Понятие «регулирование»: определение, виды. Различие понятий «регулирование» и «управление».

Регулирование (контроль) - воздействия на объект, управления, посредством которых достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров. Регулирование это функция управления.

Виды контроля:

1. Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Предварительный контроль используется в трех областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Например: входной контроль качества сырья и материалов, направляемых в производство; ознакомление с документами кандидата на вакантную должность.

2. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Объектом является подчиненные сотрудники. Для того, чтоб осуществить текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь. Обратная связь - данные о полученных результатах. Например: контроль качества выполнения операций по обработке предметов труда; регулярные проверки работы подчиненных.

Текущий контроль осуществляется в двух формах:

- стратегический – имеет в качестве основного объекта эффективность использования ресурсов организации с точки зрения достижения ее конечных целей и проводится по количественным и качественным показателям. Сам процесс сводится к сбору, обработке и оценке информации об уровне производительности труда, об уровне внедрений научно технического прогресса, новых методов работ, новых технологий в организации и ее подразделениях;

- оперативный – ориентирован на текущую производственную и хозяйственную деятельность (соблюдение последовательности операций, норм времени на их выполнение, качество труда). В ходе данного контроля проверяется загрузка оборудования, соблюдение общего графика работ, наличие запасов сырья, материалов и топлива, а так же уровень текущих работ и расходования денежных средств.

3. Заключительный контроль проводится по окончании работ и основывается на обратной связи. Управляющие системы в организациях имеют разомкнутую обратную связь, то есть руководящий работник, являющийся по отношению к системе внешним элементом, может вмешиваться в ее работу, изменяя и цели системы, и характер ее работы. В рамках заключительного контроляобратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми. Например: испытание готовой продукции; утверждение проекта.

Классификация управленческих работников. Требования предъявляемые к менеджерам.

Выделяют несколько видов управленческого труда:

Виды Характеристика
Функциональное Выделение функций, необходимых для эффективного управления производством, выполнение которых закрепляется за определенными работниками или подразделениями аппарата управления
Иерархическое Распределение работ по уровням иерархии управления, закрепление их за определенными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних
Технологическое Разделение процесса управления на операции по сбору, передачи, хранению и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников
Профессиональное Дифференциация управленческих работников в соответствии с их профессиональной подготовкой
Квалификационное Предоставление работника конкретных видов работ в соответствии с их квалификацией, стажем работы и личными способностями
Должностное Назначение управленческих работников в системе управления в соответствии с их компетенцией (компетенция – совокупность прав, обязанностей и ответственности управленческого работника по реализации какой-либо функции управления)

В современном понимании менеджер — это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наде­ленный полномочиями в области принятия решений по конк­ретным видам деятельности фирмы в рыночных условиях.

Основными требованиями, предъявляемыми к менеджеру, являются:

♦ наличие общих знаний в области управления предприя­тием;

♦ компетентность в вопросах технологии производства фир­мы;

♦ владение навыками не только администрирования, но и
предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках,
проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы
фирмы в наиболее выгодных сферах применения;

♦ принятие обоснованных и компетентных решений;

♦ наличие практического опыта и знаний в области анали­за экономической ситуации на рынках;

♦ умение анализировать деятельность фирм-конкурентов;

♦ умение предвидеть тенденции развития хозяйственной
конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного ре­гулирования экономики в своей стране и в других странах, на
рынках которых фирма стремится усилить, либо удержать свои
позиции;

♦ умение согласования решений с нижестоящими сотруд­никами и распределение участия каждого в их исполнении;

♦ знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их
способностей и возможностей выполнения конкретной поручае­мой им работы;

♦ знание условий, связывающих предприятие и работни­
ков, и защита интересов обеих сторон на справедливой основе;

♦ устранение неспособных с целью удержания единства и
правильности функционирования фирмы.

Наши рекомендации