. Дело не в том, что соответствующее умение трудно сформировать. Этим надо специально заниматься, а в программе по математике для начальной школы этому вопросу не уделяется внимания и нужных видов упражнений в учебнике математики, естественно, нет. А определенную работу в этом направлении можно провести уже в начальных классах.
Предлагаем для тренировки несколько видов таких упражнений. Эти упражнения помогут научить учащихся переводить одни единицы в другие и будут способствовать развитию их мышления.
Упражнения.
1. Космический корабль летит со скоростью 8 км/с. Сколько километров он пролетит за 1 мин? Запишите скорость корабля в км/мин.
2. Машина прошла 150 км за 2 ч 30 мин. Найдите скорость машины и запишите ее в км/ч.
3. Велосипедист едет по дороге со скоростью 15 км/ч. Какое расстояние он проедет за 20 мин?
Решение. Покажем наиболее простой способ рассуждения. В 1 ч содержится 3 раза по 20 мин (60:20=3). Значит, 20 мин – это 1/3 часа. Так как каждый час велосипедист проезжает 15 км, то за 3 часа он проедет 5 км (15:3=5). Ответ. 5 км.
4. Человек идет по дороге со скоростью 4 км/ч. За какое время он пройдет 3 км?
Решение. По условию задачи человек проходит 4 км за 60 мин. Значит, 1 км он проходит за 15 мин (60:4= 15), а 3 км он пройдет за 45 мин (15*3=45).
Ответ. За 45 мин.
5. Стрекоза летит со скоростью 10 м/с. Сколько километров она пролетит за 1 ч?
Решение. В 1 ч содержится 3 600 с (60·60=3600). По условию задачи за 1 с стрекоза пролетает 10 м, а за час, т. е. за 3 600 с она пролетит в 3 600 раз большее расстояние, т. е. 10·3600=36000=36 километров.
Ответ. 36 км.
При обучении решению задач на движение двух тел в противоположных направлениях для предупреждения механического запоминания некоторыми учениками способа решения задачи полезно предлагать задачи, по сюжету и способу решения знакомые учащимся, но числовые данные подбирать так, чтобы формальный, заученный способ решения, примененный к таким задачам, привел бы учеников к ошибке или поставил их в тупик и они вынуждены были думать, рассуждать, искать правильное решение.
Примеры таких задач.
1. Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу из двух деревень. Скорость одного пешехода 5 км/ч, а другого 4 км/ч. Расстояние между деревнями 3 км. Какое расстояние будет между пешеходами через час после начала движения?
Решение. Через час от начала движения пешеход, идущий со скоростью 5 км/ч, пройдет 5 км. За это время он дойдет до деревни (до нее 3 км) и пройдет дальше еще 2 км. Второй пешеход за час дойдет до деревни (3 км) и пройдет еще 1 км. Значит, через час от начала движения расстояние между пешеходами будет 6 км (3+2+1=6).
Ответ. 6 км.
2. Из села в город на велосипеде выехал почтальон со скоростью 12 км/ч. В то же время навстречу ему из города в село вышел турист со скоростью 6 км/ч. Расстояние от села до города 9 км. Какое расстояние будет между ними через полчаса?
Решение. За полчаса почтальон проедет 6 км (12:2= 6), а турист пройдет 3 км (6:2=3). Так как расстояние от села до города 9 км, то через полчаса после начала движения почтальон, пройдя 6 км, а турист 3 км, встретятся (6+3=9). В момент встречи расстояние между ними будет0.
О т в е т. Расстояние равно 0.
IV. Проверка решения
Цель: установить, соответствует ли процесс и результат решения образцу правильного решения.
Приемы выполнения:
1. Прогнозирование результата (прикидка, установление границ ответа на вопрос задачи) и последующее сравнение хода решения с прогнозом. При несоответствии прогнозу — решение неверно. При соответствии решение может быть как верным, так и не верным. (Возможно установление правильности (правдоподобности) или неправильности (неправдоподобности) хода решения.)
2. Установление соответствия между результатом решения и условием задачи: введение в текст задачи вместо вопроса (требования) ответа на него (утверждение о выполнении требования), получение всех возможных следствий из полученного текста, сопоставление результатов друг с другом и с информацией, содержащейся в тексте. (Если в результате будут обнаружены противоречивые утверждения, то задача решена неправильно. В противном случае — результат решения верен. Правильность хода решения не устанавливается.)
3. Решение другим методом или способом. (Если в результате решения другим, (другими) способом или методом получили тот же результат - этот результат верен, в противном случае - неверен. Правильность хода решения не устанавливается.)
4. Составление и решение обратной задачи. (Если в результате решения обратной задачи получено данное прямой задачи, то результат решения - верен. В противном случае - неверен. Правильность хода решения не устанавливается.)
5. Определение смысла составленных в процессе решения выражений. (Если все выражения имеют смысл и смысл последнего таков, что позволяет ответить на вопрос задачи, то выражения составлены верно и после проверки правильности нахождения значений выражений можно утверждать, что ход и результат решения верны. В противном случае либо ход решения, либо его результат - неверны. Возможно установление правильности как хода, так и результата решения.)
6. Сравнение с правильным решением - с образцом хода и (или) результата решения. (При решении задачи тем же методом и способом, что и в имеющемся образце, возможно установление правильности как хода, так и результата решения.)
7. Повторное решение тем же методом и способом. (Возможно установление правильности хода и результата решения.)
8. Решение задач "с малыми числами" с последующей проверкой вычислений. (Возможно установление правильности хода и результата решения.)
9. Решение задач с упрощенными отношениями и зависимостями с последующим восстановлением отношений и зависимостей, данных в задаче. (Возможно установление правильности как хода, так и результата решения.)
10. Обоснование (по ходу) каждого шага решения через соотнесение с более общими теоретическими положениями. (Возможно установление правильности как хода, так и результата решения.)
V. Формулировка ответа на вопрос задачи (вывода о выполнении требования).
Цель: дать ответ на вопрос задачи (подтвердить факт выполнения требования задачи).
Формы и способы выполнения:
1. Построение развернутого истинного суждения вида: "Так как..., то можно сделать вывод, что... (формулируется ответ на вопрос задачи полным предложением в устной или письменной форме).
2. Формулировка полного ответа на вопрос задачи без обосновывающей частиустно или письменно.
3. Формулировка краткого ответа устно или письменно с помощью специальных знаков.
VI. Исследование решения.
Цель: установить, является ли данное решение (результат решения) единственным или возможны и другие результаты (ответы на вопрос задачи), удовлетворяющие условию задачи.
Приемы выполнения:
1. Изменение результата решения в соответствии с его смыслом и установление характера (направления) изменений в отношениях между измененным результатом и условием задачи.
Подбор другого результата решения и установление соответствия (возможности соответствия) условию задачи. Оценка степени возможности удовлетворения условию задачи других результатов.
Итак, чтобы решить задачу, нужно вначале ознакомиться с ней и понять ее, затем составить план решения, после чего выполнить его, сформулировать ответ на вопрос (вывод о выполнении требования) задачи, проверить ход и результат решения; выяснить, возможны ли другие результаты решения. Выполнить каждый из перечисленных этапов можно, применив один или несколько приемов, названных выше или сконструированных на их основе самостоятельно.
Часть из перечисленных выше приемов универсальна, т.е. применима к любым задачам, другая часть применима лишь к математическим задачам. Существуют и приемы более узкого назначения - для задач определенного вида. Выбор данного выше набора приемов обусловлен прежде всего результативностью и конструктивностью, т.е. возможностью расчленения на вполне конкретные и доступные освоению детьми операции.
Выделенные приемы, используются явно или неявно в опыте, часть из них представлена в описаниях процессов решения задач.
Представленные элементы теории решения задач, их смыслы, содержательное наполнение составляют содержание обучения решению задач и соответствующий взгляд на проблему обучения этому содержанию.
Ход урока
Актуализация знаний.
1. Устно. Я называю число, а тот, кого спрошу, с него продолжает счет:
5 (6, 7, 8, 9, 10)
3 (4, 5, 6, 7, …)
А теперь в обратном порядке:
7 (6, 5, 4, 3, 2, 1)
4 (3, 2, 1)
9 (8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1)
- Как удобно считать – в прямом или обратном порядке? (в прямом)
- Почему? ( мы так привыкли)
- С какого числа мы начинаем счет? (с числа 1)
- Возьмите в руки полоски бумаги, образуйте с их помощью цифру 1 и покажите. (Дети берут по 2, 3 палочки, показывают).
- Если не догадываются, я их прошу:
- А сможете показать цифру 1, используя только одну палочку? (Да, надо ее согнуть).
- Какая сначала была полоска? (ровная, прямая)
- А какая стала? (кривая)
II Объяснение нового. 1. На доске с двух сторон начерчены прямые и непрямые линии:
- Что начерчено на доске? (разные линии)
- А почему – в разных местах? Чем они отличаются? (прямые и кривые).
- Кто сможет показать, как я чертила кривые линии? Начертите рядом еще кривые линии. (Дети выходят и мелом чертят их).
- А как начертить прямые? (Дети пытаются начертить без линейки – не получается. Постепенно приходят к выводу – нужна линейка).
- Кто ответит - при помощи чего вычерчивают прямые и кривые линии? (прямые - при помощи линейки, а кривые – без нее как угодно).
- Итак, какие линии мы чертили? (прямые и кривые).
1. Учитель вызывает к доске двух учеников и дает им в руки – концы шнура (или ленты).
- Встаньте так, чтобы у вас получилась прямая линия. (Дети, держат шнур за концы и отходят друг от друга так, чтобы шнур был натянут).
- А теперь что нужно сделать, чтобы линия получилась кривая? (Нужно приблизиться, шагнуть друг к другу).
- Еще раз образуйте прямую линию. (Дети отходят так, чтобы шнур натянулся).
2. Учитель берет в руки ножницы, подходит к детям, которые держат шнур, отрезает его с двух сторон и к месту среза приставляет магнит красного цвета:
Двое детей, стоящие у доски, держат в руках отрезанный шнур и магнит.
- Что я сделала со шнуром? (Отрезали)
- Была прямая линия. Как ее теперь можно назвать. (Если дети сами не догадываются можно объяснить, что в математике эту фигуру называют отрезок).
3. На магнитной доске учитель крепит два магнита и через них перевешивает нитку.
- При помощи двух магнитов и шнура какую фигуру я смогу изобразить? (отрезок).
- Чтобы начертить на доске кривую – что нам потребуется в помощь? (мел).
- Что еще нужно, чтобы начертить прямую? (мел, линейка)
- А как мне начертить прямую? Это часть прямой или кривой линии? (часть прямой).
- Что еще мы делали с прямой линией, когда из нее образовывали отрезок? (мы ее отрезали и на место показывали магнитом).
- Как это сделать на доске? Что поставим вместо магнита? (Точки).
- Сколько точек нужно поставить, чтобы провести один отр<