Понятие «регулирование»: определение, виды. Различие понятий «регулирование» и «управление».
Регулирование (контроль) - воздействия на объект, управления, посредством которых достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование это функция управления.
Виды контроля:
1. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль используется в трех областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Например: входной контроль качества сырья и материалов, направляемых в производство; ознакомление с документами кандидата на вакантную должность.
2. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом является подчиненные сотрудники. Для того, чтоб осуществить текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь. Обратная связь - данные о полученных результатах. Например: контроль качества выполнения операций по обработке предметов труда; регулярные проверки работы подчиненных.
Текущий контроль осуществляется в двух формах:
- стратегический – имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и проводится по количественным и качественным показателям. Сам процесс сводится к сбору, обработке и оценке информации об уровне производительности труда, об уровне внедрений научно технического прогресса, новых методов работ, новых технологий в организации и ее подразделениях;
- оперативный – ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность (соблюдение последовательности операций, норм времени на их выполнение, качество труда). В ходе данного контроля проверяется загрузка оборудования, соблюдение общего графика работ, наличие запасов сырья, материалов и топлива, а так же уровень текущих работ и расходования денежных средств.
3. Заключительный контроль проводится по окончании работ и основывается на обратной связи. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, то есть руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы. В рамках заключительного контроляобратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Например: испытание готовой продукции; утверждение проекта.
Классификация управленческих работников. Требования предъявляемые к менеджерам.
Выделяют несколько видов управленческого труда:
Виды | Характеристика |
Функциональное | Выделение функций, необходимых для эффективного управления производством, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления |
Иерархическое | Распределение работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних |
Технологическое | Разделение процесса управления на операции по сбору, передачи, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников |
Профессиональное | Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой |
Квалификационное | Предоставление работника конкретных видов работ в соответствии с их квалификацией, стажем работы и личными способностями |
Должностное | Назначение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (компетенция – совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника по реализации какой-либо функции управления) |
В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях.
Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:
♦ наличие общих знаний в области управления предприятием;
♦ компетентность в вопросах технологии производства фирмы;
♦ владение навыками не только администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы
фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
♦ принятие обоснованных и компетентных решений;
♦ наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на рынках;
♦ умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;
♦ умение предвидеть тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на
рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои
позиции;
♦ умение согласования решений с нижестоящими сотрудниками и распределение участия каждого в их исполнении;
♦ знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
♦ знание условий, связывающих предприятие и работни
ков, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;
♦ устранение неспособных с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.