Поведенческий подход к изучению теории лидерства
Поведенческий подход акцентирует внимание на стиле лидерства, под которым понимается совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления.
Стиль лидерства отражает:
· степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным
· используемый тип власти
· методы работы с внешней средой
· способы влияния на персонал
· привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.
Основные теории лидерства различают два возможных поведения лидера:
1.поведение, ориентированное на человеческие отношения (уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала);
2.поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой (при игнорировании потребностей и интересов подчиненных, недооценке необходимости развития персонала).
Ситуационный подход
Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства — в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.
5. Содержательные теории мотивации
Мотивация - одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия.
Мотивация - сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели.
Мотив - внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом.
Внутренняя мотивация - это то, почему мы вкладываем свои усилия, почему мы действуем изо дня в день, создавая свою команду и свою организацию. Внутренняя мотивация побуждает ДЕЙСТВОВАТЬ.
Внутренняя мотивация - это:
· мечта, самореализация
· идеи, творчество
· самоутверждение
· убежденность
· любопытство
· здоровье
· нужность кому-то
· личностный рост
· потребность в общении
Внешняя мотивация - это устремление вас к достижениям в окружающем вас социуме.
Внешняя мотивация - это:
· деньги
· карьера
· статус
· признание
· престижные вещи (дом, квартира, машина)
· достойная эстетика быта
· возможность путешествовать [6]
Существует 2 вида теорий мотивации содержательные и процессуальные:
Содержательные теории мотивации в первую очередь стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы. При закладке основ современных концепций мотивации наибольшее значение имели работы трех человек: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:
- физиологические потребности (уровень 1);
- потребность в безопасности (уровень 2);
- социальные потребности (уровень 3);
- потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);
- потребность в самовыражении (уровень 5).
Рис. 1. Теория потребностей А. Маслоу
В основе теории Маслоу лежат следующие положения:
- потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом;
- поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры;
- после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается.
Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.
С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней как правило удовлетворены.
Рис. 2. Теория МакКлелланда
В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:
- потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
- наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
- для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
- для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
Рис. 3. Теория Ф. Герцберга
5. Процессуальные теории мотивации
Смотреть вопрос 5
Существует 2 вида теорий мотивации:содержательные и процессуальные: