Лекция 9. Природа и состав функций менеджмента
Функции управления
Функциями управления называют специализированные виды деятельности аппарата управления. При этом подразумевается, что совокупность действий, осуществляемых субъектом управления, структурно группируется на базе некоторых признаков, выражающих объединяющее начало для формирования соответствующей группы. Однако состав и принципы выделения этих признаков неоднородны. Поэтому деление системы управления на составные части требует более детального рассмотрения и углубления положений системного подхода.
В соответствии с теорией системного подхода выделенная по определенному признаку часть системы, которую, в свою очередь, можно рассматривать как систему, называют подсистемой. Системы, которые при анализе и синтезе рассматриваются как состоящие из подсистем, называются «большими системами».
Выделение подсистем позволяет локализовать внимание на составной части общей системы и осуществлять ее детальную проработку. Обычно это связано с трудностями единовременного охвата всех элементов системы и всех сторон ее деятельности.
В теории систем наряду с понятием о «большой системе» используется также понятие «сложная система». Под «сложной системой» понимается такая «большая система», в которой выделение подсистем осуществляется неоднократно и по качественно различным признакам. Это означает, что один и тот же элемент сложной системы одновременно входит в состав нескольких подсистем, выделенных с разных точек зрения. Образно это можно представить как деление объемной фигуры (например куба) на составные части путем разрезания его различными плоскостями, разложенными перпендикулярно друг другу.
Системы управления социально-экономическими объектами относят к категории таких сложных систем. Причем наиболее распространенными являются три основных подхода к делению этих систем на подсистемы.
Основным принципом выделения функций считается группировка элементов системы и осуществляемых ими действий по видам деятельности в субъекте управления. Данный подход крайне важен для профессиональной ориентации работников аппарата управления, а следовательно, и для соответствующей подготовки кадров.
Рассмотрим примеры выделения функций на основе вышеизложенного принципа.
Совокупность работ, связанных с определением будущего состояния объекта управления, называют планированием. Специалисты, занимающиеся этим видом деятельности, называются плановиками.
Функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров, называется регулированием. Специалисты, осуществляющие эту функцию, обычно называются диспетчерами.
Процесс создания новых или качественного улучшения ранее созданных и функционирующих систем называется организацией, а специалисты, его осуществляющие, – это организаторы производства.
Аналитическая функция, которая включает наблюдение за течением процессов в объекте управления и за текущим его фактическим состоянием, называется контролем. Одной из разновидностей контроля является бухгалтерский учет.
Другим важным подходом к выделению функций управления является группировка элементов системы по однородным видам деятельности, осуществляемым в объекте управления. В соответствии с этим подходом могут выделятся, например, такие подсистемы: управление подготовкой производства; управление процессами основной деятельности; управление материально-техническим снабжением; управление капитальным строительством; а также другие подсистемы.
Данный подход оказывает весьма существенное влияние на построение организационной структуры аппарата управления.
В основу третьего подхода выделения функций управления положен принцип их специализации в привязке к внутренней структуре объекта управления. Поэтому, если объект имеет крупные структурные формирования (например: цехи, филиалы, факультеты и т.п.), то совокупность элементов системы управления, непосредственно специализирующихся на руководстве только этими подразделениями, рассматривается как соответствующая функциональная подсистема.
Многочисленность подходов к выделению функциональных подсистем приводит в конечном итоге к дроблению функций на отдельные задачи.
Задача – это элемент функции управления, характеризующийся единством состава обрабатываемой информации, целью и алгоритмом обработки.
Задачи, решаемые в системе управления, выступают в качестве основы при проектировании схемы ее функционирования. Устанавливая взаимосвязь между информационным входом и выходом задач, проектировщики системы управления разрабатывают схему, которая обычно называется моделью системы управления.
На уровне позадачной детализации проектируются, главным образом, функциональные подсистемы. Система же в целом моделируется, как правило, в виде схемы взаимодействия отдельных подсистем, так как на уровне задач, которых можно насчитать до нескольких сотен, модель системы управления приобретает необозреваемый вид.